Утилизация медицинских отходов: законодательные изменения

Утилизация медицинских отходов: законодательные изменения

Согласно законодательству медицинские отходы не считаются частью общего понятия «отходы производства и потребления». Обращение с такими отходами должно соответствовать правилам, установленным санитарно-эпидемиологическим законодательством. Однако Федеральный закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и СанПиН 2.1.3684-21 основываются в основном на требованиях к обращению с отходами внутри медицинских и фармацевтических организаций, не регулируя, что происходит с медицинскими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего удаления путем обезвреживания, утилизации, захоронения.

Основная масса медицинских отходов попадает на объекты обращения с отходами производства и потребления несмотря на то, что обращение с медицинскими отходами на указанных объектах не регламентируется законодательством. Более того, в некоторых регионах Российской Федерации обращение с медицинскими отходами класса «А» осуществляют региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в том числе на основе судебных решений. Так, например, в соответствии с решением Верховного суда по делу А76‑32673/2020 медицинские отходы класса «А» были отнесены к ТКО, а образователь таких медицинских отходов был обязан заключить договор на оказание услуг с региональным оператором по обращению с ТКО.

Утилизация медицинских отходов: законодательные изменения

Значительное количество медицинских отходов, включая отходы классов «Б», «В» и «Г», попадают на несанкционированные свалки из‑за недостатка контроля за их транспортировкой и утилизацией. Роспотребнадзор контролирует обращение с медицинскими отходами только до передачи их транспортирующей организации, а полномочия Росприроднадзора в области контроля за обращением с отходами производства и потребления не распространяются на медицинские отходы.

В то же время, если деятельность по транспортированию отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию, то для транспортирования медицинских отходов лицензия не требуются, независимо от их класса опасности. Это приводит к тому, что конкурсы на вывоз медицинских отходов часто выигрывают организации, не обладающие необходимыми техническими средствами и квалификацией.

Все смешалось…

Медицинские отходы представляют собой опасность, сравнимую с опасностью от промышленных отходов, и могут вызвать серьезные последствия. Неправильное обращение с медицинскими отходами может привести к отравлению окружающей среды лекарственными препаратами, радиационным отравлениям населения, сжигание медицинских отходов чревато выделением опасных веществ. Тем не менее, как показывает практика, контроль за медицинскими отходами оставляет желать лучшего.

В блоге эксперта мы уже обсуждали проблему передачи и утилизации медицинских отходов. Давайте рассмотрим спорные моменты и объясним, почему тема разработки схемы обращения с медицинскими отходами так важна.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:

  • медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 медицинские отходы делятся на пять классов опасности (аналогично промышленным отходам), но обозначения используются не цифровые, а буквенные:

  • класс «А»: включает в себя отходы, которые не имеют контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционных больных. Это могут быть использованные средства личной гигиены, предметы ухода, канцелярские принадлежности, упаковка, мебель и инвентарь, потерявшие потребительские свойства, а также сметы от уборки территории и пищевые отходы;

  • класс «Б»: включает в себя отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3‑4 групп патогенности (например, вирусами оспы, ОРВИ). Это могут быть материалы и инструменты, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями, патолого-анатомические отходы, органические операционные отходы (органы, ткани), пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными, имеющими инфекционные болезни;

  • класс «В»: включает в себя отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Это могут быть отходы микробиологических и клинико-диагностических лабораторий, отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3‑4 групп патогенности, отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий;

  • класс «Г»: включает в себя отходы, не подлежащие последующему использованию, такие как ртутьсодержащие предметы, лекарственные и дезинфекционные средства, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта и систем освещения;

  • класс «Д»: включает в себя все виды отходов, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни. Это могут быть радиоактивные отходы, образующиеся в процессе медицинской деятельности (например, рентгенологической диагностики и лучевой терапии), деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Камнем преткновения чаще всего становятся медицинские отходы класса «А» и «Г», поскольку отходы класса «А» хоть и приближены самим законодателем к ТКО, но все же таковыми не являются, а отходы класса «Г» по классификации можно отнести к опасным производственным. Так, например, в федеральном классификационном каталоге отходов ртутные лампы, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности, а в СанПиН 2.1.3684‑21 они принадлежат к классу «Г».

Для лучшего понимания давайте рассмотрим пример предприятия, занимающегося производством лекарств. На таком предприятии есть различные отделы и подразделения, включая административный корпус. В компании работают офисные сотрудники, водители, курьеры, работники столовой, электрики и ремонтные рабочие, их деятельность не связана с производством лекарств. Как в таком случае следует оценивать отходы, образующиеся при их работе, если они не имеют никакого отношения к медицинской деятельности?

Важно заметить, что эпидемиологически опасные отходы образуются не только в медицинских учреждениях, но и в других местах, где есть потенциальный риск распространения инфекций, например в ветеринарных клиниках, лечебно-профилактических учреждениях и на фермах. Даже отходы салонов красоты могут представлять опасность.

