Модернизированное законодательство в области ПБ: какие требования необходимо выполнять в 2021 году?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1192 с 1 января 2021 года предусматривается отмена (признание утратившими силу) всех действующих нормативных правовых актов (далее – НПА), содержащих обязательные требования в области промышленной безопасности (далее – ПБ), соблюдение которых проверяется в рамках осуществления федерального государственного надзора в области ПБ.
Как указано на официальном сайте Ростехнадзора:
На смену утратившим силу НПА, наравне с уже опубликованными 10 постановлениями Правительства Российской Федерации (далее – Постановления), предположительно будет принято 39 ФНП в области ПБ (далее – ФНП). Уже опубликован 21 документ, а в Минюсте России завершается работа по регистрации НПА Ростехнадзора, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
На примере ряда НПА, устанавливающих требования ПБ к оборудованию, работающему под избыточным давлением, попробуем разобраться, какие НПА или отдельные их требования придут им на смену, а также что ждет организации в начале следующего года, в случае если они не будут приняты.
С высокой долей вероятности можно предположить следующее:
- ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» сменят новые ФНП с аналогичным названием;
- ФНП «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах» сменят новые ФНП с аналогичным названием;
- постановления Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 94 «Об утверждении Типовой инструкции по контролю металла и продлению срока службы основных элементов котлов, турбин и трубопроводов тепловых электростанций» и от 25.08.1998 № 50 «Об утверждении норм расчета на прочность стационарных котлов и трубопроводов пара и горячей воды» сменят ФНП «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций».
Эти проекты находятся на различных этапах подготовки, а по ряду отменяемых постановлений Госгортехнадзора России, определяющих упомянутые требования, проектов нет.
В частности по постановлениям:
- от 10.06.2003 № 81 «Об утверждении Правил проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных»;
- от 14.02.2001 № 8 «Об утверждении и вводе в действие норм расчета на прочность трубопроводов тепловых сетей»;
- от 09.02.1998 № 5 «Об утверждении Методических указаний по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно-химического режима паровых и водогрейных котлов».
После проведенной инвентаризации всех требований НПА в области ПБ в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» можно предположить, что с 1 января 2021 года возможно 4 варианта развития событий:
1. Вступят в силу 10 Постановлений, и будут опубликованы все ФНП.
2. Ряд ФНП, которые должны сменить утратившие силу НПА, не примут.
3. Отдельные ФНП будут приняты, но к 1 января 2021 года по тем или иным причинам они не будут зарегистрированы Минюстом России.
4. Будет отсутствовать информация о признании утратившими силу НПА, вступивших в силу до 1 января 2020 года. Речь идет только об актах, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивают при осуществлении государственного контроля (надзора).
Первый вариант предполагает организацию и обеспечение выполнения установленных требований в полном объеме.
При втором варианте возможны риски, связанные с правовым вакуумом. К примеру, Ростехнадзором предложено 5 постановлений Госгортехнадзора России, определяющих состав и структуру негосударственной системы обеспечения безопасности при проведении сварочных работ на опасных производственных объектах, исключить из перечня отменяемых ранее актов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
Следует отметить, что ни Правительство Российской Федерации, ни Ростехнадзор, ни какой-либо иной федеральный орган исполнительной власти в настоящее время действующим законодательством не наделены полномочиями по изданию соответствующих НПА взамен отменяемых актов Госгортехнадзора. Таким образом, их отмена с 1 января 2021 года создает правовой пробел в регулировании соответствующих вопросов безопасности, что указано в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1192 ».
Аналогичный пример: ряд НПА по пожарной безопасности уже исключен из перечней отмененных НПА, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2179.
Второй и третий варианты не предполагают каких-либо дополнительных действий со стороны организации в отношении еще не принятых и не опубликованных новых НПА.
Третий вариант маловероятен, так как предполагается, что акты Правительства России и приказы Ростехнадзора вступают в силу с 1 января 2021 года.
Четвертый вариант предполагает, что начиная с 1 января 2021 года можно не соблюдать неотмененные НПА, вступившие в силу до 1 января 2020 года. За это к административной ответственности не привлекут. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается. Исключение составят НПА, которые вправе определить Правительство Российской Федерации. Указанная норма предусмотрена статьей 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Но отметим, что положения упомянутой статьи, в частности, не распространяются на НПА в сфере электроэнергетики.
Законопроект, предполагающий обеспечение освобождения лиц от упомянутой ответственности, принят Государственной Думой в первом чтении.
Напомним также, что в 2020 году были приняты 2 федеральных закона, в том числе дополняющие требования в области ПБ:
- Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Два законопроекта, подготовленных Ростехнадором, еще не внесены в Государственную Думу:
- «О промышленной безопасности»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах».
Как следует из заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О промышленной безопасности», «принятие законопроекта потребует принятия 13 постановлений Правительства Российской Федерации и разработки более 50 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности». Он будет передан в Правительство Российской Федерации осенью 2021 года.
До начала следующего года осталось несколько дней, и ситуация с законодательной базой может измениться.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.