Изменения в области промышленной безопасности: примут ли новый федеральный закон?

Изменения в области промышленной безопасности: примут ли новый федеральный закон?

В рамках VIII Всероссийской недели охраны труда в Сочи Ростехнадзор традиционно провел конференцию на тему: «Развитие законодательства в области промышленной безопасности. Новые подходы к формированию системы нормативного правового регулирования». С основным докладом выступил начальник Правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев.

В своем выступлении Дмитрий Яковлев отметил среди прочего, что Федеральный закон от 21.07.1997 № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее соответственно – Федеральный закон № 116‑ФЗ, ОПО) отменять не будут, чтобы не вызвать правового шока. Напомним, что ранее был подготовлен масштабный проект федерального закона «О промышленной безопасности», предполагающий, признание утратившим силу Федерального закона № 116‑ФЗ. С этим законопроектом вы можете ознакомиться здесь и здесь.

Также он сообщил, что нового масштабного закона не будет. В Федеральный закон № 116‑ФЗ будут внесены изменения без его отмены. Кроме того, докладчик сообщил о принятых изменениях обязательных требований в сфере технологического надзора и разработанных Ростехнадзором изменениях, вносимых в Федеральный закон № 116‑ФЗ и Кодекс об административных правонарушениях.

Предлагаем вкратце ознакомиться с основными новациями законопроектов, несущими изменения в области промышленной безопасности.

Новый законопроект

Первым рассмотрим проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» (далее – законопроект № 449499‑8). Он был внесен в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 2 октября 2023 года.

Законопроектом № 449499‑8 предлагается установить понятие «руководитель организации, эксплуатирующей ОПО». По новому определению руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, это:

  • лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

  • индивидуальный предприниматель (далее – ИП), когда эксплуатацию ОПО осуществляет ИП;

  • уполномоченное управляющей организацией должностное лицо (далее – ДЛ), выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, к обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности в юридическом лице, осуществляющем эксплуатацию ОПО. Это определение понятия руководителя организации, эксплуатирующей ОПО, применяется в случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица осуществляет юридическое лицо (управляющая организация);

  • лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. В случае отсутствия ДЛ в управляющей организации.

Таким образом, в ряде случаев в случае принятия изменений понятия «руководитель организации, эксплуатирующей ОПО» и «юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию ОПО» будут иметь разный смысл. Все будет зависеть от того, кем осуществляются полномочия единоличного исполнительного органа, а также полномочия ДЛ управляющей организации.

Кроме этого, Законопроектом № 449499‑8 предлагается:

  • увеличить срок первичной аттестации в области промышленной безопасности с одного до трех месяцев;

  • отменить один из случаев, когда декларация промышленной безопасности разрабатывается вновь. В случае изменения технологических процессов на ОПО разрабатывать ее вновь не потребуется;

  • сократить до трех лет срок, за который при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности проводится оценка соответствия организации, эксплуатирующей ОПО, критериям добросовестности. В настоящее время меры стимулирования добросовестности предусматривают указанную оценку за пять лет;

  • уточнить понятие «обоснование безопасности ОПО»;

  • разрешить устанавливать требования промышленной безопасности в обосновании безопасности ОПО при техническом перевооружении ОПО и капитальном ремонте линейного объекта. Это будет возможно, если возникает необходимость отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, требований недостаточно или они не установлены. Реализация данного положения позволит исключить ситуации вынужденного (искусственного) проведения реконструкции ОПО эксплуатирующими их организациями в случаях объективной необходимости установления индивидуальных требований промышленной безопасности к таким объектам без существенного изменения их технических характеристик, в том числе конструктивных;

  • утвердить обоснования безопасности ОПО (изменения к ним) либо застройщиком, либо техническим заказчиком (при проектировании ОПО), либо руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;

  • уточнить отдельные требования к порядку представления обоснования безопасности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Нововведениями предусмотрено, что изменения, внесенные в обоснование безопасности ОПО, направляются застройщиком (техническим заказчиком) либо организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения. Также предусмотрены и другие изменения.

Особый порядок вступления в силу (с 1 марта 2024 года) изменений предусмотрен с учетом требований Федерального закона от 31.07.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и в связи с необходимостью приведения подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с ним. Принятие законопроекта № 449499‑8 потребует внесения изменений в приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"». Цель – определение требований к обоснованию безопасности ОПО при техническом перевооружении, капитальном ремонте линейного объекта.

Изменения в области промышленной безопасности: примут ли новый федеральный закон? Изменения в области промышленной безопасности: примут ли новый федеральный закон?

Другие законопроекты

Напомним, что на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации находятся среди прочих следующие проекты федеральных законов:

  • № 247037‑8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"». Законопроектом предусмотрено установление случаев, при которых допускается не применять суммацию опасных веществ при определении класса опасности. Также среди прочего предусмотрено, что декларации промышленной безопасности ОПО III и IV классов опасности могут быть разработаны при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации таких ОПО по инициативе эксплуатирующих их организаций. Принятие законопроекта потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». О проекте постановления читайте здесь;

  • № 213698‑8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"». Законопроектом уточняются особенности регулирования промышленной безопасности при организации и проведении сварочных работ на ОПО. Его разработка была предусмотрена постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2355 «Об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Об этом подробнее читайте здесь;

  • № 1144919‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». Здесь следует напомнить, что ранее сообщалось о Перечне поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, утвержденном Президентом Российской Федерации 3 января 2022 года (№ Пр‑2576). Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации среди прочего необходимо при подготовке ко второму чтению законопроекта № 1144919‑7 обеспечить рассмотрение предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе касающихся создания условий для профилактики и предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

  • № 316684‑8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении ответственности за нарушение требований промышленной безопасности при добыче угля)». Законопроект предусматривает среди прочего дополнение статьи 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 3.1. Указанная проектируемая новая часть определяет самостоятельный состав административного правонарушения, заключающегося в нарушении отдельных требований промышленной безопасности (в том числе в невыполнении требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев)), и устанавливает санкцию в виде административного штрафа, либо административного приостановления деятельности для юридических лиц, либо дисквалификации для должностных лиц за совершение такого правонарушения.

Кроме этого, в Правительство Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» (ID проекта 01/05/04‑23/00137854). Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию процессов предоставления государственных услуг по ведению реестров заключений экспертизы промышленной безопасности и деклараций промышленной безопасности, предусматривающих сокращение сроков их внесения в соответствующие реестры до четырех рабочих дней при подаче соответствующих документов в электронной форме.

В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» проходит межведомственное согласование. Таким образом, из короткого обзора нормотворческой деятельности Ростехнадзора видно, что Федеральный закон № 116‑ФЗ и другие подзаконные акты в области промышленной безопасности планируется значительно усовершенствовать.

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.