Новые Правила регистрации ОПО: что меняется с 1 марта 2026 года?
Сегодня на повестке дня изменения в правилах регистрации опасных производственных объектов (далее — ОПО) в государственном реестре ОПО (далее — государственный реестр). С 1 марта 2026 года вступят в силу новые Правила регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.09.2025 № 1363 «О регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее — Правила). Правила приходят на смену двум ключевым документам, регулирующим этот порядок:
-
аналогичным Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (утрачивают силу с 1 марта 2026 года) (далее — ПП № 1371);
-
Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее — Приказ № 471). Ожидается их официальная отмена (ID проекта 01/02/09-25/00160047). Также следует ожидать актуализации административных процедур предоставления Ростехнадзором государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре (приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140).
Новый единый документ объединяет в себе Правила, включая порядок регистрации ОПО, ведения государственного реестра, исключения из него ОПО, а также содержит таблицу типовых наименований (именных кодов) ОПО, признаков опасности и особенностей идентификации.
Почему мы рассказываем об этом заранее?
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», обязательные требования вступают в силу с 1 марта или 1 сентября и не ранее чем через 90 дней после официальной публикации. Это сделано для того, чтобы у бизнеса было достаточно времени для детального изучения всех изменений и заблаговременной подготовки к новым нормам.
Предлагаем подробнее рассмотреть отдельные требования Правил, уделив внимание различным нововведениям. Подчеркиваем, что все озвученные в статье мнения и заключения носят исключительно оценочный характер и не являются рекомендациями к действию.
Ключевые изменения нового порядка
-
Цифровизация и упрощение документооборота:
-
подача заявлений осуществляется преимущественно в электронной форме;
-
отменено требование об обязательном предоставлении документов, подтверждающих право на земельный участок и здания (вводятся альтернативные способы).
-
Сокращение сроков и гибкость процедуры:
-
срок регистрации ОПО сокращен с 20 до 10 рабочих дней (исключение: заявления, поданные в бумажной форме, и ОПО с 10 и более техническими устройствами);
-
вместо немедленного отказа в предоставлении услуги предусмотрена процедура приостановки для устранения недочетов в документах.
-
Переход на «реестровую модель»:
-
отменяются бумажные свидетельства о регистрации ОПО;
-
подтверждением регистрации будет являться выписка из государственного реестра, снабженная QR-кодом для проверки подлинности и удобства работы.
Регистрирующие органы: разграничение полномочий сохранено
Правила сохраняют разграничение полномочий по ведению государственного реестра. Его ведение — это не исключительно прерогатива Ростехнадзора, а распределенная система. Центральная роль остается за Ростехнадзором, который:
-
ведет государственный реестр в ведомственной информационной системе (пункт 6 Правил). Сейчас государственный реестр ведется в «единой систематизированной базе данных» (пункт 4 Приказа № 471);
-
обеспечивает методологическое и программно-технологическое единство системы: разрабатывает и утверждает единые принципы регистрации, обеспечивает техническую поддержку программного обеспечения;
-
ведет территориальные разделы государственного реестра.
Право на самостоятельную регистрацию ОПО и ведение собственных ведомственных разделов государственного реестра в единой системе сохранил без изменений строго ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) и одна государственная корпорация:
-
ФОИВ: Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ГУСП, ФСИН России;
-
Госкорпорации «Росатом».
Таким образом, круг ФОИВ «силового блока» и корпорации, наделенных полномочиями по регистрации ОПО, является закрытым. Если объект не принадлежит к юрисдикции одного из перечисленных выше силовых ведомств или госкорпорации «Росатом», его регистрация осуществляется в территориальном органе Ростехнадзора.
Идентификация ОПО: что нового?
Идентификация ОПО — ключевой этап. От правильности этого этапа напрямую зависит факт регистрации объекта в государственном реестре, присвоенный класс опасности, определяющий уровень риска (опасности), объем нормативных требований, которые будут применяться к эксплуатации объекта. Поэтому каждое изменение в законодательстве требует тщательного изучения и понимания — ошибки на этом этапе могут привести к серьезным последствиям, вплоть до отказа в регистрации.
