Как вернуть деньги из СФР на приобретение технических средств обучения по охране труда
Страховые взносы составляют около 30 % от заработной платы работника и состоят из взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов для защиты при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При расчете финансового обеспечения предупредительных мер из суммы страховых взносов вычитаются расходы на оплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, а также на оплату отпуска застрахованного работника за дни сверх нормативной продолжительности.
Из оставшейся суммы страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, работодатель может вернуть до 20 % на финансирование предупредительных мер. Лимит для возмещения может быть увеличен до 30 % при условии направления работодателем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста.
Работодатель за счет собственных средств финансирует предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и затем может возместить понесенные расходы за счет средств бюджета СФР в пределах суммы, согласованной с территориальным органом СФР на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Предупредительные меры, расходы на которые могут быть возмещены за счет сумм страховых взносов, включают в себя широкий перечень мероприятий, в том числе приобретение компьютерных тренажеров, программного обеспечения, видеофильмов и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения в области безопасного ведения работ и пр.
Как организовать процедуру финансового обеспечения предупредительных мер
Условно процедуру финансового обеспечения можно разделить на два этапа:
-
Страхователь разрабатывает план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включая в него те мероприятия, за которые планируется получить возмещение, и получает решение страховщика о финансовом обеспечении предупредительных мер.
-
Страхователь подтверждает произведенные расходы для их возмещения из уплаченных страховых взносов.
Первый этап: получение решения о финансовом обеспечении предупредительных мер
Работодатель обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган СФР по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Актуальные формы заявлений рекомендуется смотреть на официальном сайте СФР и его территориальных органов (https://sfr.gov.ru/info/fo).
Для обоснования необходимости реализации запланированных мероприятий к заявлению прилагаются:
-
план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), и (или) перечня реализуемых страхователем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного локальным нормативным актом (далее — ЛНА), с указанием суммы финансирования;
-
копия или выписка из коллективного договора и (или) копия или выписка из ЛНА о реализуемых страхователем мероприятиях по улучшению условий и охраны труда.
Также страхователь дополнительно представляет документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с приобретением технических средств обучения
Для организации процесса обучения по охране труда в соответствии с Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными постановлением Правительства № 2464, могут использоваться технические средства обучения и наглядные пособия. В рамках обучения по охране труда чаще всего используются разного рода компьютерные программы для интерактивного представления обучающего материала и компьютерные тренажеры для отработки практических навыков при проведении практических занятий.
В случае включения в план финансового обеспечения приобретения компьютерных тренажеров, программного обеспечения, видеофильмов или комплексов приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения в области безопасного ведения работ, страхователь должен предоставить:
-
копии документов, обосновывающих приобретение страхователем соответствующих приборов, устройств, оборудования, в том числе компьютерных тренажеров, программного обеспечения, видеофильмов и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования;
-
копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение страхователем соответствующих приборов, устройств, оборудования, в том числе компьютерных тренажеров, программного обеспечения, видеофильмов и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования.
Важно! Условием возмещения расходов на приобретение программного обеспечения для проведения обучения является наличие у данного программного обеспечения государственной регистрации в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Обоснованием необходимости приобретения компьютерных тренажеров, компьютерных обучающих программ, видеоинформационных комплексов, видеоинструкций, видеофильмов, манекенов для проведения сердечно-легочной реанимации будет включение информации об их использовании в ЛНА, регламентирующие обучение по охране труда. Такими ЛНА могут быть программы обучения, в которые включается информация о материально-техническом обеспечении для проведения обучения или положение об обучении по охране труда.
Важно! В разъяснениях СФР от 14 февраля 2023 г. № СЧ-35-12/22502 о применении подпункта «м» пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер допущена неточность, которая противоречит положениям Правил финансового обеспечения по сокращению травматизма, в части требований к организациям, проводящим обучение своих работников. Условие наличия аккредитации для возмещения затрат на приобретение оборудования для обучения работников безопасному ведению работ не связано с организацией обучения у работодателя, т. к. это две разные процедуры.
Порядок взаимодействия с СФР
При подготовке пакета документов к подаче необходимо заверить печатью страхователя все копии документов, прилагаемых к заявлению.
Подавать заявление с пакетом документов можно четырьмя способами:
-
лично в центре обслуживания фонда;
-
по почте;
-
через Единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» в электронной форме;
-
через многофункциональный центр (МФЦ).
