Актуализация документов по оказанию первой помощи: памятка, учебное пособие и новые нормы

Памятка, пособие и новый порядок оказания первой помощи: как они согласованы?

В настоящее время актуализировали:

  • памятку по оказанию первой помощи пострадавшим (далее соответственно – Памятка, ПП). Она разработана ФГБУ «ЦЭПП МЧС России» и размещена на портале МЧС России;

  • учебное пособие для лиц, оказывающих первую помощь в соответствии с Порядком оказания первой помощи (далее – Учебное пособие). Ранее оно называлось: «Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь». Учебное пособие размещено на сайте «Все о первой помощи» (allfirstaid.ru). Данный сайт ранее был приведен в письме Минздрава России от 19.10.2022 № 16‑1/И/2‑17651 «О разработке и использовании Учебно-методического комплекса по первой помощи» (далее – УМК) как сайт, на котором размещены материалы УМК, в который входит рассматриваемое Учебное пособие. Но здесь следует оговориться, в письме упоминается также сайт ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (mednet.ru), на котором также размещены материалы УМК. Однако там Учебное пособие представлено в прежней, еще не актуализированной редакции.

Памятка, пособие и новый порядок оказания первой помощи: как они согласованы?

Предлагаем вкратце рассмотреть то, как согласованы Памятка и Учебное пособие с новыми нормами. Сравним их рекомендации и с отдельными требованиями:

  • Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323‑ФЗ);

  • нового Порядка оказания первой помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 03.05.2024 № 220н (далее – Порядок № 220н);

  • действующих Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – постановление № 2464), которые в части обучения оказанию ПП пострадавшим не претерпели изменений.

Итак, Федеральным законом № 323‑ФЗ среди прочего уточнено определение понятия ПП. Согласно новой Памятке, ПП – это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Цель ее – устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения. Используемое в Памятке определение более емкое по сравнению с определением, установленным Федеральным законом № 323‑ФЗ. В свою очередь в Учебном пособии приводится определение ПП в редакции, установленной Федеральным законом № 323‑ФЗ. Для сравнения, ПП согласно Федеральному закону № 323‑ФЗ – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи (часть 1 статьи 31). Как видно, в Федеральном законе № 323‑ФЗ приведено более полное определение ПП по сравнению с Памяткой.

В свою очередь Порядок № 220н, заменивший действовавший 12 лет приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», дополнил перечень состояний, при которых должна быть оказана ПП. С его принятием появились и другие изменения. Но, как отмечалось выше, постановление № 2464 в рассматриваемой области не уточнялось. Таким образом, программа обучения оказанию ПП пострадавшим должна соответствовать примерным темам неактуализированного приложения № 2 постановления № 2464, но с учетом изменений нового Порядка № 220н. Получается, что целесообразно проанализировать рекомендации рассматриваемых актуализированных документов с темами теоретических и практических занятий приложения № 2 постановления № 2464.

Проведя такой анализ, можно увидеть, что теоретическое занятие по теме 3 приложения № 2 к постановлению № 2464 предусматривает «Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока». При этом указанная информация о травматическом шоке в Учебном пособии и Памятке отсутствует. Также в них нет на этот счет пояснений.

Кроме этого, в Учебном пособии отсутствуют способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности в суставе. Теоретическое занятие по теме 3 приложения № 2 к постановлению № 2464 содержит их. При этом в Учебном пособии указаны только три способа остановки кровотечения: прямое давление на рану, наложение давящей повязки и наложение кровоостанавливающего жгута, что соответствует Порядку № 220н. В Учебном пособии такое сокращение способов объясняется тем, что пальцевое прижатие артерии и максимальное сгибание конечности в суставе является «специфическими способами остановки кровотечения, которым сложно обучать широкие слои граждан». Тем не менее, данные способы остановки кровотечения присутствуют в постановлении № 2464.

Наблюдается и обратная ситуация. Некоторые наиболее важные изменения, которые связаны с вступлением в силу Порядка № 220н, учтены в Учебном пособии и Памятке, но они не содержатся в приложении № 2 к постановлению № 2464. К их числу среди прочих относятся следующие наиболее важные изменения:

  • разрешено применение автоматического наружного дефибриллятора (далее – АНД);

  • в перечни состояний и мероприятий по оказанию ПП заложено оказание ПП при судорожном приступе, сопровождающемся потерей сознания, а также при укусах или ужалениях ядовитых животных;

  • в число мероприятий по оказанию ПП добавлено оказание помощи пострадавшему в принятии лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных врачом.

От себя добавим, что в части указанных изменений целесообразно актуализировать локальные нормативные акты организации, включая программы обучения оказанию ПП пострадавшим, несмотря даже на то, что эти нововведения не включены в приложение № 2 к постановлению № 2464.

В описании ПП при судорогах указано, что при наличии угрожающего жизни кровотечения надо остановить его любым доступным способом, однако не указывается, каким способом следует это сделать. Возникает вопрос: любым доступным способом, указанным в Учебном пособии, либо любым вообще? К примеру, остановить кровотечение возможно путем максимального сгибания конечности в суставе, но данного способа нет в новом Учебном пособии. Как видно, четкие указания проведения ПП в нем в ряде случаев отсутствуют.

Памятка, пособие и новый порядок оказания первой помощи: как они согласованы?

