Курсы «ОКС:ДПО» по промышленной безопасности

В начале 2019 года в систему подготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий был введен новый обучающий процесс – обязательное дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по промышленной безопасности для отдельных категорий работников. 

Новелла была введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ в_виде включения новой статьи 14.1 в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При этом сами категории руководителей и специалистов, обязанных наряду с общей для всех аттестацией получать ДПО по промышленной безопасности, были определены постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №_1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электро- энергетики». В их число входят работники, ответственные за осуществление производственного контроля, члены аттестационных комиссий организаций, а также работники, осуществляющие строительный контроль и авторский надзор на опасных производственных объектах. Однако практически сразу вновь введенная процедура получения ДПО стала восприниматься профессиональным сообществом как аналог подготовки к предстоящей первичной и периодической аттестации всех категорий руководителей и специалистов без исключения.

Проведение обучения в рамках ДПО по промышленной безопасности предполагается осуществлять один раз в пять лет в соответствии с Типовыми дополнительными профессиональными программами в области промышленной безопасности (далее – ТПП), подготовленными Ростехнадзором и ожидающими своей регистрации в Минюсте. Данные программы тематически связаны с 12 областями аттестации группы Б (Б.1 – Б.12) и рекомендуют проводить обучение в объеме повышения квалификации – от 16 до 112 академических часов.

Проведение обучения руководителей и специалистов в рамках ДПО по промышленной безопасности имеет несколько особенностей, не столь характерных для других направлений повышения квалификации, которые необходимо учитывать при подготовке методических материалов.

Во-первых, речь идет, как правило, об обучении взрослых, состоявшихся специалистов в области промышленной  безопасности, которыми прямая попытка чему-то их обучать может быть воспринята как сомнение в их опыте и компетенции. «Сесть за парту» (даже удаленно, в режиме самостоятельной подготовки) для работников, наделенных полномочиями и ответственностью за безопасность производственных объектов предприятия и жизни людей, означает «потерять время на повторение азов», вернуться к тому, что, по их мнению, давно пройдено и на чем строится их повседневная работа.

Во-вторых, сами подходы, даже самые современные, применяемые для обучения в рамках повышения квалификации (дистанционное обучение, электронные курсы, элементы интерактивности и прочее), не работают в полной мере, когда речь идет об изучении требований промышленной безопасности. Эти требования закреплены в сухих и четко сформулированных нормативно-правовых документах, с которыми приходится каждый день работать, а повышение собственной квалификации для специалиста сводится к изучению новелл законодательства и определению степени их нормативного воздействия на конкретное производство.

Таким образом, очевидно, что решение методических проблем, связанных с интеграцией руководителей и специалистов в области промышленной безопасности в образовательный процесс, сводится к изменению методических подходов и, самое главное, отношения к этому процессу организаторов обучения. Необходимо максимально дистанцироваться от попытки навязать некий обязательный объем учебного материала обучаемому и позволить ему самому понять текущий уровень своих знаний, дав возможность после этого максимально привычным способом получить новую информацию.

Именно такие подходы применяются в линейке обучающих продуктов «ОКС:ДПО»  и, в частности, в программно-методических комплектах курсов по промышленной безопасности.

Каждый программно-методический комплект состоит из курсов, включающих в себя обучающий и тестирующий модуль, и соответствует тематическому плану одной из программ ТПП. Изучение каждого курса программы начинается с короткого входного тестирования для определения стартового уровня знаний обучаемого. Тестовые задания подобраны максимально сложные, ориентированные на малоизвестные тонкости законодательства в области промышленной безопасности. Несмотря на то, что результаты входного тестирования не фиксируются в системе, они выполняют свою главную роль – дают понять обучаемому, что одного производственного опыта и базовых сведений не достаточно, необходимо освоить новые знания и сделать это можно посредством предлагаемых курсов.

Работа над курсом проходит путем последовательного изучения всех его тем, состоящих из мультимедийного обучающего модуля, прохождение которого фиксирует система, и набора тестовых заданий по курсу для промежуточной оценки уровня полученных знаний. После прохождения всех курсов обучаемому предлагается итоговое тестирование, включающее в себя тесты по всем курсам программы.

Учитывая описанные выше проблемы восприятия специалистами процесса обучения, необходимо подробнее остановиться на содержании мультимедийных модулей и их концепции.

При всей цифровизации нашей повседневной жизни и набирающем популярность электронном документообороте, наиболее эффективным способом работы с нормативными документами является их изучение в бумажном виде с карандашом или маркером в руке. Так уж устроен человеческий мозг, что нам важно видеть текст целиком, работать с ним, выделять важные фрагменты и делать пометки на полях. Такая техника работы с документом позволяет не только мысленно структурировать текст, облегчая его восприятие и запоминание, но и при необходимости быстро находить важные места в нем. При системном применении таких техник и в сопровождении простых графических элементов (графиков, диаграмм, зависимостей и пр.) любой, даже самый сложный текст может быть превращен в мнемонический (ассоциативно-визуализированный) конспект, позволяющий при одном взгляде на него восстановить в памяти большую часть информации либо быстро найти интересующий фрагмент. К мнемоническим инструментам можно отнести:

•             выделение, подчеркивание, обводку текста, содержащего важную информацию, определения, ключевые слова;

•             маргиналии – пометки на полях, выражающие отношение к прочитанному или классифицирующие соответствующую информацию в тексте, напротив которого они стоят;

•             мнемонические рисунки – штриховые наброски или пиктограммы,  вызывающие ассоциации с содержанием текста.

Система пометок не обязательно должна быть индивидуальна и понятна одному автору, она должна быть понятна и человеку, изучающему документ. В специальной литературе и интернет-публикациях можно встретить рекомендации по системному подходу к пометкам на полях – разделять информацию на новую и уже известную, выделять по-своему строгие определения и пространные размышления и т. д. Это свидетельствует об универсальности подхода и разнонаправленности его применения. Если пометки одного автора строго систематизированы и понятны, то ими может пользоваться широкий круг последующих читателей. Ознакомление с документом облегчается и ускоряется, если он предварительно был снабжен систематизированными пометками и мнемоническими рисунками. Более того, в технике работы с пометками на полях, подразумевающей только их считывание, теряет значение носитель, на котором изучается документ, а значит, такая техника становится применимой для электронных источников информации и может быть названа техникой продуктивного изучения электронного документа.

Такая техника была впервые применена  в обучающих модулях электронных комплектов «ОКС:ДПО», предназначенных для вдумчивого профессионального обучения путем продуктивного изучения выдержек из нормативных документов в рамках программы ДПО по промышленной безопасности. Теперь у специалистов, дорожащих своим временем и накопленными знаниями, есть возможность повышать свою квалификацию так, как того требует жизнь – быстро и продуктивно знакомиться с первоисточниками, а не с их пересказом.


Теги статьи


ОКС:ДПО