Экспертиза промышленной безопасности: как дополнили перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований?

Экспертиза промышленной безопасности: как дополнили перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований?

С 20 июня 2023 года к действующим индикаторам риска обязательных требований, используемых при осуществлении Ростехнадзором федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее – ПБ), добавят новые. С указанной даты вступает в силу приказ Ростехнадзора от 30.03.2023 № 134 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении <…> федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. № 397» (далее – Перечень). Предлагаем вкратце рассмотреть их, а также ряд аспектов законодательства, связанных с ними.

Итак, новая модель работы контрольно-надзорных ведомств предполагает, что проверки предпринимателей возможны только при разработке надзорными органами индикаторов риска нарушений и только когда такие риски высоки. Индикатор риска нарушения обязательных требований – признак, что на объекте контроля с высокой долей вероятности допущены нарушения. Они позволяют надзорным органам вести проверки организаций даже в режиме моратория на них до 2030 года. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) возможно по согласованию с прокуратурой, если выявлены установленные индикаторы риска.

В рамках федерального государственного надзора в области ПБ установлен ряд новых индикаторов риска. Их признаками выступают сроки эксплуатации технических устройств (далее – ТУ), применяемых на опасных производственных объектах (далее – ОПО), выводы заключений экспертизы ПБ (далее – Экспертиза), а также факт вывода ОПО из эксплуатации.

Новыми индикаторами риска является отсутствие сведений:

  • о заключении Экспертизы, содержащем срок дальнейшей безопасной эксплуатации ТУ, применяемого на ОПО III или IV класса опасности;

  • о выводе из эксплуатации такого ТУ по истечении года после установленного срока его эксплуатации;

  • о заключении Экспертизы, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям ПБ;

  • о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключений Экспертизы, содержащего вывод о несоответствии такого здания или сооружения требованиям ПБ.

Общее для перечисленных индикаторов риска условие: в отношении объектов экспертизы не проводились КНМ в течение указанного года. К ним относятся ОПО III и IV класса опасности. Поэтому на таких объектах необходимо так же, как и на ОПО остальных классов опасности, внимательно отнестись к срокам дальнейшей безопасной эксплуатации ТУ, указанным в заключении, а также обеспечить вывод их из эксплуатации, когда этот срок истек. А в отношении зданий и сооружений на этих ОПО – к наличию положительного заключения Экспертизы, а также выводу их из эксплуатации, в случае, если заключение Экспертизы отрицательное.

В качестве источника информации для выявления указанных индикаторов риска нарушения могут быть использованы сведения, содержащиеся в реестре заключений Экспертизы (далее – Реестр), так как срок дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, установленный в заключении Экспертизы (для ТУ, применяемых на ОПО, зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий), а также вывод заключения приводятся среди прочей информации в заявлении о его внесении в Реестр. Необходимо лишь проанализировать сведения о поступивших от организаций (заказчиков Экспертизы) заключениях экспертизы промышленной безопасности, содержащихся в Реестре. Цель – выявить факты «срабатывания» этих индикаторов риска.

Следующим новым индикатором риска является факт выдачи экспертом в области ПБ заведомо ложного заключения Экспертизы в отношении объекта экспертизы заказчика при наличии в Реестре сведений о заключении Экспертизы, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям ПБ, выданном указанным экспертом в отношении иных объектов экспертизы этого заказчика в течение 2 лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности (для ОПО III или IV класса опасности при условии, что в отношении таких объектов не проводились КНМ после выдачи заключения Экспертизы, признанного заведомо ложным).

Здесь следует напомнить, что с 1 марта 2023 года заключение Экспертизы может содержать только один из приведенных выводов о соответствии объекта Экспертизы требованиям ПБ (кроме Экспертизы декларации ПБ): объект Экспертизы соответствует требованиям ПБ или не соответствует требованиям ПБ. При несоответствии объекта Экспертизы любому из установленных требований ПБ к данному объекту заключение Экспертизы должно содержать вывод о том, что объект Экспертизы не соответствует требованиям ПБ. Обратите внимание, понятие «некритичное нарушение требований промышленной безопасности» нормативными правовыми актами в области ПБ не установлено.

Таким образом, в заключении Экспертизы не может быть сделан вывод о том, что объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям ПБ и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении ТУ либо зданий и сооружений. Очевидным риском таких изменений является возможное давление на экспертов со стороны заказчика Экспертизы с требованием вынесения вывода об их соответствии требованиям ПБ при фактическом состоянии объектов, не в полной мере соответствующим этим требованиям, что может привести к подготовке экспертами заведомо ложного заключения ЭПБ. Если заключение Экспертизы будет признано заведомо ложным, и у Ростехнадзора появятся соответствующим индикаторам риска сведения, то надзорный орган может проверить организацию заказчика Экспертизы.

В заключение можно дополнить, что индикаторы риска продолжают совершенствоваться. Одновременно с этим совершенствуются требования к проведению Экспертизы. В качестве примера: Ростехнадзор подготовил проект приказа, предлагающий дополнение федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, следующим новым требованием: «В случае если для объекта экспертизы требованиями промышленной безопасности определен максимальный срок дальнейшей безопасной эксплуатации, который может быть установлен в заключениях экспертизы промышленной безопасности, срок безопасной эксплуатации такого объекта устанавливается в пределах указанного срока» (ID проекта 02/08/06‑22/00128733). Внимательно следим за этими и другими изменениями требований в области промышленной безопасности.

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.