Приложение № 1 к Правилам содержит структурированную таблицу с 19 категориями ОПО (от угольной промышленности до спецхимии), включающее более 170 позиций типовых наименований (примерно). Оно строго привязано к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), что исключает произвольное толкование и субъективность при идентификации ОПО. Для этого:
-
изменена терминология колонок. Вместо «Признаки опасности» (Приказ № 471) теперь используется формулировка «Процессы (работы), осуществляемые (выполняемые) на ОПО, указанные в приложении 1 к Федеральному закону». Это не просто смена названия, а прямая и недвусмысленная отсылка к первоисточнику — Федеральному закону № 116-ФЗ. Регистрирующий орган и эксплуатирующая организация должны руководствоваться только тем, что прямо прописано в федеральном законе;
-
упрощены пояснения. Детальные, иногда избыточные пояснения из Приказа № 471 (особенно в колонке «Особенности идентификации») заменены на краткие, единообразные формулировки, которые строго соответствуют букве и духу закона.
Приведем пример, который наглядно демонстрирует принципиальное изменение подхода изложения обязательных требований:
-
в Приказе № 471 содержалось расширенное толкование понятия «стационарно установленные грузоподъемные механизмы». Там прямо указывается, что «в процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) относятся к стационарно установленным <...> независимо от их возможности перемещения». Это было ведомственное толкование, расширяющее (разъясняющее) сферу применения закона;
-
в новых Правилах и Федеральном законе № 116-ФЗ такой оговорки нет. Текст Правил дословно повторяет Федеральный закон № 116-ФЗ: «использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов) <...>».
Также уточнены описания границ объекта. В Приказе № 471 границы часто описаны кратко и по-разному: «Границы горного, земельного отвода», «Границы земельного отвода», «Границы опасной зоны». В Правилах описание границ унифицировано. Почти для всех объектов используется фраза «границы согласно проектной документации». Для объектов, связанных с горными работами, добавляется уточнение: «границы горного отвода и (или) земельного участка». Суть отличия: Правила вводят более строгий и единообразный подход к определению границ ОПО, явно привязывая их к проектной документации, что снижает субъективность и потенциальные разночтения. Кроме этого убраны числовые обозначения признаков опасности ОПО, уточнены особенности проведения идентификации для каждого типового наименования ОПО, внесены и другие изменения.
Суммирование количества опасных веществ: принцип осведомленности
Для определения класса опасности ОПО необходимо суммировать количество опасных веществ одного вида, находящихся на всех объектах в радиусе менее 500 метров — независимо от того, эксплуатируются ли они одной или разными организациями (примечание 3 к Приложению № 2 Федерального закона № 116-ФЗ). Это может привести к повышению класса опасности идентифицируемого объекта. Однако на практике возникает проблема: организация зачастую не имеет доступа к точным данным о наличии опасных веществ на соседних ОПО.
Правила предлагают решение: эксплуатирующая организация обязана учитывать при анализе не только вещества на своем объекте, но и те, что находятся или могут находиться на соседних ОПО в пределах 500 метров — но только при наличии у нее соответствующих сведений (пункт 9(з) Правил). Таким образом, если информации о соседних объектах нет — суммирование не производится, а класс определяется исходя из данных, которыми организация реально располагает.
Цифровизация: подача заявлений преимущественно в электронном формате
В настоящее время эксплуатирующие организации обязаны в течение 10 рабочих дней с начала эксплуатации объекта представить сведения о нем для регистрации в государственном реестре на бумажном носителе или в электронном виде через Единый портал госуслуг. В случае регистрации ОПО в ФСБ — на бумажном носителе (пункт 5 ПП № 1371).
Новый порядок отдает приоритет электронному взаимодействию через Единый портал госуслуг. Заявления о регистрации объекта, внесении изменений в его сведения или об исключении объекта из государственного реестра, а также все прилагаемые к ним документы и сведения представляются в электронном виде с использованием Единого портала госуслуг. При этом Правила допускают исключение: если у эксплуатирующей организации отсутствует техническая возможность подачи документов в электронной форме, она вправе направить их на бумажном носителе. Таким образом, электронная форма заявления о регистрации объекта — приоритетная и обязательная, если есть техническая возможность. Бумажный формат — лишь резервный вариант, а не основной способ взаимодействия (пункт 18 Правил).
