Лифты: какие требования вступают в силу в 2024 году (часть 2. Эскалатор)
По тематике первой части статьи Блога эксперта, посвященной нововведениям законодательства по лифтам, поступил вопрос. Читатель спросил: «Кто будет проводить техническое освидетельствование (ТО) в сентябре на эскалаторе? Методов ТО эскалатора не существует, аккредитация у испытательных лабораторий на эскалаторы отсутствует. Как быть?». В связи с чем продолжим рассказ о сентябрьских нововведениях и предлагаемых изменениях в законодательстве, но уже в отношении эскалаторов. Следует уточнить, что все выводы в статье содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.
Определение
Итак, в новых Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1744 (далее – Правила № 1744), определение эскалатора не включено. В отличие от аналогичных действующих в настоящее время правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила № 743).
Определение эскалатора можно найти в ГОСТ 33966.1‑2020 (EN 115‑1:2017) «Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке». Стандартом установлено, что эскалатор – это подъемно-транспортная машина, представляющая собой наклонную непрерывно движущуюся лестницу с электромеханическим приводом для подъема или спуска пассажиров, у которой несущая поверхность ступеней остается горизонтальной. Таким образом, в связи с введением в действие новых Правил № 1744 определение эскалатора бесследно не исчезло.
Указанный стандарт предназначен среди прочего для изготовителей, испытательных лабораторий, монтажных и эксплуатирующих организаций и владельцев эскалаторов. Он предусматривает необходимость проведения ТО эскалатора, но только после монтажа на месте применения, не раскрывая объемов и методов его проведения (пункт 7.5.1). Другими словами, для проведения периодического ТО данный стандарт не подходит. Как же тогда проводить ТО?
Техническое освидетельствование
Существует важное отличие требований к проведению ТО лифтов и эскалаторов. Для лифтов порядок проведения ТО установлен техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Соответствующая отсылка на ТР ТС 011/2011 сделана в пункте 25 Правил № 1744, устанавливающем требования к проведению ТО и обследования. ТО является одной из форм оценки соответствия лифта требованиям технического регламента (в течение назначенного срока службы). Оно осуществляется не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза.
В свою очередь для эскалаторов, являющихся объектом регулирования ТР ТС 010/2011, в новом Приказе № 1744 не содержится отсылка на указанный технический регламент в части проведения его ТО. При этом сертификат соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 – обязательный документ для эскалаторов, введенных в эксплуатацию после 19 июня 2015 года (пункт 4 приложения № 1 к отменяемым Правилам № 743).
Как известно, оценка соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 проводится в форме подтверждения соответствия (сертификации и декларирования соответствия) и в форме государственного контроля (надзора) (статьи 7 и 8 ТР ТС 010/2011). Важно отметить, что ТР ТС 010/2011 не устанавливает норм по оценке соответствия (подтверждению соответствия) оборудования его требованиям в форме ТО.
Таким образом, механизм выполнения установленных в ТР ТС 010/2011 обязательных требований к объектам технического регулирования через использование стандартов разного уровня для проведения периодического ТО эскалаторов невозможен. Получается, что для использования стандартов при проведении периодического ТО необходимо учитывать основания для их применения.
В свою очередь, ТО эскалаторов согласно Правилам № 1744 проводится не реже одного раза в 12 месяцев (пункт 26). Другими словами, для данной обязательной процедуры сделан акцент, что важен каждый день. Однако новые правила не ссылаются ни на один нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения ТО. Одновременно с этим, как отмечалось ранее, предлагается (ID проекта 01/02/02‑24/00145468) признать утратившими силу следующие приказы Ростехнадзора:
-
от 13.04.2018 № 170 «Об утверждении Порядка технического освидетельствования и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, а также формы акта технического освидетельствования <…>» (далее соответственно – Приказ № 170, Порядок проведения ТО);
-
от 12.10.2017 № 425 «Об утверждении Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование <…>».