Основаниями для отказа в приеме заявления и других документов о финансовом обеспечении предупредительных мер являются подача документов позднее 31 июля и признание недействительности электронной подписи в результате ее проверки.
Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер по итогам рассмотрения заявления с пакетом документов страховщик может принять в следующих случаях:
-
если на день подачи заявления у страхователя в отношении страховых взносов имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
-
если представленные документы содержат недостоверную информацию;
-
если предусмотренные бюджетом СФР средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
-
если страхователь представил неполный комплект документов.
Важно иметь в виду, что при наличии недоимки СФР откажет в финансировании, даже если раньше согласовал план предупредительных мер.
Таким образом, возмещение затрат на охрану труда от СФР получают только добросовестные организации, которые вовремя платят страховые взносы и подают все документы, а также ведут отчеты по целевому расходованию средств.
Сроки рассмотрения документов СФР
Территориальное управление СФР принимает решение о согласовании финансового обеспечения или отказе в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов — в отношении страхователей с объемом страховых взносов за прошлый год до 25 млн руб.
Сроки рассмотрения заявления с целью согласования с СФР увеличиваются до 18 рабочих дней в двух случаях:
-
если страховые взносы компании за прошлый год составили более 25 млн руб.;
-
если страхователь заявил в плане финансового обеспечения приобретение приборов, устройств, оборудования стран, членов Евразийского экономического союза, при отсутствии отечественных аналогов (импортных приборов, устройств, оборудования) при условии включения соответствующих мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, в отраслевые планы импортозамещения. В данном случае решение принимается с учетом согласования с центральным аппаратом СФР.
Территориальный орган СФР оформляет решение приказом и в течение трех рабочих дней со дня подписания направляет его страхователю. Если в финансовом обеспечении отказано, в приказе должны быть указаны причины.
Информацию о результатах рассмотрения заявления территориальный фонд также должен публиковать на своем сайте.
Как скорректировать утвержденный план финансового обеспечения предупредительных мер
Правилами предусмотрена корректировка согласованных лимитов в двух случаях:
-
В случае если страхователь первоначально подал и согласовал заявление на сумму меньше расчетного объема средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер. В данной ситуации страхователь имеет право подать заявление на увеличение суммы, не превышающей разницы между расчетным объемом средств и суммой финансового обеспечения предупредительных мер, указанной в приказе территориального органа СФР по первоначальному заявлению. Однако такое заявление также необходимо подать до 1 августа текущего года. В данном случае необходимо подать такие же документы, как при первоначальном заявлении.
-
В случае если требуется внести изменения в план финансового обеспечения в части изменения мероприятий, по которым планировалось получить финансовое обеспечение, в пределах согласованной территориальным органом суммы. Для этого необходимо обратиться в срок до 20 ноября с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения и обоснованием необходимости внесения этих изменений. Также необходимо предоставить полный пакет документов, как при первичном заявлении, для обоснования предупредительных мер, по которым вносятся изменения в план финансового обеспечения.
После принятия и согласования предложенных в плане предупредительных мероприятий работодатель выполняет данные мероприятия за счет собственных средств и в конце года отчитывается о произведенных расходах.
Важно! В случае неполного использования согласованных в плане финансового обеспечения средств страхователь сообщает об этом в территориальный орган СФР по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
Второй этап: возмещение произведенных расходов на оплату предупредительных мер
После выполнения указанных в плане финансового обеспечения предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган СФР по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря текущего года. Одновременно с заявлением предоставляется отчет о произведенных расходах на указанные цели.
Территориальный орган СФР в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета СФР расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению.
Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным территориальным органом СФР планом финансового обеспечения.
Алгоритм финансового обеспечения предупредительных мер
Таким образом, процесс финансового обеспечения предупредительных мер, ввиду его многоэтапности и вариативности сценариев развития событий, целесообразно представить в виде следующего алгоритма:
Процесс финансового обеспечения предупредительных мер достаточно сложный ввиду взаимодействия нескольких ведомств, и при подаче заявления необходимо быть готовым к тому, что может потребоваться дополнительное время для корректировки заявления в случае отказа при подаче документов. Также следует учитывать, что СФР хоть и занимается страхованием от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, но не занимается напрямую политикой в области охраны труда. Ввиду стремительного развития применяемых технологий и изменения требований законодательства работники СФР не всегда могут успевать за тенденциями и улавливать суть мероприятий, заявленных в плане финансирования, и в данном случае задача страхователя — грамотно обосновать необходимость планируемых мероприятий.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.