Также в новом Учебном пособии приведен достаточно сокращенный алгоритм оказания ПП при ударе током. В нем сделан акцент на особенностях ее оказания. Важно обеспечить безопасность участника оказания ПП и прекращение действия поражающего фактора (электрического тока) на организм пострадавшего. Так, в бытовых условиях это можно сделать самостоятельно, воспользовавшись выключателем или устройством автоматического отключения в электросчетчике. Но если речь идет о поражении электричеством на производстве или высоковольтных электрических сетях, необходимо будет дождаться прибытия профессиональных аварийно-спасательных формирований. Получается, что участник оказания ПП на производстве не может самостоятельно прекратить действие поражающего фактора на организм человека согласно Учебному пособию без прибытия профессиональных аварийно-спасательных формирований, что в свою очередь не позволит оказать ПП на производстве без реализации упомянутых особенностей ее проведения.

Еще один пример. Учебное пособие предполагает придание телу пострадавшего оптимального положения при травме головы. Возникает логичный вопрос: какого? Указано, что, если пострадавший находится без сознания, ему следует придать устойчивое боковое положение, которое уменьшает вероятность западения языка и сводит к минимуму возможность попадания рвотных масс или крови в дыхательные пути. Вопрос остается открытым для случая, когда пострадавший находится в сознании.

Также в Учебное пособие внесены изменения, которые не связаны с нововведениями, вызванными принятием нового Порядка № 220н. К примеру, ранее Учебное пособие до его актуализации предусматривало максимальное время нахождения жгута на конечности. Оно не должно было превышать 60 минут в теплое время года и 30 минут в холодное. Теперь относительно безопасный срок наложения жгута на конечность составляет 2 часа, независимо от температуры окружающей среды.

Относительно оформления добавим, что в Учебном пособии отсутствуют рисунки 29 и 44. Ссылки, выполненные в виде QR‑кодов, предназначенных для перехода на дополнительную информацию (видео), открывают страницу сайта «Все о первой помощи», на котором данная информация отсутствует. Также отметим, что в оглавлении не указана тема 2. В этой части Учебное пособие, по нашему мнению, требует доработки.

В свою очередь, в Памятке используется термин «судорожное состояние», при этом в новом Порядке № 220н используется термин «судорожный приступ». Идентичны ли они с точки зрения оказания ПП – неизвестно. Кроме этого, автоматический наружный дефибриллятор согласно Памятке используется при возможности, при этом применение АНД согласно Порядку № 220н обязательно при его наличии.

Справедливости ради следует добавить, что не любой, кто оказался рядом с пострадавшим, сможет оказать ему ПП с использованием АНД, так как у него могут возникнуть различные вопросы по его применению, если он заранее не был обучен его использованию. Памятка не описывает во всех деталях аспекты (опасности, риски), связанные с применением АНД. Имеется в виду опасность поражения электрическим током работника, оказывающего ПП, либо его помощника. Памятка указывает на то, что по команде АНД нужно убедиться, что к пострадавшему никто не прикасается. Таким образом, риски существуют, необходимо контролировать контакт с телом пострадавшего перед нанесением разряда. Только после этого возможно дать разряд, нажав на кнопку АНД.

В перечень состояний, при которых оказывается ПП, также вошла острая реакция на стресс – состояние, в котором оказывается человек, попавший в трагические обстоятельства. Это значит, что в мероприятия, проводимые в «золотой час», теперь включена забота и о психическом здоровье. Оказание психологической поддержки выделено в отдельное практическое пособие по психологической поддержке. Его можно изучить, перейдя по приведенной в Памятке ссылке (QR‑коду). В свою очередь информация по психологической поддержке пострадавшего включено в Учебное пособие.

Отдельное практическое пособие по психологической поддержке включает порядок действий при различных состояниях – истерике, агрессии, апатии, страхе, тревоге, плаче. Для каждого из них приводится характеристика и действия по оказанию помощи как пострадавшим, так и себе. Кроме этого указаны недопустимые действия. В заключении практического пособия приведено изречение немецкого философа, как нельзя более точно описывающего то, что происходит с человеком, переживающим психологическую травму: «Все, что не убивает меня, делает меня сильнее!».

Но рассказ об изменениях будет неполным, если не упомянуть о разнице между рекомендациями, приведенными в Памятке и Учебном пособии. К примеру, рассмотрим последовательность оказания ПП при травме глаз. Согласно Учебному пособию «следует наложить повязку с использованием перевязочного материала из аптечки первой помощи. Повязка в любом случае накладывается на оба глаза, так как при оставлении здорового глаза открытым, он будет невольно следить за окружающим и приводить к движению пострадавшего глаза. Это может усугубить его повреждение».

В свою очередь, согласно рекомендациям Памятки:

  • «при травмах глаз и век наложите повязку на оба глаза (если не закрывать повязкой оба глаза, то движения здорового глаза будут вызывать движение, боль и дополнительные повреждения в пострадавшем глазу). Вызовите скорую медицинскую помощь»;

    Памятка, пособие и новый порядок оказания первой помощи: как они согласованы?
  • «при химических ожогах глаз или попадании в глаза инородных тел осторожно раздвиньте веки пальцами, обильно промойте глаза чистой водой (желательно комнатной температуры). Промывать глаза следует так, чтобы вода стекала от носа к виску».

    Памятка, пособие и новый порядок оказания первой помощи: как они согласованы?

В Учебном пособии также говорится о необходимости смыть вещество с поверхности кожи струей проточной воды при химическом ожоге, но последовательность оказания ПП при химическом ожоге глаз в нем не приводится.

Таким образом, при попадании в глаза инородных тел (частном случае травмы глаз) согласно Учебному пособию необходимо наложить повязку на оба глаза, но согласно Пособию следует обильно промыть глаза чистой водой. Какая последовательность оказания ПП для данного состояния является правильной? Вопрос остается открытым.

Подводя итог, отметим, что мы рассмотрели только некоторые изменения упомянутых документов, не касаясь остальных.

Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.