ОПО продан, но не перерегистрирован: как исправить правовой вакуум?
К примеру, при передаче прав владения, пользования или распоряжения ОПО новый владелец не регистрирует его. Получается, что за нарушения на ОПО формально будет отвечать бывший его владелец? Правила предусматривают право, но не обязанность эксплуатирующей организации представления в регистрирующий орган информации об указанной передаче прав (пункт 39 Правил), что предположительно снимает риски для бывшего владельца ОПО и правовую неопределенность в данной ситуации.
Отмена требования об обязательном предоставлении документов на землю и здания: введение альтернатив
В Приказе № 471 (подпункт 2 пункта 14) требуется представлять копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на земельные участки, здания, строения, сооружения и технические устройства. Теперь при регистрации ОПО эксплуатирующая организация может не предоставлять эти документы, если они не оформлены в установленном порядке (см. пункт 16 Правил). Вместо них допускается подача:
-
копии технического плана здания или сооружения,
-
копии документа, подтверждающего право пользования земельным участком,
-
или, при наличии, — копии разрешения на использование земли.
Таким образом, Правила предусматривают гибкий подход — если право собственности еще не зарегистрировано, его можно временно заменить другими документами, подтверждающими законность использования объекта и земельного участка. Это снижает административные барьеры и упрощает регистрацию на ранних этапах эксплуатации.
Сокращение сроков: гибкость процедуры
Срок регистрации ОПО сокращен вдвое — с 20 до 10 рабочих дней. Регистрирующий орган сейчас должен принять решение в течение 20 рабочих дней (пункт 16 Приказа № 471). После вступления в силу изменений регистрирующие органы должны будут в течение 10 рабочих дней провести проверку поступившего заявления, правильности идентификации и принять решение о регистрации объекта или об отказе (пункт 21 Правил).
При этом предусмотрены исключения, когда срок может быть продлен до 20 рабочих дней. Это касается случаев, когда:
-
в документах содержится информация о 10 и более технических устройствах (то есть речь идет о более сложных или масштабных объектах);
-
документы поданы на бумажном носителе (что требует дополнительных усилий по их обработке и проверке).
Таким образом, стандартный срок — 10 рабочих дней, а удлиненный применяется выборочно, но только при наличии объективных оснований: повышенной сложности или отсутствии возможности электронного взаимодействия.
Сроки и способы получения ответа от регистрирующего органа зависят от способа подачи заявления (о регистрации, изменении или исключении объекта из реестра):
-
при подаче онлайн через портал госуслуг: уведомление (о решении или отказе) и выписка направляются в личный кабинет в течение того же дня в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
-
при подаче в бумажном виде: ответные документы выдаются или направляются не позднее следующего рабочего дня способом, указанным в заявлении (например, почтой или лично).
Таким образом, Правила устанавливают гарантированные сроки и форму ответа в зависимости от выбранного способа обращения (пункты 24 и 36 Правил).
Сначала приостановка для устранения недочетов
Как известно, регистрация ОПО осложнена неопределенностью процедур, особенно при расчете суммарного количества опасных веществ на смежных производствах разных владельцев, что ведет к высокому риску отказов регистрации. Это противоречит цели создания клиентоориентированной системы. Правила вводят механизм приостановления вместо немедленного отказа для исправления ошибок.
В случае несоответствия заявления требованиям регистрирующий орган принимает решение о приостановлении рассмотрения и направляет эксплуатирующей организации уведомление, в котором указываются выявленные несоответствия (пункт 23 Правил). Срок, на который приостанавливается рассмотрение, не может составлять более 15 рабочих дней. Если недостатки не устранены — только тогда принимается решение об отказе (пункт 22(г), последний абзац пункта 23).
