+7 (495) 956-21-01

Уралхиммаш: Новая концепция внутреннего обучения

Философия Бережливого производства распространяется не только непосредственно на сам процесс производства, но затрагивает и другие стороны деятельности предприятия. Применять принципы Бережливого производства можно везде, настолько они универсальны, в том числе и в области обучения и развития персонала. Вот и на нашем заводе постепенно меняется отношение к обучению работников, теперь во главу угла ставятся такие критерии как качество и эффективность обучения.

Учить самим - выгоднее

На заводе уже несколько лет действует успешный проект «Школа линейного руководителя», в рамках которого линейный состав цехов получает необходимые знания. Единственным минусом проекта был рандомный охват аудитории – учились и новички, и те, кто в статусе линейного руководителя уже проходил этот курс ранее. Поэтому было принято решение применить новый принцип выбора аудитории для обучения: на базе курса «Школа линейного руководителя» создать модульное обучение с точечным подбором обучающихся, чтобы охватить большую аудиторию слушателей разных категорий и донести знания именно до тех, кому они необходимы.

Для реализации задуманного был разработан план - график внутреннего обучения в рамках которого учебные программы были разбиты по пяти блокам: «компьютерная грамотность», «профессиональные программные продукты», «конструкторско-технологическая подготовка», «производственный менеджмент», «система менеджмента качества».  В общей сложности были составлены 14 внутренних курсов обучения. По каждой программе определен преподаватель и целевая аудитория слушателей. Обучение в соответствии с графиком началось с апреля 2016 года.

Целенаправленная работа с аудиторией учебных курсов – только одно из направлений повышения качества образовательных программ, направленных на развитие персонала. Качество обучения складывается из многих составляющих: квалификации внутренних преподавателей, высокого уровня учебных материалов - учебных программ, демонстрационных материалов, презентаций, пособий, тестовых заданий, методического сопровождения. Но самое главное - контроль качества проведения учебных занятий, чтобы последовательно совершенствовать учебный процесс, повышать уровень квалификации приглашаемых к обучению работников. 


Только практическая польза 

В образовательном процессе задействованы четыре стороны: отдел подготовки кадров в роли организатора и координатора образовательного процесса, внутренние преподаватели, руководители подразделений, которые определяют потребность в обучении для своих подчиненных и работники, которые обучаются на курсах. Все они отвечают за качество образования, каждый в своей области.

Романова Евгения Евгеньевна, директор по персоналу: «Мы никого не учим просто для расширения кругозора. Поэтому руководители подразделений должны четко понимать потребность в обучении своих подчиненных, какие именно знания необходимы и кому. Руководитель, который четко понимает цели обучения, не будет мешать своим подчиненным учиться. Ведь часто бывает так, что работник заявлен на обучение, но на занятия его не отпускают, мотивируя производственной необходимостью, что, конечно, не способствует качеству учебного процесса.

На этом роль руководителя в организации учебного процесса не заканчивается: руководитель должен также донести и до подчиненных необходимость обучения. Если вы его отправляете учиться, обязательно надо получить от работника обратную связь – как он учится, усваивает ли материал, ходит ли вообще на занятия. А мы всегда готовы предоставить руководителям всю информацию по обучающимся: как их работники освоили программу, какие результаты продемонстрировали на итоговой аттестации, как посещали занятия.»

По словам начальника отдела подготовки кадров Щелкановой О.А., в настоящее время удалось найти общий язык с руководителями подразделений в данном вопросе. Руководители подразделений активно вовлекаются в процесс подготовки и составления учебных программ и для рекомендаций при выборе внутренних преподавателей.

Уже достигнут прогресс в передаче опыта обучения, когда руководители – внутренние преподаватели, приглашают своих подчиненных, которых мы рассматриваем в качестве потенциальных внутренних преподавателей, на свои занятия. Это важно – на собственном примере показать, как надо учить, держаться перед аудиторией, какой материал готовить.

В этом плане наиболее активны руководители подразделений дирекции по качеству, всегда идут навстречу и очень тщательно готовят учебный материал. Специалисты ОПК надеются, что в будущем такие эффективные партнерские отношения будут налажены со всеми руководителями. 

В два клика мышкой

В прошлом году на заводе активно началось внедрение дистанционного обучения. В июле прошлого года была внедрена обучающе-контролирующая система «ОЛИМПОКС». Данная система позволила проводить подготовку специалистов и руководителей для сдачи аттестации по промышленной, пожарной безопасности и охране труда без отрыва от производства в удобном режиме. Плюс не тратится время на организацию занятий в аудиториях, ведение документации – система выдает автоматически отчеты, члены аттестационной комиссии не теряют время на проверку ответов. Переход от традиционной формы обучения к дистанционному ежегодно, по подсчетам работников ОПК, экономит порядка ста тысяч рублей.

