Нюансы обучения по охране труда: что разъяснил Минтруд России?

Нюансы обучения по охране труда: что разъяснил Минтруд России?

Вопросы, связанные с обучением работников по охране труда и проверкой знания требований охраны труда, не раз рассматривались на страницах Блога эксперта. Сегодня на повестке дня разъяснения Департамента условий и охраны труда Минтруда России по отдельным вопросам, связанным с обучением работников по охране труда и проверкой знания требований охраны труда (письмо Минтруда России от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333). Итак, в указанном письме Минтруда России среди прочего сообщается следующее.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, включающее в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – ПП № 2464) утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила).

Пунктом 2 ПП № 2464 установлено, что документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия.

Правилами установлены отдельные требования к лицам, проводящим обучение по охране труда, в зависимости от вида обучения.

Так, например, подпунктом «е» пункта 53 Правил установлено, что лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 Правил, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда, и (или) инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда.

С учетом изложенного Минтруд России пояснил: если квалификация лиц соответствует требованиям Правил, дополнительное обучение не требуется.

Дополнительно указано, что в пункте 16 Правил приведены случаи, при наступлении которых проводится внеплановый инструктаж, в том числе при изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающем непосредственно трудовые функции работника, а также при изменении локальных нормативных актов организации, затрагивающем требования охраны труда в организации.

Таким образом, в случае, если новыми нормативными правовыми актами по охране труда вносятся изменения в трудовые функции работников, данным работникам следует провести внеплановый инструктаж.


В соответствии с пунктом 13 Правил допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа по охране труда, в случае если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми. Информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии указанной опасности должна быть включена в программу вводного инструктажа по охране труда. При этом работодателем утверждается перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда.

Следует отметить, что задачей первичного инструктажа по охране труда является среди прочего ознакомление работника с технологическим процессом и оборудованием на его рабочем месте, с требованиями безопасности при эксплуатации данного оборудования. В этой связи в пункте 13 Правил указаны те виды оборудования, при работе с которыми допускается освобождение работника от первичного инструктажа по охране труда.

В случае если по результатам оценки профессиональных рисков работодателем выявлены иные опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц при спотыкании), то информацию о них стоит донести до работника в рамках вводного инструктажа по охране труда.

Пункт 54 Правил содержит условия, при которых работодатель может освободить работников отдельных категорий, указанных в подпункте «в» пункта 53 Правил, от прохождения обучения требованиям охраны труда по программе, предусмотренной подпунктом «б» пункта 46 Правил. При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда.


Согласно пункту 14 Правил повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 15 Правил повторный инструктаж по охране труда не проводится для работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда.

С учетом изложенного Минтруд России уточнил, что повторный инструктаж по охране труда проводится для тех работников, которые прошли первичный инструктаж по охране труда.


Согласно пункту 18 Правил инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем, и включает среди прочего вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Разработка программы инструктажа по охране труда на рабочем месте Правилами не регламентирована.


Правилами установлены отдельные требования к прохождению практических занятий с применением технических средств и наглядных пособий.

Определение перечня технических средств и наглядных пособий зависит от вида программы обучения по охране труда.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 968-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53626-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения» (далее – ГОСТ Р 53626-2009), который устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 53626-2009 технические средства обучения – это специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.

Технические средства обучения могут быть представлены в виде устройств, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.

Дополнительно сообщается, что при формировании учебного материала для реализации программ обучения по оказанию первой помощи пострадавшим возможно руководствоваться Учебно-методическим комплексом по первой помощи, разработанным Минздравом России, в состав которого входят учебники «Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь» и «Первая помощь: учебное пособие для преподавателей, обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь».

Также Минтруд России сообщил, что на официальном сайте Минздрава России по адресу http://www.rosminzdrav.ru/documents/7188-algoritmy-pervoy-pomoschi размещено учебное пособие «Алгоритмы первой помощи», которым можно руководствоваться при разработке учебного материала для программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим.


Согласно пункту 25 Правил стажировка по охране труда на рабочем месте (далее – Стажировка на рабочем месте) проводится в целях приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности. К Стажировке на рабочем месте допускаются работники, успешно прошедшие в установленном порядке инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда по программам, указанным в пункте 46 настоящих Правил.

При этом пунктом 26 Правил установлено, что перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти Стажировку на рабочем месте (далее – Перечень), устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Обязательному включению в Перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности.

Таким образом, в случае если профессия или должность работника входит в Перечень, то он может быть допущен к работам после прохождения Стажировки по охране труда на рабочем месте.


Подпунктом «е» пункта 53 Правил установлено, что лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 Правил, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда, и (или) инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда.

Так, например, в случае если работник проходит проверку знания безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, то, соответственно, лицо, проводящее обучение, также должно быть обучено безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте согласно требованиям, установленным приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».


Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил.

Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, Стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.


В соответствии с пунктом 79 Правил работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки на повторную проверку знания требований охраны труда.

Исходя из положений пункта 79 Правил следует, что работник, показавший неудовлетворительные знания по результатам прохождения проверки знания требований охраны труда, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на подготовку и проверку знания требований охраны труда.

Работодателю следует обратить внимание работника на подготовку к проверке знания требований охраны труда.


Согласно пункту 80 Правил планирование обучения по охране труда осуществляется посредством установления потребности организации в проведении обучения по охране труда с указанием профессий и должностей работников, подлежащих обучению по охране труда, прохождению Стажировки на рабочем месте, инструктажа по охране труда.

При этом пунктом 81 Правил установлено, что форма и порядок учета работников, подлежащих обучению по охране труда, устанавливаются работодателем.

При определении перечня работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда, необходимо учитывать профессию работника, вид выполняемых им работ и специфику деятельности организации.


Пунктом 87 Правил установлена информация, которая указывается при регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда.

При этом пунктом 88 Правил установлено, что порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем.


Пунктом 92 Правил определены сведения, которые указываются в протоколе проверки знания требований охраны труда работников.

Пунктом 91 Правил предусмотрено, что протокол проверки знания требований охраны труда работников может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по охране труда.

Подпунктом «з» пункта 92 Правил определено, что в протоколе проверки знания требований охраны труда указывается регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда (далее – Регистрационный номер) в реестре обученных по охране труда лиц (далее – Реестр обученных лиц).

Согласно подпункту «б» пункта 118 Правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, после проведения проверки знания требований охраны труда передают в Реестр обученных лиц следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;

  • наименование программы обучения по охране труда;

  • дата проверки знания требований охраны труда;

  • результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

  • номер протокола проверки знания требований охраны труда.

Таким образом, подписание протокола проверки знания требований охраны труда и передача соответствующих сведений в Реестр обученных лиц возможны в следующей последовательности:

1) оформление протокола проверки знания требований охраны труда (подпункты «а» – «ж» пункта 92 Правил) с присвоением номера протокола;

2) передача сведений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 118 Правил, в Реестр обученных лиц и установление в нем Регистрационного номера;

3) внесение Регистрационного номера в протокол проверки знания требований охраны труда;

4) подписание протокола работником и членами комиссии.

При этом в соответствии с пунктом 2 ПП № 2464 положения пункта 118 Правил в части, касающейся внесения сведений в Реестр обученных лиц, применяются с 1 марта 2023 года.

Подпунктом «в» пункта 96 Правил установлено, что работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (без привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда), должен иметь в штате организации (или привлечь специалистов по договорам гражданско-правового характера) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда.

В соответствии с пунктом 44 Правил работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Из положений пункта 35 Правил следует, что лица, которые имеют право проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим, должны иметь подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением № 2 к Правилам, и подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи. При этом лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Также согласно пункту 40 Правил лица, проводящие обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда проходят обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.


Подпунктом «е» пункта 53 Правил установлено, что лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 Правил, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводятся проверка знания требований охраны труда, и (или) инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда.

Дополнительно Минтруд России сообщает, что Правилами не установлены требования к должностям лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации. В этой связи работодатель вправе определить локальным нормативным актом лиц из штата организации, проводящих обучение по охране труда, квалификация которых соответствует требованиям Правил, вне зависимости от их должностей.


Согласно пункту 98 Правил при организации обучения по охране труда допускается использовать в качестве мест обучения рабочие места работников, оснащенные необходимым оборудованием, обеспеченные нормативными правовыми актами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме.

При этом работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты без привлечения обучающей организации, должен соответствовать требованиям пункта 96 Правил.

Следует отметить, что положениями пунктов 34, 40 и 44 Правил определены категории работников, которые проходят обучение по охране труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.


Раздел XI Правил содержит информацию о порядке регистрации в реестре организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда), в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и в Реестре обученных лиц.

Пункт 106 Правил содержит сведения, которые указываются при регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.

Регистрации в данном реестре подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, соответствующие требованиям пунктов 96–98 Правил и проинформировавшие Минтруд России о намерении осуществлять деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.

При этом согласно пункту 2 ПП № 2464 положения пунктов 104–116 Правил в части, касающейся внесения сведений в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, применяются с 1 марта 2023 года.

В этой связи направление уведомлений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, планирующими осуществлять деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда в соответствии с положениями ПП № 2464, до 1 марта 2023 года не требуется.

В письме Минтруда России от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333 также указано, что ответ на письмо не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента условий и охраны труда Минтруда России на отдельно заданный вопрос.

В заключение хотелось напомнить, что ранее на страницах Блога эксперта сообщалось о различных видах ведомственных разъяснений, предусмотренных действующим законодательством.

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.