Планы подготовки проектов НПА: какие из них следует ожидать в 2022 году?
На страницах Блога эксперта уже рассматривались вопросы жизненного цикла проектов нормативных правовых актов (НПА). В данной публикации хочется напомнить о ряде проектов НПА, разработка которых необходима в рамках реализации утвержденного Президентом Российской Федерации перечня поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 года (далее – Поручения Президента), а также проектов запланированных к подготовке Ростехнадзором в 2022 году.
Проекты НПА в рамках реализации Поручений Президента
В соответствии с Поручениями Президента Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой необходимо среди прочего принять при необходимости (по результатам обсуждения с профессиональными союзами и иными заинтересованными организациями) меры, предусматривающие:
-
«повышение качества подготовки и повышения квалификации работников горнодобывающих предприятий, в том числе работников, осуществляющих руководство горными и взрывными работами, а также сокращение периодичности повышения квалификации таких работников»;
-
«повышения качества обучения (в том числе в области охраны труда) работников горнодобывающих предприятий, непосредственно занятых на горных работах, действиям при авариях и аварийных ситуациях, предусмотрев проведение регулярных тренировок в условиях, максимально приближенных к реальной аварийной обстановке».
Необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание системы аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее – ОПО). Цель – обеспечение соблюдения такими организациями следующих требований (промышленной безопасности; в области технического регулирования; по рациональному использованию и охране недр; по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами), а также установление обязательности проведения такого аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам.
В Трудовой кодекс Российской Федерации вводится обязанность работодателя по обеспечению профсоюзного контроля, при этом устанавливается новый состав административного правонарушения – воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. В предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства предлагается включить в том числе обязательства по соблюдению условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.
Поручено также при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» обеспечить рассмотрение предложений, в том числе касающихся создания условий для профилактики и предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Этим законопроектом предусмотрено, что сроки эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО будут продлеваться по решению руководителя эксплуатирующей организации.
В целях ужесточения мер воздействия за нарушения промышленной безопасности при дегазации шахт подготовлен проект поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме проектов НПА, подготавливаемых в рамках реализации Поручений Президента, по вопросам регулирования производства маркшейдерских работ запланирована подготовка изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», а также проектов приказов Ростехнадзора, предполагающих утверждение Правил производства маркшейдерских работ и административных процедур предоставления государственной услуги по их лицензированию.
Важно отметить, что в рамках реализации Поручений Президента Правительству Российской Федерации в числе прочего необходимо:
-
при рассмотрении проектов актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также требования безопасности в иных сферах, не учитывать предложения и замечания, реализация которых может повлечь за собой снижение уровня безопасности, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде;
-
предусмотреть, что в отношении проектов НПА, одобренных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, механизм «регуляторной гильотины» не применяется и такие проекты Правительственной комиссией по проведению административной реформы или ее подкомиссией не рассматриваются.
В этой части подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предполагающий внесение изменений в Регламент Правительства Российской Федерации и Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Аттестация
Планы организации законопроектных работ Ростехнадзора, подготовки НПА Правительства Российской Федерации и НПА Ростехнадзора на 2022 год приведены в приложениях к приказу Ростехнадзора от 04.02.2022 № 32 (далее – Планы). По вопросам аттестации Планы, в частности, предусматривают подготовку ряда проектов приказов Ростехнадзора, предполагающих утверждение административных регламентов ведомства по предоставлению следующих государственных услуг:
-
по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС), безопасности в сфере электроэнергетики;
-
по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (ранее был проект, ID проекта: 01/02/06-20/00102706);
-
по аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
Сварочные работы
На 2022 год запланирована подготовка проекта федерального закона, предполагающего внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части законодательного урегулирования механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО (ранее был проект, ID проекта: 02/04/01-21/00112652). Его принятие предполагает подготовку следующих проектов:
-
постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о мониторинге выполнения Общероссийским профессиональным объединением организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, требований к таким организациям» и «Об утверждении требований к членам Общероссийского профессионального объединения организаций, являющихся аттестационными центрами и осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, и требований к организациям, претендующим на вступление в члены»;
-
федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (далее – ФНП) «Требования к организации сварочных работ на опасных производственных объектах», а также приказов Ростехнадзора «Об утверждении порядка проведения проверки готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах» и «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о соответствии Общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, требованиям, предъявляемым к таким организациям».
Более подробно читайте об этом на страницах Блога эксперта.
Идентификация ОПО
План Ростехнадзора предусматривает подготовку проекта федерального закона, предполагающего внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части установления случаев, при которых допускается не применять суммацию опасных веществ при определении класса опасности ОПО при условии отсутствия рисков каскадного развития аварий, обеспечив недопущение создания условий для злоупотреблений, связанных с искусственным разделением производственных объектов, а также проекта приказа Ростехнадзора «Об утверждении перечня случаев, при которых суммарное количество опасных веществ одного вида на опасных производственных объектах, расположенных на расстоянии менее пятисот метров друг от друга, не учитывается при определении класса опасности таких объектов». Более подробно об этом законопроекте читайте на страницах новостей законодательства.
