+7 (495) 956-21-01

Вопросы организации и проведения электронного обучения работников в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Я.И. Грищенко, к.г.-м.н., КГ «ТЕРМИКА»
О.А. Книжникова, КГ «ТЕРМИКА»

Анализ нормативно-правовой базы

Важным вопросом в области обеспечения экологической безопасности населения и охраны окружающей среды является организация профессиональной подготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ООС и ЭБ).

Механизмы реализации государственной политики в данной области отражены в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.2012. Среди прочего данный документ указывает на необходимость развития системы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области ООС и ЭБ как на один из путей решения задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.

На сегодняшний день упоминания о необходимости профессиональной подготовки (именно «упоминания», а не «требования») в области ООС и ЭБ содержатся в совсем небольшом перечне федеральных нормативных документов. Их можно с известной степенью условности разделить на 3 категории: декларативные (рамочные), рекомендательные и регулирующие (табл. 1).

Таблица 1. Нормативные документы, включающие в себя требования по обучению руководителей и специалистов в области ООС и ЭБ

Категория Федеральные нормативные акты
1. Декларативные (рамочные)
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»
  • «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
2. Рекомендательные
  • Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 № 1155 «Об утверждении Типовой программы по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  • ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.07.2007 N 175-ст)
3. Регулирующие
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об отходах производства и потребления»
  • Приказ МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с «Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами»)

Обширные рекомендации по подготовке всех работников компании в области ООС и ЭБ содержатся в семействе стандартов ISO 14000. Краеугольным камнем грамотно построенной системы экологического менеджмента (СЭМ) является компетентность в области ООС и ЭБ любого сотрудника компании, выполняющего для нее какие-либо работы, связанные с возможными значимыми воздействиями на окружающую среду. При этом организация сама должна определять потребности в подготовке персонала, связанные с ее экологическими аспектами и системой экологического менеджмента, и своевременно организовывать соответствующие мероприятия. Одним из главных постулатов СЭМ, достигающимся регулярной подготовкой и проверкой знаний в области ООС и ЭМ всех сотрудников компании, является осознание каждым работником всей важности соответствия экологической политики, а также значимых экологических аспектов, связанных с их деятельностью. Конечной целью является осознание каждым сотрудником пользы для окружающей среды, наступающей вследствие повышения его личного профессионализма и экологических знаний.

К концу 2015 года планируется ввести в действие новую редакцию стандарта – ISO 14001:2015, проект которого сейчас находится на стадии рассмотрения. Со дня официального опубликования новой версии стандарта начнется переходный период внедрения новых требований. Изменения затронут значительную часть документа и, несомненно, коснутся сферы компетентности,  подготовки и осведомленности персонала компании в вопросах ООС и ЭБ.

Основным регулятором в действующей нормативно-правовой сфере по общей подготовке специалистов в области ООС и ЭБ, как известно, является статья 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данная статья обязывает руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области ООС и ЭБ.

Обращает на себя внимание формулировка, определяющая субъект данной правовой нормы. Ведь «специалист, ответственный за принятие решений» это не только официальный, назначенный приказом руководителя предприятия, начальник экологической службы или просто ответственный за вопросы, связанные с экологической безопасностью. Это фактически любой специалист предприятия, выполняющий свои должностные обязанности, принимающий те или иные решения, несущий за них ответственность. Зачастую эти решения так или иначе связаны с потенциальным воздействием на окружающую среду, а значит естественным видится тот факт, что каждый специалист предприятия должен иметь представление об общих вопросах обеспечения экологической безопасности.

Отдельное место в законодательстве об обучении в области ООС и ПБ занимает вопрос о подготовке на право обращения с опасными отходами. Требования о необходимости такого обучения прописаны в ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а в целях их реализации утверждена «Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами» (Приказ МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»). При этом свидетельства на право обращения с отходами на предприятии, а значит и допуск к работе, должны иметь абсолютно все лица, ответственные за их сбор, хранение и утилизацию.

Формы, методы и организация подготовки и проверки знаний руководителей и специалистов в области ООС и ЭБ

Обучение и подготовка персонала в области ООС и ЭБ в первую очередь должны быть направлены на передачу соответствующего опыта и знаний работникам промышленного предприятия всех рангов. Основными навыками, полученными в рамках обучения и подготовки, являются умение персонала самостоятельно распознавать и реагировать на возникающие проблемы охраны окружающей среды, умение предусматривать решение этих проблем, контролировать деятельность после проведения определенных мероприятий, умение применять свои знания в аварийных и чрезвычайных ситуациях, умение принимать ответственность на себя и проявлять обоснованную инициативу.

При реализации программ повышения квалификации происходит совершенствование или получение новой компетенции, которая является необходимой в профессиональной деятельности, а также осуществляется повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. При реализации же программы профессиональной переподготовки происходит  получение компетенции, которая необходима для реализации нового вида профессиональной деятельности, получение новых знаний, соответствующих более высоким квалификационным требованиям.