Цель подготовки данного проекта – приведение правовой базы Ростехнадзора в соответствие с новыми Правилами № 1744, которыми исключаются отдельные требования к обеспечению безопасности, в частности, лифтов и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), а также требования к экспертным организациям, осуществляющим ТО и обследование эскалаторов, установленные приложениями № 1, 2 (пункты 1, 25) отменяемых Правил № 743. При этом нет информации о подготовке аналогичного проекта, устанавливающего порядок проведения ТО. Как такое возможно?
Полномочия
Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В свою очередь порядок ТО и обследования, согласно Правилам № 743, устанавливается Ростехнадзором (пункт 25). Новыми Правилами № 1744 аналогичные полномочия не предусмотрены. При этом согласно Правилам № 1744 Ростехнадзор уполномочен устанавливать (утверждать):
-
порядок ведения реестра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, подлежащих учету Ростехнадзором (приказ Ростехнадзора от 28.12.2023 № 495 вступит в силу также 1 сентября 2024 года);
-
следующие формы:
-
уведомления о вводе объекта в эксплуатацию (выводе объекта из эксплуатации), акта контрольного осмотра объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию (приказ Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309);
-
уведомления о смене владельца объекта;
-
журналов технического обслуживания и ремонта объекта;
-
акта ТО подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора.
Взамен упомянутых форм Ростехнадзор планирует утвердить новые. Подготовлен проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23, 25 правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. № 1744» (ID проекта 02/08/07‑24/00148778). Предусмотрено, что приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Правила № 1744 не наделяют Ростехнадзор полномочиями принимать новый порядок проведения ТО аналогичный Порядку проведения ТО, утвержденному Приказом № 170 (который предлагается отменить). Получается, что новый приказ (порядок) не сможет быть принят Ростехнадзором, так как по этой причине он не пройдет регистрацию в Минюсте России.
Справедливости ради добавим, что Ростехнадзор осуществляет государственный контроль (надзор) Правил № 743 (с 1 сентября – Правил № 1744), а также ряд других функций. Он наделен различными полномочиями постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 16.02.2023 № 241 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Однако указанные постановления Правительства Российской Федерации также не наделяют Ростехнадзор полномочием принимать отдельный документ, регламентирующий в том числе вопросы проведения ТО эскалаторов.
Возникает логичный вопрос, а в соответствии с каким нормативным правовым актом либо другим документом будет проводиться ТО с 1 сентября 2024 года?
Правила и методы исследований
С 1 сентября 2024 года ТО эскалатора должно осуществляться органом инспекции либо испытательной лабораторией (далее – ИЛ). Проводить ТО для себя организациям запрещено. Установлен запрет в отношении объектов, принадлежащих организации и ее аффилированным лицам на праве собственности либо ином законном основании.
Обязательные условия для них:
-
аккредитация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
-
наличие специалистов (экспертов) по оценке соответствия эскалаторов (пункт 25 Правил № 1744).
Как известно, для деятельности органа инспекции кроме испытательного оборудования, средств измерений и других технических средств необходимы также документы, устанавливающие требования к объектам инспекции, указанным в области аккредитации. В свою очередь требованием для ИЛ является наличие среди прочего правил и методов исследований (испытаний) и измерений, и иных документов, указанных в области аккредитации.
Как уже отмечалось, ТР ТС 010/2011 не регламентирует порядок проведения периодического ТО. В свою очередь:
-
ГОСТ 34489‑2018 «Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Правила отбора образцов» устанавливает правила и методы исследований (испытаний) и измерений эскалаторов, необходимые для подтверждения соответствия в форме сертификации. Следовательно, для проведения периодического ТО он не подходит;
-
ГОСТ 33966.1‑2020 (EN 115‑1:2017) «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке» устанавливает общие требования безопасности к устройству и установке вновь изготавливаемых эскалаторов. Из чего можно заключить, что для периодического ТО он также не подходит;
-
ГОСТ 34486.2‑2018 (ISO 18738‑2:2012) «Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Измерение качества движения» устанавливает требования к измерительному оборудованию, определению показателей качества движения эскалаторов и пассажирских конвейеров, порядку проведения измерений, документальному оформлению результатов измерений. Стандарт не предусматривает проведения ТО.