Проекты ФНП
Следует ожидать также и другие проекты, а именно изменения в ФНП:
-
«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 42, в части запрета на выдачу заключений экспертизы, содержащих вывод о возможности применения объекта экспертизы, не соответствующего требованиям промышленной безопасности;
-
«Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, в части обязательного наличия проектной и исполнительной документации на ОПО складов нефти и нефтепродуктов;
-
«Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517, «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534, в части поэтапного обязательного внедрения на ОПО хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов систем электронного мониторинга и анализа параметров, определяющих безопасное состояние объекта, включая мониторинг грунтов оснований, в том числе многолетнемерзлых, с возможностью автоматической регистрации результатов мониторинга в агрегированном машиночитаемом виде;
-
«Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534, в части оптимизации расстояний между устьями газовых и газоконденсатных скважин за счет допущения определения расстояний между скважинами проектной документацией (снижение затрат на строительство за счет оптимизации объемов земляных работ и инфраструктуры куста скважин), а также установления специальных требований промышленной безопасности, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на ОПО нефтегазодобывающих производств;
-
«Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531, в части установления специальных требований промышленной безопасности при эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления;
-
«Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517, в части установления специальных требований промышленной безопасности к осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, консервации, ликвидации ОПО магистрального трубопроводного транспорта, а также установления требований к безопасности технологических процессов транспортирования, монтажу, наладке и испытаниям оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, метрологическому обеспечению;
-
«Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств» в части установления специальных требований промышленной безопасности при эксплуатации технологических установок нефтегазоперерабатывающих производств. Следует уточнить, что реквизиты правил не указаны. Правила утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192;
-
«Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденные приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428, в части изменений требований к многофункциональной системе безопасности, дополнения приложением, содержащим расчет комплексного обеспыливания, исправления технических ошибок, приведения обязанностей и ответственности должностных лиц обогатительных фабрик в соответствие с ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах»;
-
«Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436 в части приведения в соответствие с действующим законодательством в области промышленной безопасности;
-
«Правила промышленной безопасности процессов получения и применения металлов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512;
-
«Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», утвержденная приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506.
Планируется уточнить требования к проведению дегазации, установленные Требованиями к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537. Запланирована также разработка проектов новых ФНП: «Правила безопасности для опасных производственных объектов морских магистральных трубопроводов» и «Инструкция по использованию в угольных шахтах транспортных машин с дизельным приводом».
Лифты
По вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений Планы предполагают подготовку законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что также потребует подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений», «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2014 № 848 "Об утверждении Правил проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах – лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах)"», а также проектов приказов Ростехнадзора «Об утверждении Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» и «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений».
При этом целесообразно уточнить, что на сайте regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее соответственно – Проект по лифтам, Правила по лифтам, объекты) (ID проекта: 02/07/03-22/00126143), подготовленный во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина от 05.03.2022 № МХ – П16-3384. Проект по лифтам предусматривает внесение изменений в Правила по лифтам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, направленных на определение лиц, уполномоченных на принятие решения о вводе смонтированного, модернизированного (реконструированного) объекта в эксплуатацию и порядка ввода объекта в эксплуатацию.
Проект по лифтам предусматривает отнесение к обязанностям владельца объекта полномочий Ростехнадзора по принятию решения о вводе объекта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой, модернизацией, установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также установление условий, при выполнении которых владелец вправе принимать решение о вводе объекта в эксплуатацию. В связи с особенностью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания объектов организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации (далее – уполномоченные органы), решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается должностными лицами указанных уполномоченных органов.
Также в пояснительной записке к Проекту по лифтам указано, что предусмотренная передача полномочий по вводу объекта в эксплуатацию от государственного органа к владельцу позволит снизить административную нагрузку на владельца как субъекта предпринимательской деятельности и сократить сроки ввода объекта в эксплуатацию в среднем на 15 рабочих дней. Проектом по лифтам предусмотрено, что постановление вступит в силу с 1 марта 2023 года.
Гидротехнические сооружения
Для целей ранее подготовленного проекта федерального закона № 1217589-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений"» в части уточнения полномочий и обязанностей субъектов гидроэнергетики на 2022 год запланирована разработка следующих проектов:
-
постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений» (ранее был подготовлен проект, ID проекта: 02/07/09-21/00120216) и «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений»;
-
приказов Ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области безопасности ГТС "Правила по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"» и «О внесении изменений в отдельные акты Ростехнадзора по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений».
Кроме этого, предусмотрена разработка ведомственных административных регламентов по предоставлению следующих государственных услуг:
-
по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС);
-
по утверждению деклараций безопасности поднадзорных ГТС, находящихся в эксплуатации;
-
по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС);
-
по согласованию правил эксплуатации ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС);
-
по предоставлению сведений из Российского регистра ГТС.
В заключение хочется отметить, что при рассмотрении упомянутых проектов НПА необходимо учитывать, что Правительством Российской Федерации установлены особенности разрешительной деятельности в 2022 году, а также организации и осуществления государственного контроля (надзора). По традиции внимательно следим за ходом принятия проектов НПА.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.