Организация ДПО по промышленной безопасности в вопросах и ответах

3 сентября 2020 года КГ «ТЕРМИКА» провела вебинар, посвященный организации дополнительного профессионального образования (ДПО) в области промышленной безопасности (ПБ). Онлайн-встреча, объединившая более 200 участников, в большинстве своем представителей специализированных образовательных организаций, впервые проходила в формате экспертного интервью.

На вопросы, поступившие в ходе подготовки к вебинару и непосредственно во время его проведения, отвечал заместитель начальника экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА» по научно-аналитической работе Дмитрий Тихомиров.

Понимая, что проблемы организации ДПО по промышленной безопасности актуальны для многих наших клиентов, мы решили опубликовать часть стенограммы вебинара в формате «вопрос – ответ». Для удобства чтения материал разделен на три тематических блока.


Тема 1. Нормативное регулирование вопросов организации ДПО

Вопрос: Где проходит граница регулирующего и надзорного воздействия, которое оказывают Рособрнадзор и Ростехнадзор на образовательные организации и корпоративный сектор?

Ответ: В нормативной документации граница их полномочий проведена четко и однозначно. Ростехнадзор традиционно занимается обеспечением безопасности на опасных производственных объектах и их проверкой. Все, что касается аттестации по областям промышленной безопасности, является его прерогативой. Никакого отношения к этой сфере Рособрнадзор не имеет.

Что касается организации ДПО, то здесь Ростехнадзор сделал следующее: приказом № 155 от 13.04.2020 утвердил дополнительные профессиональные программы (ДПП) в области ПБ. Больше никаких функций он на себя не берет. Все остальное – функция Рособрнадзора.

Вопрос: Должна ли специализированная образовательная организация иметь аккредитацию Ростехнадзора в подтверждение возможности своей деятельности по реализации программ ДПО в области промышленной безопасности?

Ответ: Никаких согласований с Ростехнадзором, тем более аккредитации для организации ДПО по ПБ, от учебных центров не требуется. Надзорную и регулирующую функции в части организации ДПО выполняет Рособрнадзор.

Вопрос: Должны ли быть аттестованы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» работники обучающей организации, участвующие в работе экзаменационных комиссий по ДПО в области ПБ?

Ответ: В настоящее время нет никаких требований к обязательной аттестации по утвержденным областям аттестации преподавателей, членов экзаменационных комиссий, организаторов учебного процесса при осуществлении ДПО по ПБ. Естественно, человек, не имеющий необходимого опыта или профильного образования, не сможет обеспечить качественное обучение в данной области. У преподавателя должно быть соответствующее техническое образование и еще одно дополнительное, педагогическое.

С точки зрения здравого смысла, требования к преподавательскому составу таковы: человек должен либо обладать опытом работы на производстве и быть связанным по роду деятельности с промышленной безопасностью, либо иметь соответствующее профильное образование.

Вопрос: Если отталкиваться от сути понятия ДПО, как оно прописано в законе об образовании, повторное освоение программы  ДПО по той же специальности не предполагается. При этом в части ДПО по ПБ есть требование повторного обучения раз в 5 лет. Целесообразно ли данное требование?

Ответ: Повышать квалификацию – значит получать новые компетенции. В промышленности это просто необходимо. Появляется новое оборудование, а вместе с ним – новые риски и новые опасности. Ужесточаются требования к проведению работ. Все это отражается в нормативной документации, и через 5 лет специалист не освоивший программу ДПО просто теряет хватку. Из этого и исходит регулятор.


Тема 2. Организация учебно-экзаменационного процесса

Вопрос: Какой статус имеют программы (требования ПБ в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности; требования ПБ в нефтяной и газовой промышленности; требования ПБ в металлургической промышленности; требования ПБ в горнорудной промышленности; требования ПБ в угольной промышленности; требования ПБ в области маркшейдерского обеспечения горных работ; требования ПБ на объектах газораспределения и газопотребления; требования ПБ к оборудованию, работающему под давлением; требования ПБ к подъемным сооружениям; требования ПБ при транспортировании опасных веществ; требования ПБ на объектах хранения и переработки растительного сырья; требования ПБ, относящиеся к взрывным работам), утвержденные приказом Ростехнадзора от 13.04.2020 № 155 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности»? Насколько они обязательны при составлении индивидуальных программ в учебных центрах?

Ответ: Это приказ федерального ведомства, и он обязателен к исполнению. Более того, это единственный официальный документ по содержанию ДПО. Других документов, описывающих содержательную часть образовательного процесса, просто нет.

Вопрос: Можно ли считать, что объем требований в рамках программы ДПО соответствует объему требований по соответствующим группам областей аттестации по ПБ?

Ответ: 12 типовых программ ДПО похожи и частично соответствуют 12 областям аттестации по промышленной безопасности. Это сходство создает ложное ощущение, что ДПО – это, по сути дела, подготовка к аттестации в Ростехнадзоре. Это совсем не так. Перед нами разные образовательные процессы.

Все программы ДПО имеют одинаковые особенности. Каждую открывает тема, посвященная самым общим вопросам. Это то, что в областях аттестации называется областью А – «Общие требования промышленной безопасности». И последней в каждой программе является тема, посвященная сварочным работам в той или иной области ПБ.