На сегодняшний день профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области ООС и ЭБ осуществляется, как правило, на базе действующих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание учебных дисциплин по экологии, а также в учебно-методических центрах всех субъектов РФ, имеющих разрешение на ведение преподавательской деятельности с последующим освидетельствованием. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» оговаривается, что срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Лица, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают квалификационные документы: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (от 72 до 100 аудиторных часов), свидетельство о повышении квалификации (свыше 100 аудиторных часов) или диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 аудиторных часов).

Очевидно, что далеко не каждое предприятие имеет возможность на длительное время отвлечь от производственного процесса своего специалиста, направив его на очное обучение. Наиболее оптимальной формой получения знаний в этом случае является очно-заочная, при которой часть материала изучается слушателями самостоятельно с использованием электронных учебных курсов разной степени сложности и эффективности. При этом для автоматизации процесса часть учебных центров применяет достаточно мощные системы дистанционного обучения, другие же – более простые веб-средства с минимумом наглядности и интерактивности.

Предприятия также вправе при необходимости самостоятельно организовать на своей территории учебные классы (отделы) и проводить обучение, повышение квалификации своих работников с частичным отрывом от производства. К обучению рабочего персонала могут привлекаться высококвалифицированные специалисты предприятия, в том числе получившие профильное образование в области ООС и ЭБ, а также приглашенные преподаватели и специалисты. Программа обучения формируется ответственными специалистами на основании потребностей и особенностей данного предприятия и утверждается его руководителем. Ключевым источником информации для создания специализированных программ обучения персонала могут быть результаты проверок в области экологической безопасности, проводимых на данном предприятии.

Наряду с реализацией дополнительных профессиональных программ обучения на предприятиях может проводиться периодическая проверка знаний работников. Грамотно организованная и вовремя проведенная проверка знаний как часть действенно выстроенной системы экологического менеджмента является показателем эффективности работы экологической службы предприятия, так как с ее помощью достигаются положительные результаты экологического, экономического, стратегического характера. Периодичность проверки знаний на предприятии устанавливается внутренними документами, не противоречащими законодательству РФ. Внеочередная проверка знаний в области обеспечения экологической безопасности может быть проведена при возникновении аварии, чрезвычайной ситуации, которые могли оказать негативное влияние на окружающую природную среду, при ненадлежащем исполнении сотрудником своих прямых должностных обязанностей, а также по требованию вышестоящих органов.

Проверка знаний может проводиться как на предприятии, так и в учебно-методическом центре в виде устного или письменного опроса, моделирования определенной ситуации или тестирования с применением специализированных электронных курсов. Проверка силами предприятия проводится по разработанным и утвержденным внутри предприятия программам, отвечающим требованиям законодательства в области ООС и ЭБ.

Электронное обучение как эффективный инструмент подготовки и проверки знаний персонала в области ООС и ЭБ

Одним из наиболее простых и востребованных способов одновременного обучения большого числа персонала на предприятии несомненно является обучение с применением электронных материалов, учебников, курсов, электронного тестирования и инструктажей. На сегодняшний день данный вид получения и проверки знаний уже успел хорошо зарекомендовать себя по всему миру, а многочисленные исследования и публикации смогли убедить последних скептиков – электронное обучение это полноценная альтернатива всем известным классическим подходам в образовании. 

  1. Какие преимущества у электронных инструктажей, обучающих курсов и тестов?

    Безусловно, как и любая другая форма обучения, электронное обучение имеет свои плюсы и минусы. К ряду достоинств, несомненно, можно отнести следующие:

    Компетентность и актуальность. Электронные курсы, как правило, создаются при участии целой команды специалистов, что делает их зрелыми и всесторонними. Также это помогает более оперативно реагировать на все изменения и обновлять учебные материалы параллельно с изменением нормативной и научно-технической базы.

    Гибкость обучения. Продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

    Возможность обучения на рабочем месте. Обучающиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а при желании и дома, в пути с использованием мобильных приложений.

    Возможность определять критерии оценки знаний. В электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные слушателем в процессе обучения.

    Следует отметить, что все перечисленные преимущества по достоинству оцениваются слушателями, прошедшими электронное обучение. Компания SkillSoft осуществила опрос учащихся 16 крупных зарубежных университетов, которые используют технологии электронного обучения качестве дополнения к традиционному образованию. Особо студентами были отмечены следующие преимущества электронных курсов: гибкость, экономия времени, простота возвращения к пройденному учебному материалу.

    Согласно исследованию, которое было проведено BrandonHallResearch, знания тех людей, которые обучались самостоятельно электронным методом, были выше, чем знания тех, кто занимался традиционно. Чтобы сделать такие выводы, проводили исследование групп двух категорий – «онлайновых» и обычных.

    В результате проведенных исследований высокие результаты были зафиксированы по следующим позициям:

    • результаты тестов и сертификаций, то есть уровень знаний у дистанционных учеников оказался выше;
    • умение применять полученные навыки на практике, что, несомненно, важно для работодателя;
    • количество слушателей, сдавших аттестацию на более высокую должность;
    • долгосрочности запоминания информации.