Но дистанционное обучение предполагает большую ответственность со стороны работника, который самостоятельно проходит курс. Сотрудники, направленные на обучение, должны не только понимать цели программы, но и активно участвовать в процессе обучения, освоить программу в полном объеме и в установленные сроки. Если ранее дистанционное обучение распространялось только на руководителей, специалистов и служащих, имеющих рабочие компьютеры, то сейчас к дистанционному обучению намерены подключить и рабочий персонал. Специалистами ОПК и ОГС разработан и внедрен электронный курс по профессии «сварщик». Курс предусматривает электронную версию и методическое пособие в форме «рабочей тетради» по следующим учебным модулям: материаловедение, сварочные материалы, сварочное оборудование, охрана труда и техника безопасности, технологический процесс РДС, дефекты и контроль качества. Теперь новые работники или рабочие, которые учатся на курсах повышения квалификации (разряда) могут дистанционно, самостоятельно изучить необходимый материал и пройти аттестационные тесты по теоретической части обучения. В будущем планируется создать электронные учебные курсы и для других рабочих профессий.

В качестве площадки для размещения электронных образовательных ресурсов   выступает внутренняя корпоративная сеть.

Но чтобы самостоятельно хорошо учиться, все кто учится, должны понимать практическую ценность обучения, что полученные знания они смогут применить в своей работе. Чтобы мотивировать работников применять на практике полученные знания, планируется ввести обязательный пост-тренинговый практикум по окончании каждого учебного курса. Суть практикума в том, что практическое задание работник получает от своего руководителя, который также выступает в роли экзаменатора и тестирует полученные знания.

Качество обучения 

В рамках бережливого производства в Управлении персоналом решили пересмотреть критерии обучения. Сейчас уже определены требования к наличию необходимой аттестации по вопросам безопасности работников, осуществляющих деятельность, подконтрольную надзорным органам – а именно, разработан Перечень должностей, подлежащих аттестации. Благодаря этому руководители получили возможность своевременно планировать подготовку персонала. То есть, соотносить требования к необходимой аттестации по каждой должности с имеющейся аттестацией и, руководствуясь графиком проведения обучения, своевременно направлять работника на подготовку.

Что касается определения требований к необходимой аттестации и квалификации у рабочих, то во втором полугодии планируется к реализации экспериментальный проект: «Организации процесса планирования и подготовки рабочих цеха тяжелой химической аппаратуры № 15» совместными усилиями работников отдела подготовки кадров и цеха № 15. Специалисты ОПК проведут мониторинг имеющейся первичной и периодической аттестации рабочих, наличия вторых профессий, сформируют базу профессий, первичной и периодической аттестации рабочих по требованиям охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. На базе этих данных будет разработан макет карты аттестации и профкомпетенций, который будет соотнесен с имеющимися данными по работникам. И уже на основе этих данных будет создаваться перспективный план подготовки и профессионально - квалификационного продвижения рабочих на 2017 год.  В итоге мы получим базу аттестации и профессиональных компетенций рабочих по всем подразделениям. Формирование бюджета затрат на обучение на 2017 год также будет проходить с учетом этой базы.

Что касается процесса планирования подготовки РСС по программам повышения квалификации, то в перспективе планирование подготовки по данному направлению будет осуществляться на основании результатов проведенной на предприятии оценки персонала. Как раз сейчас проходят оценочные мероприятия по программе, разработанной заместителем начальника ОИТ Ценевым В.А. совместно с работниками Управления персоналом. Цель проведения оценки – определение текущего уровня профессиональных компетенций, сбор и уточнение информации об основном и дополнительном образовании, участии в проектах, конференциях с целью дальнейшего определения направлений развития каждого работника и использования его компетенций в профессиональной деятельности. То есть, по результатам оценочных мероприятий будет сформирована база компетенций работников, результаты оценки будут использоваться при принятии решений о необходимости обучения, повышения квалификации, развитии кадрового потенциала.

Также Управление персоналом предлагает новые формы повышения квалификации:

  • самообразование путем использования электронных образовательных ресурсов   предприятия,
  • участие в вебинарах,
  • обмен опытом в подразделении посредством использования метода мультипликации, когда на корпоративный тренинг направляется не вся группа сотрудников, а лишь один ее представитель, в задачи которого в дальнейшем входила бы трансляция полученных знаний всему подразделению.

Система внутреннего обучения не должна восприниматься досадной помехой производственному процессу или как повод расширить кругозор. Каждый должен понимать, что новые знания пригодятся в работе, помогут повысить квалификацию, скажутся на карьерном росте, но только при условии практического их применения. Поэтому и вводятся новые критерии, чтобы сделать процесс внутреннего обучения качественным и удобным.

Источник: http://ekb.ru/press/korporativnaya-gazeta/  


Возврат к списку