+7 (495) 956-21-01

8 февраля 2018 года специалисты КГ «ТЕРМИКА» провели онлайн-семинар по вопросам культуры деловой коммуникации

Онлайн-семинар проводился специалистами консалтинговой группы (КГ) «ТЕРМИКА» при участии доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), руководителя магистерской программы «Русский язык и межкультурная коммуникация» Елены Петровны Буториной. Компания сотрудничает с Еленой Буториной не первый год. Профессор является автором двух книг, выпущенных издательством «ТЕРМИКА»: учебного пособия «Русский язык и культура деловой речи. Справочник-практикум» (в соавторстве с Натальей Карнаух) и новинки «Основы документной лингвистики для работников организаций».

В своем докладе Елена Петровна указала, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать человек, ведущий деловое общение, обозначила критерии, определяющие качество документа с точки зрения лингвистики, и разобрала на примерах ряд типичных ошибок. Отвечая на вопросы слушателей, она рассмотрела несколько важных ситуаций и досконально проанализировала текст делового письма. Также профессор очертила для слушателей оптимальный план работы над документом, который позволит избежать многочисленных правок в будущем.


 

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Елена Буторина и ее новая книга «Основы документной лингвистики для работников организаций»


Говоря об образовании в области русского языка, Елена Буторина пояснила, что школы и вузы в основном уделяют внимание художественному и публицистическому стилям, не рассматривая подробно деловую речь. Вследствие этого у людей может сложиться искаженное представление о нормах написания документов, базирующееся на случайных примерах, встреченных в жизни. Зачастую при составлении документов их авторы, поверхностно знакомые со стилистикой, стараются писать «по-особому»: включая в текст канцеляризмы, громоздкие конструкции и устаревшие выражения, – что, несомненно, осложняет процессы как написания документа, так и его восприятия адресатом.

Помимо этого, трудности в работу с деловыми текстами добавляет расхождение во взглядах на стиль языка документов у лингвистов, юристов и делопроизводителей. Нередки случаи, когда оптимальные, с точки зрения языковедов, способы написания являются неправомерными с точки зрения законодательства или внутренних инструкций компании. Данные противоречия рекомендуется решать в пользу соответствия текста требованиям действующих нормативных правовых актов.

Однако все старания соблюсти нормы стилистики и структуры текста будут тщетны, если автор нарушает общие правила правописания и грамматики. Ошибки в деловой речи могут привести не только к снижению коммуникативной эффективности и недостаткам в работе систем управления, но и стать причиной критики в средствах массовой информации, отсутствия доверия со стороны подчиненных, деловых партнеров и клиентов.

Ситуацию, при которой ошибки в деловой переписке стали причиной падения уровня продаж у ряда сотрудников, представила слушателям начальник отдела документоведения и архивоведения (ОДА) КГ «ТЕРМИКА» Елизавета Осенникова, выступившая на семинаре после Елены Петровны. В приведенном примере у работодателя было три варианта действий в отношении часто допускающих ошибки сотрудников: наказание, введение дополнительных проверок документации и обучение. Первый способ не решает проблему и может снизить мотивацию работников. Второй влечет за собой потери времени и риск ухудшения климата в коллективе. Третий также предполагает дополнительные расходы, однако он решает проблему, поскольку квалификация сотрудников возрастет, и поэтому является наиболее эффективным способом.

Тем не менее обучение можно проводить по-разному, а значит, для начала необходимо выбрать тип обучения. Очное обучение является затратным в плане распределения денежных средств и расхода рабочего времени. Обучение с помощью книжных пособий и справочников малоэффективно: сотрудники могут быть недостаточно мотивированы для изучения изданий в свободное время, к тому же остается открытым вопрос проверки знаний. Электронное обучение не требует присутствия преподавателя, является интерактивным, предполагает наличие механизмов проверки знаний. В большинстве случаев оно является оптимальным решением для вопросов повышения грамотности сотрудников.


 

Слева: Начальник отдела документоведения и архивоведения КГ «ТЕРМИКА» Елизавета Осенникова
Справа: Преимущества использования информационных технологий в обучении сотрудников организаций


Продолжая выступление, Елизавета Осенникова продемонстрировала участникам семинара линейку обучающих продуктов КГ «ТЕРМИКА» по направлению «Управленческая безопасность». Данные продукты включают в себя мультимедийный курс UB_161 в формате SCORM «Основные правила русского языка для работников организаций» для изучения материала и курс с тестовыми заданиями УБ 1286 для проверки полученных знаний. Также начальник ОДА обозначила ряд курсов для сотрудников служб документационного обеспечения управления, секретарей, сотрудников кадровых служб и архивов. Все указанные курсы могут использоваться для внутрикорпоративного обучения и проверки знаний с помощью системы «ОЛИМПОКС».

Специальный гость семинара, Елена Буторина также подтвердила, что, на ее взгляд, электронное обучение, применяемое для повышения уровня знаний работников организаций, эффективнее самостоятельного изучения сотрудниками книжных изданий. Несомненно, книги и интернет-ресурсы могут применяться как справочники, в которых содержатся образцы документов. Для слушателей семинара профессор назвала несколько качественных источников. Однако целенаправленную подготовку персонала по темам, связанным с практической грамотностью, и проверку их знаний до и после обучения гораздо удобнее проводить с помощью электронных курсов.

«При организации корпоративного обучения электронные средства оказываются эффективнее бумажных справочников и пособий. Это связано с тем, что электронные средства могут обеспечить первоначальную оценку знаний, модульность и интерактивность. Модульность в данном случае заключается в возможности выборочно проработать те области, в которых наблюдаются пробелы. Интерактивность обеспечивается наличием обратной связи в виде результатов тестирования, рекомендаций для повторного изучения. К тому же электронные средства обучения могут быть адаптированы для мобильных устройств, что позволяет вести подготовку практически в любом месте: в дороге или в очереди. Книги в этом плане не так удобны», – подчеркнула в своей речи Елена Петровна.

Важно отметить, что вопрос соблюдения культуры деловой коммуникации и повышения уровня грамотности среди сотрудников организаций является достаточно важным для множества специалистов по всей России. В онлайн-семинаре 8 февраля приняли участие 249 человек, на почту КГ «ТЕРМИКА» и в чат трансляции поступило множество вопросов, на которые Елена Буторина ответила в прямом эфире. Примечательно, что ряд вопросов касался не только правил составления документации, но и использования принципов деловой речи для урегулирования конфликтов. Это в очередной раз свидетельствует о том, что умение использовать богатые возможности русского языка позволяет решать разнообразные задачи, выходящие за пределы обычного составления документов, поэтому формирование и развитие компетенций сотрудников в данной области должны представлять большую ценность для работодателя.

КГ «ТЕРМИКА» благодарит Елену Петровну Буторину за всестороннее рассмотрение темы и подробные ответы на вопросы слушателей, а также выражает признательность участникам онлайн-семинара за интерес к представленным докладам и решениям.

Вы можете ознакомиться с презентациями докладчиков:

Запись трансляции онлайн-семинара расположена по ссылке: https://my.webinar.ru/record/1044270/?i=dd04d2a1e5fdc99bf91198c4a79ba5ad 


Консалтинговая группа «ТЕРМИКА»
(495) 956-21-01 (многоканальный)
info@termika.ru
www.termika.ru
www.olimpoks.ru

все новости >