Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1С: зачем планируется его ввести
Сегодня на повестке дня проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 223н» (далее – проект приказа) (ID проекта: 02/08/03-24/00146511). Проектом предусматриваются точечные изменения в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов 49,4 млн граждан и 3,98 млн работодателей (данные СФР за 2022 год). Кроме того, проект приказа связан с деятельностью Роструда и СФР, включая их территориальные органы. Вкратце рассмотрим его.
Итак, статья 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предполагает возможность продления срока расследования несчастного случая (далее – НС) до завершения экспертиз, необходимых для надлежащего установления его причин и лиц, допустивших нарушение требований охраны труда, а также разработки мероприятий по устранению причин НС. В свою очередь отсутствие оформленного акта о НС на производстве по таким НС:
-
не позволяет своевременно обеспечить назначение соответствующих страховых выплат;
-
может затруднить медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, что может угрожать жизни и здоровью граждан, затрагивать права, свободы и законные интересы как граждан, так и организаций.
Цель новаций – ускорение предоставления гарантий и компенсаций при НС на производстве до завершения его расследования. Это особенно важно, когда расследование проводится продолжительное время в связи с дополнительной проверкой обстоятельств НС и необходимостью получения соответствующих экспертиз, не влияющих на квалификацию НС как НС на производстве. Предлагается ввести новую форму акта о НС на производстве – Н-1С (далее – акт Н-1С), который оформляется при необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств НС и является обязательной составляющей в материалах расследования. После оформления акта Н-1С, утверждения его работодателем и направления страховщику, расследование НС будет продолжено. После получения необходимых материалов (экспертиз, исследований, заключений) комиссия по-прежнему будет формировать окончательный акт о НС на производстве Н-1, содержащий причины НС, список лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, и перечень мероприятий по устранению причин НС. Таким образом, предлагаемый механизм позволит обеспечить назначение обеспечения по страхованию независимо от срока завершения расследования таких НС.
Одновременно с этим изменения предусматривают порядок действий в случае, если НС (в зависимости от конкретных обстоятельств) классифицирован как НС, не связанный с производством. В этом случае акт Н1-С признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя). Указанное решение принимается в соответствии с решением комиссии или государственного инспектора труда при проведении самостоятельного расследования НС. Решение работодателя и акт Н1-С направляются в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).
В заключение отметим, что не все предлагаемые новации доходят до логичного финала – их принятия. К примеру, Государственной Думой Российской Федерации был отклонен законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве). Однако по рассматриваемому вопросу статистика показывает реальную картину, и ее цифры, несомненно, влияют на принятие решения о введении предлагаемых изменений.
Количество легких НС, расследование которых длилось свыше 18 дней, продлевалось (в соответствии с предложением 2 части 3 статьи 229.1 ТК РФ) и повлекло обеспечение по страхованию, а также приобретение лекарственных препаратов и выявило нуждаемость в санаторно-курортном лечении, составило 4 % от общего количества легких НС, по которым проводилось расследование свыше 18 дней и в дальнейшем продлевалось (количество таких случаев в 2022 году составило 420, в первом полугодии 2023 года – 128). Преимуществом предлагаемого механизма для работников является своевременное назначение обеспечения по страхованию, а также своевременная медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавшего.
Дата вступления в силу проекта приказа, предлагаемая регулятором, – 1 сентября 2024 года. Внимательно следим за ходом его принятия.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.