Блог эксперта |
Пандемия коронавируса, глобальная реформа контрольно-надзорной деятельности и «регуляторная гильотина» успели внести и, вероятно, еще внесут немало неразберихи в нормативные правовые документы. В частности, процедуре глобального реформирования и даже переосмысления подвергается сфера профессионального обучения персонала.
В этом блоге мы – команда экспертов КГ «ТЕРМИКА» – попробуем разобраться, как организовать подготовку своих работников в переходный период, что нас ждет в будущем, как будут меняться законодательство и позиция надзорных органов по вопросам аттестации, обучения, проверки знаний руководителей, специалистов и рабочего персонала.
Здесь мы будем делиться с вами свежими новостями, касающимися вопросов организации обучения, и давать свои комментарии к ним. Также мы будем рады ответить на ваши вопросы (которые вы можете присылать на market@termika.ru) и делиться лучшими практиками.
Сегодня на повестке дня – цифровая трансформация на государственном уровне и правовые аспекты ведения электронного документооборота в организациях. Цифровая трансформация отраслей российской экономики и социальной сферы определена в качестве одного из приоритетов в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития до 2030 года».
25 ноября 2021 года на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован долгожданный Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности». Новый порядок в корне меняет подходы к обучению персонала организаций мерам пожарной безопасности, вводит новые требования и пересматривает текущие. Практически сразу же документ вызвал массу вопросов, на которые мы постарались дать максимально развернутые и понятные ответы.
Как известно, все принимаемые на работу лица, включая работников подрядных организаций, должны пройти вводный инструктаж по охране труда с последующей подписью в журнале. Чаще всего вводный инструктаж проводится очно специалистом по ОТ. При этом многие предприятия сталкиваются с необходимостью его ежедневного проведения десяткам и сотням работников подрядных организаций, что требует значительных временных затрат. Вводный инструктаж является обязательным требованием для допуска к работе, и его несоблюдение может привести к негативным последствиям. В связи с этим возникает логичный вопрос, можно ли законными методами с применением современных средств обучения ускорить проведение вводного инструктажа работникам подрядных организаций, предоставив инструктируемым возможность, например, заранее ознакомиться с программой инструктажа.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"». С этой даты исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля (надзора) (статья 57 Федерального закона № 170-ФЗ).
Продолжение статьи о предлагаемом дифференцировании требований к эксплуатации опасных производственных объектов и передвижных технических устройств и изменениях требований к ним, которые предусмотрены проектом федерального закона «О промышленной безопасности» (ID проекта 02/04/05-21/00115667).
Как известно, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» проведены масштабные изменения в области промышленной безопасности. Было принято 10 актов Правительства Российской Федерации и 46 ведомственных актов (вместо отмененных 115 актов) в сфере ПБ. Ряду документов продлили сроки их действия, но как видно, реформирование продолжается. На повестке дня – предлагаемое дифференцирование требований к эксплуатации опасных производственных объектов и передвижных технических устройств и изменения требований к ним, предусмотренные проектом федерального закона «О промышленной безопасности».
Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации вступят в силу с 1 марта 2022 года. Для их реализации подготовлен ряд подзаконных актов. Одним из них является размещенный на сайте regulation.gov.ru доработанный проект приказа Минтруда России «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места». Его цель – обеспечение выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах. Подробнее рассмотрим предлагаемые требования документа.
С 1 марта 2022 года начнут действовать изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации. Уже подготовлены проекты нормативных правовых актов. Ряд существующих НПА предлагается отменить, изменить, а многие НПА – ввести впервые. Ранее сообщалось об основных изменениях. Продолжим их изучение, а также рассмотрим ряд подзаконных актов, планируемых к принятию.
На Едином портале проектов нормативных документов на этапе публичных обсуждений находится новый проект постановления Правительства РФ «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». Нововведением документа является утверждение нового Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, а также уточнение категорий работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности и сфере электроэнергетики.
Ранее на страницах Блога эксперта сообщалось, что аналог приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» вступит в силу с 1 сентября 2021 года, так как нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года. Но 1 сентября наступило, а нового опубликованного приказа пока нет, хотя ранее был подготовлен проект приказа МЧС России (ID проекта 02/08/04-20/00101610) с датой вступления его в силу с 1 сентября 2021 года. Какой все-таки порядок обучения мерам пожарной безопасности сейчас действует и когда будет новый? Давайте разбираться с этим вопросом вместе.
На портале regulation.gov.ru обновлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций». Порядок обучения по охране труда, по информации сайта mintrud.gov.ru, входит в число актов, которые будут приняты уже в этом году как сопровождение к изменениям Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая сжатые сроки принятия Порядка, рассмотрим основные его новшества.
В начале августа на портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект постановления правительства, утверждающего требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, и порядок их аккредитации. Данный документ ужесточает требования к организациям и ИП, оказывающим услуги в области охраны труда, и описывает порядок формирования реестра организаций, соответствующих этим требованиям. Поговорим об отличиях от Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и нововведениях данного постановления, на которые мы обратили внимание при изучении его проекта.
В прошлой публикации, посвященной эффективным подходам к обучению и проверке знаний рабочего персонала, мы рассмотрели андрагогические основы организации обучения рабочих на предприятии. Приведенные в ней тезисы как нельзя более эффективно работают в процессе проведения периодических инструктажей. При этом для каждого вида инструктажа с методологической точки зрения первичен не только подход к его проведению, но и форма как определяющий фактор для выбора того или иного дидактического материала.
В соответствии с действующим законодательством все работники рабочих профессий в течение месяца после приема на работу должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. Обучение, как правило, проводится силами работодателя без отрыва или с частичным отрывом от работы и завершается стажировкой и проверкой знаний, после чего рабочий допускается к самостоятельной работе. В дальнейшем для закрепления имеющихся знаний не реже чем один раз в год проводится проверка знания работником требований охраны труда и безопасных методов и приемов выполнения работ.
В одной из прошлых публикаций Блога эксперта мы затронули проблему обучения персонала безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, сделав вывод о том, что выбор места обучения персонала зависит от многих критериев: вида и объема выполняемых работ, категории обучаемого персонала, методической готовности организации к проведению такого обучения. В данной публикации мы рассмотрим аналогичный вопрос организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах в контексте вступивших в силу с марта этого года Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н).