По этому поводу было много споров. Кто-то считает, что такая структура не совсем правильно отражает современные требования промышленной безопасности. Но есть и те, кто ее поддерживает. По их мнению, поскольку огневые работы являются сейчас особенно травмоопасными и вызывают наибольшее количество аварий, необходимо включить в каждую тему информацию о сварочных работах (самом распространенном виде огневых работ), чтобы описать все требования безопасности при их проведении. Это достаточно разумный подход.

Столь же правильным видится включение в каждую программу области А. Дело в том, что в учебные центры приходят люди, непосредственно связанные с конкретным производством: с подъемными механизмами, металлургией, нефтянкой. Давать им образование только по их направлению, не включая общих требований, – это, конечно, неправильно.

Вопрос: Если нужно организовать ДПО только в области аттестации А.1., по какой программе обучать?

Ответ: Давайте все же проясним. Есть область аттестации А.1. со сдачей на Едином портале тестирования Ростехнадзора, а есть ДПО. Правильный ответ такой. Вместе с заказчиком определите, какую из 12 программ ДПО должны пройти его специалисты, и организуйте обучение. Никакой отдельной типовой программы по А.1. нет.

Вопрос: Рекомендуемый срок освоения дополнительных профессиональных программ в области ПБ составляет от 16 до 112 академических часов. Также установлены различные формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная. Откуда такая вариативность?

Ответ: Не надо забывать, что «вилка» в ДПО существует достаточно давно. Например, при повышении квалификации допустимый временной разброс еще больше – от 16 до 250 академических часов. А дальше начинается профессиональная переподготовка.

Менять структуру программы мы не имеем права, но законодатель предоставляет нам возможность варьировать время изучения того или иного вопроса. Мы можем очень гибко настраивать ДПО для разных категорий пользователей: одни темы изложить пунктирно, другие – очень подробно. Этой возможностью надо пользоваться, так же как и возможностью выбора оптимальной формы обучения: очной, очно-заочной, дистанционной или комбинированной.

Таким образом, под каждого заказчика на основе типовой программы можно создать уникальный, специализированный, непосредственно для него предназначенный образовательный продукт. При этом все нормативные требования будут соблюдены.

Вопрос: Возможность использования дистанционного обучения при получении ДПО прописана в приказе Ростехнадзора? Насколько могут быть эффективны в данной сфере подобные формы обучения?

Ответ: Эпидемия коронавируса заставила многие учебные заведения перейти на удаленный режим работы. Накоплен огромный опыт. Мы видим, что в большинстве случаев этот переход не ухудшил, а улучшил качество образовательного процесса, зачастую даже без подготовки. Если же мы переходим на дистанционное обучение с правильными методическими материалами, с надежной платформой, мне кажется, успех обеспечен.

Уверен, в сфере ДПО по промышленной безопасности в ближайшие годы будет доминировать именно дистанционное обучение. В этой предметной области уже более десятилетия подготовка по областям аттестации ведется в электронном виде. Работники привыкли к этой форме подачи информации. Сидеть за партами и в течение недели, слушать лекции под запись – для них это будет выглядеть дико.


Тема 3. Учебно-методические материалы для ДПО

Вопрос: Какие типовые проблемы существуют при организации  процесса ДПО в области ПБ?

Ответ: Особенностью ситуации с ДПО в области ПБ является то, что по данной тематике нет ни учебников, ни рекомендуемых пособий. Основным источником знаний являются нормативные документы: федеральные нормы и правила, СНиПы и СанПиНы, приказы министерств и ведомств. По каждой программе – целая стопа документов. Например, по одной из распространенных областей ПБ необходимо было прочитать более 500 страниц текста. При этом законодатель просто описывает, что специалист должен знать. Нет никакого разбиения документов по темам. Эту работу должен провести организатор обучения.

На него ложится огромная ответственность, связанная с поиском и использованием правильных методических материалов. Главная проблема – большой объем документов, причем написанных не самым простым языком. Если наш источник – нормативный документ, мы должны от него отталкиваться. Если у него большой объем, значит, его надо сокращать, оставляя только ту информацию, которую требует конкретная программа.

И вторая особенность – мы учим взрослых. Это руководители, специалисты – занятые и ответственные люди. Они общаются с инспекторами Ростехнадзора, со своим начальством. Они считают, что все знают, и действительно хорошо знают свое производство. Мотивация к обучению у них совсем не такая, как у студентов, и убедить их в том, что они чего-то не знают, сложно. Но это единственный способ заставить их что-то изучать.

Вопрос: Могут ли в качестве учебно-методических материалов для организации ДПО в области ПБ использоваться утвержденные вопросы по областям аттестации? Если они утверждены регулятором, значит, прошли экспертизу грамотности составления, соответствия объему знаний, которыми должен обладать специалист?

Ответ: Могут, но в качестве дополнительных материалов. Организовать полноценный образовательный процесс, используя только тестовые задания, невозможно. Кроме того, однозначного соотнесения типовых программ ДПО и областей аттестации в нормативных документах не обеспечено. Утвержденные вопросы по областям аттестации могут быть использованы в бизнес-процессе по подготовке к аттестации (ранее – предаттестационная подготовка), который также может быть организован в учебном центре. ДПО в области ПБ – это образовательный процесс, отличный от подготовки к аттестации по областям аттестации и по форме проведения, и по объему требований.


29.09.2020

Новогодняя выгода с «ОЛИМПОКС»

Оплатите подписку на систему «ОЛИМПОКС» или «ОЛИМПОКС:Предприятие» до конца декабря 2022 года и получите один из трех предложенных подарков.