В данной ситуации организации, которые образуют медицинские отходы или взаимодействуют с ними, могут выбрать одну из двух схем:

  • разделять отходы на медицинские и немедицинские. В этом случае для немедицинской части отходов придется разрабатывать проектную документацию, вести учет движения отходов, заполнять отчеты и заключать договоры на вывоз отходов с региональными и федеральными операторами;

  • считать все отходы медицинскими. При этом достаточно заключить договор на вывоз медицинских отходов и отчитываться соответствующим образом (форму № 2‑Медотходы ввели только в 2022 году).

Важно отметить, что обращение с медицинскими отходами не требует лицензирования. Таким образом, ТКО, отходы с территории и пищевые отходы будут классифицироваться как медицинские отходы класса «А», поскольку требования к их обращению аналогичны требованиям к ТКО.

Из‑за неопределенности и неоднозначной трактовки законодательства организациям приходится самостоятельно определять оператора, который будет транспортировать и утилизировать медицинские отходы.

Утилизация медицинских отходов: законодательные изменения

На пути создания схемы обращения

Первым шагом к решению проблемы обращения с медицинскими отходами можно назвать введение формы № 2‑Медотходы, которую утвердил приказ Росстата № 993 от 30.12.2022. Однако ее одной недостаточно, чтобы наладить учет в области обращения с медицинскими отходами, определить потребности в инфраструктуре для их удаления и сформировать механизмы по созданию такой инфраструктуры, а также наладить контроль при транспортировании и удалении медицинских отходов.

Более глобальным в создании безопасной и эффективной системы обращения с медицинскими отходами шагом стала разработка проекта федерального закона № 365183‑8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами» (далее – законопроект). Предлагаем ознакомиться с основными положениями законопроекта, которые предусматривают:

1) приоритет физического метода обеззараживания медицинских отходов над химическим методом и приоритет термического обезвреживания медицинских отходов над другими методами обезвреживания и захоронением медицинских отходов;

2) передачу медицинских отходов класса «А» региональным операторам по обращению с ТКО. Поскольку такие медицинские отходы подобны по составу ТКО, для обращения с ними целесообразнее использовать инфраструктуру по обращению с ТКО (с учетом увеличения мощностей в связи с появлением дополнительного количества отходов).

Вместе с тем в законопроекте уточняется, что указанные положения не будут распространяться на медицинские отходы классов «Б» и «В» после обеззараживания, относимые к медицинским отходам класса «А», поскольку такие отходы нецелесообразно сортировать из‑за малого количества вторичных ресурсов, которые могут быть извлечены из этих отходов, и рисков заражения людей, работающих на сортировках, инфекционными и другими заболеваниями в случае ненадлежащего обеззараживания медицинских отходов;

3) передачу отдельных видов медицинских отходов класса «Г» федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности.

К числу таких отходов будут относиться медицинские отходы класса «Г», которые целесообразно обезвреживать на установках, предназначенных для обезвреживания отходов производства и потребления I и II классов опасности. При этом федеральному экологическому оператору нельзя будет передавать медицинские отходы класса «Г», которые могут быть обезврежены, утилизированы и захоронены другими, более эффективными и дешевыми способами;

4) обращение с медицинскими отходами класса «Д» в соответствии с законодательством об обращении с радиоактивными отходами;

5) создание системы обращения с медицинскими отходами классов «Б», «В» и «Г», за исключением медицинских отходов класса «Г», передаваемых федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности.

Также законопроектом не предусматривается создание института регионального оператора по обращению с медицинскими отходами, а планируется наделить действующих участников рынка соответствующими полномочиями. В частности, планируется:

  • создать реестр операторов по обращению с медицинскими отходами, ведение которого будут осуществлять субъекты Российской Федерации на основе санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых Роспотребнадзором.

Договоры на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами будет возможно заключить только с операторами по обращению с медицинскими отходами, включенными в указанный реестр;

  • создать реестр объектов обезвреживания, утилизации, захоронения медицинских отходов.

Операторы по обращению с медицинскими отходами смогут передавать отходы только на объекты обезвреживания, утилизации, захоронения медицинских отходов, включенные в указанный реестр.

  • установить требования в отношении порядка заключения договоров в области обращения с медицинскими отходами, существенные условия таких договоров, порядок формирования цен по договору и пр.;

6) создание системы учета оборота медицинских отходов.

В рамках этой деятельности лица, ведущие деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, и лица, осуществляющие обращение с медицинскими отходами, будут обязаны представлять информацию о количестве образованных, полученных, переданных медицинских отходов, действиях, совершенных с медицинскими отходами, Роспотребнадзору;

Утилизация медицинских отходов: законодательные изменения

7) корректировку положений законодательства о государственных закупках в части уточнения сферы применения норм о закупке товаров, работ и услуг у единого поставщика;

8) корректировку законодательства в области охраны здоровья граждан в части уточнения применяемой терминологии и ссылок на законодательство, регулирующее вопросы обращения с медицинскими отходами;

9) наличие переходных положений, определяющих среди прочего порядок и сроки передачи региональным операторам по обращению с ТКО функций по обращению с медицинскими отходами класса «А», сроки перехода к новой системе обращения с медицинскими отходами классов «Б», «В» и «Г» (отдельными видами).

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.