Правила заменяют жесткую схему «ошибка — отказ» на более гибкую и справедливую «ошибка — приостановка — уведомление — возможность исправить — (регистрация / отказ только при неисправлении)», что снижает административные барьеры. Таким образом, регистрирующий орган обязан дать заявителю шанс исправить ошибки, а не сразу отказать.
Цифровизация: переход от бумажного свидетельства к электронной выписке с нанесенным QR-кодом для перехода на сайт, содержащий сведения из реестра
По результатам регистрации орган выдает (направляет) эксплуатирующей организации:
-
уведомление о регистрации;
-
первый экземпляр сведений, характеризующих ОПО (только если документы поданы на бумаге);
-
выписку из государственного реестра.
Свидетельство о регистрации в тексте Правил не упоминается, что означает — бумажное свидетельство больше не выдается. Его заменяет выписка из реестра.
В настоящее время регистрационный номер ОПО имеет вид «ХХХ-ХХХХХ-ХХХХ», где первая группа знаков идентифицирует регистрирующий орган (например, «А» для Ростехнадзора), вторая — эксплуатирующую организацию, третья — порядковый номер ОПО (Приказ № 471, пункт 19). В новых Правилах формат регистрационного номера в явном виде не приводится. В пункте 25 Правил перечисляются сведения, которые должна содержать выписка из государственного реестра, включая регистрационный номер ОПО, но его структура не регламентирована.
Отсутствие в Правилах прямого указания на формат регистрационного номера ОПО предположительно объясняется тем, что его присвоение должно осуществляться в рамках единой государственной информационной системы — подсистемы «Единый реестр учета лицензий (разрешений)» ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», именно эта система определяет единый формат регистрационных номеров для всех видов разрешительных документов, включая записи о государственной регистрации. В связи с этим в Правила не включены положения, устанавливающие формат регистрационного номера ОПО. Получается, что формат регистрационного номера не прописан в Правилах, скорее всего, не по упущению, а в целях соблюдения принципа единообразия и исключения дублирования — он регулируется отдельным нормативным актом, интегрированным в общегосударственную систему учета.
С 1 марта 2026 года на выписку из государственного реестра, представляемую Ростехнадзором (территориальным органом), будет наноситься двухмерный штриховой код (QR-код), который содержит в кодированном виде адрес страницы в сети Интернет с размещенной на ней записью государственного реестра, содержащей регистрационный номер ОПО, дату регистрации, ИНН эксплуатирующей организации (пункт 38 Правил). Для других регистрирующих органов Правила не устанавливают обязанности по нанесению QR-кода на выписки из государственного реестра.
Таким образом, выписка — официальный документ, подтверждающий регистрацию. QR-код позволяет мгновенно проверить подлинность и получить доступ к актуальным данным в реестре — это современный, прозрачный и удобный инструмент.
Взгляд в будущее: единый реестр самых опасных объектов
Как известно, часть ОПО может одновременно относиться к категории особо опасных и технически сложных объектов или потенциально опасных объектов. То есть кроме рассматриваемой регистрации ОПО могут также учитываться по другим критериям. Рассматривая новые Правила регистрации ОПО, целесообразно напомнить также о более далекой перспективе, которая значительно дополнит архитектуру регистрации опасных объектов в России.
С 1 марта 2035 года вступает в силу норма Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 1 статьи 56.1), которая предусматривает:
-
отнесение ОПО I и II классов опасности и объекты размещения отходов I и II классов опасности к категории отдельных производственных объектов. Они уже относятся к указанной категории (есть исключения) (см. часть 10 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ);
-
создание нового реестра отдельных производственных объектов. Его ведение будет осуществлять Росприроднадзор.
Как и в случае с текущими Правилами, порядок ведения нового реестра будет устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации. Это означает масштабную реформу, в рамках которой учет наиболее опасных объектов промышленности и объектов негативного воздействия на окружающую среду будет осуществляться Росприроднадзором. Таким образом, сегодняшние изменения — это лишь этап на пути к более комплексной и интегрированной системе управления промышленными и экологическими рисками в стране.
Подводя итог, можно отметить, что процедура регистрации ОПО продолжает совершенствоваться, что соответствует общей тенденции цифровизации и стремлению снизить административную нагрузку на бизнес.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.