    Однако, при всех перечисленных достоинствах электронного обучения остается ряд проблем. К ним прежде всего относятся: проблема трудозатратности, а как следствие скорость разработки таких курсов, правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат работодателя на оснащение учебных классов и другие.

  2. Зачем проводить обучение в области ООС и ЭБ всех работников организации?

    Четкие и годами выстроенные системы обучения руководителей, специалистов и рабочих промышленных предприятий имеются по всем направления обеспечения безопасности на производстве. Вводный инструктаж по охране труда и противопожарный инструктаж, аттестация по промышленной безопасности и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, пожарно-технические минимумы и обучение по ГО и ЧС. Все эти виды обучения направлены на обеспечение комплексной безопасности промышленного предприятия, сохранение здоровья его работников, качества окружающей среды и уже давно не вызывают вопросов об обязательности своего проведения. В то время как система обучения в области ООС и ЭБ до сих пор остается в зачаточном состоянии.

    С 01.01.2015 г. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена категорийность объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, среди которых есть объекты, оказывающие значительное и умеренное воздействие на окружающую среду (объекты I и II категории). Тем самым подчеркивается опасность этих объектов как для окружающей среды, так и для человека. Это значит, что весь персонал предприятия должен быть подготовлен к работе на этих объектах, должен знать основы охраны окружающей территории от негативного воздействия и уметь предотвратить экологическую опасность до ее перехода в необратимое экологическое бедствие.

    Обучение персонала, доведение до каждого работника предприятия экологической политики компании и требований законодательства в сфере ООС являются неотъемлемой частью мер по снижению экологических рисков. Экологический риск может быть вызван как чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного, техногенного характера, так и повседневными экологическими аспектами деятельности организации. Неверно принятое решение руководителя при выполнении тех или иных работ, недооцененная угроза, проигнорированная  работником, не знающим о ее возможных последствиях - все это факторы, способные повлечь за собой не только ужасающее экологическое бедствие, но колоссальные финансовые убытки предприятия, направленные на восстановления поврежденной экосистемы и собственной репутации.

  3. Электронные продукты компании «ТЕРМИКА» по обучению работников в области ООС и ЭБ

    «ОКС:Инструктаж»
    «Вводный инструктаж по экологической безопасности для работников организаций»

    Предназначен для проведения вводных инструктажей по экологической безопасности при приеме на работу

    Основные вопросы, рассматриваемые в инструктаже:

    • Требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды
    • Экологическая политика предприятий в области охраны окружающей среды
    • Охрана атмосферного воздуха
    • Охрана водных ресурсов
    • Охрана почв и земельных ресурсов
    • Охрана объектов окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления
    • Ответственность за несоблюдение требований экологического законодательства
    • Экологическая культура и образование.

    Смотреть подробнее >>

    «ОКС:Курс»
    «Основы обеспечения экологической безопасности в организации»

    Предназначен для подготовки и последующей проверки знаний руководителей и специалистов всех уровней в области обеспечения экологической безопасности.

    Основные вопросы, рассматриваемые в курсе:

    • Общие требования в области охраны окружающей среды, виды негативного воздействия на окружающую среду, экологический контроль
    • Экологическая экспертиза
    • Охрана водных ресурсов, охрана недр, охрана земель, охрана атмосферного воздуха
    • Безопасное обращение с отходами производства и потребления
    • Охрана лесов, животного мира, особо охраняемые природные территории.

    Смотреть подробнее >>

    «ОКС:Курс»
    «Подготовка и проверка знаний лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности»

    Курс разработан в соответствии с Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами и предназначен для обучения и проверки знаний лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.

    Основные вопросы, рассматриваемые в курсе:

    • Основы законодательства в области обращения с отходами в Российской Федерации
    • Опасные свойства отходов. Опасность отходов для окружающей природной среды
    • Нормирование воздействия отходов на окружающую среду
    • Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами
    • Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами
    • Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами
    • Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
    • Контроль за деятельностью в области обращения с отходами
    • Организация управления потоками отходов на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, промышленного предприятия
    • Организация обращения с твердыми бытовыми отходами
    • Транспортирование опасных отходов
    • Использование и обезвреживание отходов
    • Проектирование и эксплуатация полигонов по захоронению отходов

    Смотреть подробнее >>

Материалы по теме:

  1. Грищенко Я.И., Книжникова О.А. Особенности организации и проведения обучения работников предприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности // Экологический вестник России. – 2015. – № 7. – С. 62-67
  2. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90
  3. Тихомиров Д.В., Грищенко Я.И., Кучеренко С.В. Персоналу объектов - знания в области ГО и ЧС // Гражданская защита. – 2015. – № 1 (473). – С. 56-58
  4. Шмаль А.Г. Факторы экологической безопасности и экологические риски. – Бронницы: МП «ИКЦ БНТВ», 2010

Возврат к списку