Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов: вопросов больше, чем ответов?

Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов: вопросов больше, чем ответов?

В связи с вступлением в силу новых правил по охране труда с начала этого года наиболее обсуждаемыми вопросами в сфере охраны труда являются вопросы организации и проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда (ВПЗ) у работников организаций. И если с порядком проведения ВПЗ у работников рабочих профессий все более или менее понятно, то необходимость и сама процедура ВПЗ у всех остальных категорий работников вызывает массу вопросов.

На сегодняшний день многие известные специалисты и профессиональные интернет-ресурсы высказались на тему внеочередной проверки знаний по ОТ, выражая и убедительно аргументируя зачастую противоположные мнения, что не внесло ясности в рассматриваемую проблему. Считаем необходимым изложить свою позицию по этим вопросам, сформулировав и систематизировав их основные аспекты.

Как известно, порядок проведения проверки знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов определяется Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», действующим как минимум до 1 сентября 2021 года. Необходимо отметить, что данный Порядок был принят в 2003 году и с тех пор в него не вносились какие-либо смысловые изменения. Между тем за 18 лет в нашей стране успело несколько раз измениться не только законодательство об образовании, отраслевое законодательство и законодательство по охране труда, но и само представление регулятора об обучении персонала организаций. Таким образом, при организации проверки знаний персонала следует помнить, что постановление № 1/29 действует лишь в части, не противоречащей действующему законодательству и современным реалиям.

В соответствии с п. 3.3. Порядка при введении новых нормативных правовых актов или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки. При этом осуществляется проверка знания только этих законодательных и нормативных правовых актов.

С 1 января 2021 года вступили в силу 38 новых правил по охране труда при выполнении различных видов работ. В этой связи, согласно упомянутому выше пункту, руководителям и специалистам организаций необходимо пройти ВПЗ. Однако все ли руководители и специалисты организации должны проходить эту процедуру?

Кому проходить внеочередную проверку знаний?

Правила по охране труда (ПОТ) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении тех или иных работ и обязательны для исполнения работодателями (юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовой формы) и работниками, выполняющими эти работы. Таким образом, руководителям структурных подразделений и специалистам, не являющимся производителями и руководителями данных работ, ВПЗ требований вновь введенных ПОТ проходить не требуется.

Перечень работников, которым необходимо пройти ВПЗ, должен определить руководитель организации, руководствуясь при этом не только уже названными формальными критериями, но и здравым смыслом. Например, в должностные обязанности специалистов и руководителей служб охраны труда, как правило, не входят обязанности по непосредственному контролю за выполнением работ. Специалисты службы ОТ, как представители работодателя, должны только обеспечить безопасность выполнения работ (организовать обучение руководителей работ и рабочего персонала, закупить необходимые СИЗ, организовать проведение медосмотров и т. д.), а знание всех тематических нормативных документов и изменений в них – прямая обязанность СОТ, не требующая проверки его компетенции всякий раз, как что-то меняется в законодательстве по охране труда, а происходит это с достаточной регулярностью. При этом СОТ должен уметь работать с документами, ориентироваться в них, но не обязан знать их требования наизусть, тогда как рабочий персонал, непосредственно проводящий работы, обязан детально знать требования инструкций по ОТ.

Однако жизненные реалии нам всем подсказывают, что такая логика будет скорее негативно воспринята инспектором ГИТ, и он, вероятно, потребует устранить данное «нарушение», ссылаясь на п. 3.3 Порядка. Поэтому окончательное решение по данному вопросу ложится целиком на руководителя организации.

Направлять ли всех руководителей и специалистов в УЦ?

Если же руководитель принимает решение о проведении ВПЗ руководителей и специалистов, не являющихся непосредственными производителями и руководителями работ, должен ли он направить их в учебный центр или может провести ВПЗ в комиссии организации? Как правило, ответом на данный вопрос служит отсылка к п. 2.3.2 Порядка, однако в нем речь идет о первичном и периодическом обучении и проверке знаний требований охраны труда. При этом пункт 3.3 Порядка четко указывает на то, что объем и порядок процедуры ВПЗ требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение, то есть в нашем случае – руководителем организации. Таким образом, руководитель вправе выбирать – организовать ли проверку знаний специалистов во внутренней комиссии организации после их самоподготовки или направить работников в УЦ.

Сроки проведения внеочередной проверки знаний

Также существует ошибочное мнение, что ВПЗ должна быть проведена в течение 1 месяца после вступления в силу новых требований. Вероятно, это заключение основывается на пункте 2.8 Порядка, однако в нем речь идет о повторной проверке знаний в случае непрохождения очередной. На самом же деле сроки ВПЗ нигде не оговорены и в значительной мере зависят от структуры организации, СУОТ, численности работников и т. д. В своем интервью «Российской газете» замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко отметил: «Переобучить работников работодатель может в любое время, как посчитает нужным, исходя из своих производственных процессов. Дедлайна, что все должны сесть за парты и изучать правила в течение недели, не предусмотрено, ведь эти нововведения не закрепляют принципиально новых правил охраны труда». При этом Роструд в своем письме от 20.01.2021 № 87-ТЗ поясняет, что с 1 января 2021 года работодатели обязаны провести внеочередную проверку знаний работников, однако в случае выявления невыполнения данного требования будет установлен разумный и достаточный срок для его устранения, а при определении вида и размера административного наказания будут учитываться все обстоятельства допущенных нарушений.

Как быть членам экзаменационных комиссий?

Другой не менее важный вопрос: должны ли проходить ВПЗ члены внутренних экзаменационных комиссий организаций? Зачастую можно столкнуться со следующей аргументацией: как специалист может проводить ВПЗ у персонала, если сам формально не прошел такую проверку? Это мнение тоже во многом представляется надуманным. Во-первых, подобного прямого требования относительно членов комиссий нет в нормативных документах. Любая комиссия состоит из руководителей и специалистов организации, необходимость проведения ВПЗ которых должна рассматриваться отдельно для каждой конкретной должности в соответствии с должностными обязанностями. Во-вторых, во многих организациях сегодня применяются автоматизированные электронные средства тестирования или, по крайней мере, тестовые задания на бумажных носителях, что сводит роль члена экзаменационной комиссии к простой фиксации и подтверждению результатов экзамена. В том и в другом случае в обязанности члена комиссии не входит и не может входить дословное знание всех ПОТ, которое должно быть предварительно проверено.

Тем не менее Минтруд России в своем письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 в качестве собственного мнения порекомендовал перед началом работы комиссии по проверке знаний провести внеочередное обучение всех членов комиссии в учебных центрах. С этим тезисом можно спорить, однако мнение федерального органа тут же стало транслироваться региональными ГИТ в поднадзорные организации как обязательное требование, выполнение которого будет учитываться при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Позволим себе не подводить итогов всему вышеизложенному. Окончательное решение о порядке проведения ВПЗ руководителей и специалистов лежит на руководителе организации. При принятии решения необходимо учитывать не только требования нормативных документов, здравый смысл и мнение надзорных органов, но и возможности собственной системы обучения персонала, численность руководителей и специалистов, а также задачи, которые перед ними ставятся.

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.