Как видим, требования упомянутых стандартов содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, но не в рамках проведения периодического ТО эскалатора.
Важно отметить, что орган инспекции должен использовать для инспекции методы и процедуры, установленные в требованиях, на соответствие которым должна проводиться инспекция. В том случае, когда такие методы и процедуры не установлены, орган инспекции должен разработать требуемые методы и процедуры. Орган инспекции должен информировать заказчика о неприемлемости метода инспекции, предложенного заказчиком (пункт 7.1.1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020‑2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции»). В свою очередь, Правила № 1744 не предполагают дополнительного документарного обеспечения органа инспекции либо ИЛ для проведения ТО эскалатора.
Справедливости ради нужно добавить, что отменяемый Приказ № 170 определяет алгоритм проведения ТО эскалаторов. В нем нет упоминаний проведения ТО в соответствии с каким-либо стандартом (только осмотр, проверки работоспособности и испытания, предусмотренные руководством (инструкцией) по эксплуатации).
Эксплуатационная документация
В общем случае эксплуатационные документы на эскалатор содержат различные положения по эксплуатации машин, заложенные при проектировании для конкретной модели (типа) машин (оборудования). В них отражаются их параметры, характеристики, указываются сведения о проведенных оценках соответствия, испытаниях и другая информация на протяжении всего жизненного цикла оборудования.
С эскалатором должна поставляться среди прочего следующая документация:
-
обоснование безопасности – документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла. Его копия должна быть у эксплуатирующей организации (пункт 7 ТР ТС 010/2011), а не только у изготовителя или проектировщика. При этом ГОСТ 33966.1 уточняет, что обоснование безопасности эскалатора поставляется при отступлении от его требований;
-
паспорт эскалатора, где указываются сведения о сертификате соответствия и результатах проведенных ТО;
-
руководство (инструкция) по эксплуатации. Оно среди прочего включает указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применению по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения (пунктом 8 статьи 4 ТР ТС 010/2011).
Во вновь подготовленной форме акта ТО подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора (приложение № 8 ID проекта 02/08/07‑24/00148778) предусмотрены графы для заполнения информации об эскалаторе и его составных частях, которые прошли осмотр и проверку, выдержали испытания в объеме, установленном руководством по эксплуатации, а также информации о том, что эскалатор находится в исправном состоянии. При этом упоминания ТР ТС 010/2011, других нормативных правовых актов, либо стандартов форма акта ТО не предусматривает. Цель подготовки указанного проекта – обеспечение соблюдения лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов, включая эскалаторы, требований Правил № 1744.
Получается, что в случае отмены Порядка проведения ТО руководство (инструкция) по эксплуатации эскалатора для специалиста органа инспекции (ИЛ) является основным источником, в частности, требований к эскалатору и его устройствам безопасности, объемам осмотра, измерений, проверки и его испытаний при проведении ТО. Предполагается, что новая форма акта ТО будет утверждена приказом Ростехнадзора, то есть его содержание будет обязательным.
Подводя итог, отметим, что порядок проведения периодического ТО эскалатора новыми Правилами № 1744, ТР ТС 010/2011, а также рассмотренными стандартами не установлен. Единственным документом, предусмотренным регулятором в проекте формы акта ТО, является руководство (инструкция) по эксплуатации, которым устанавливается объем испытаний эскалатора и его составных частей.
Действующий Порядок проведения ТО (Приказ № 170) предлагается признать утратившим силу с 1 сентября 2024 года. Но приказ об этом в настоящее время не опубликован. Нового аналогичного порядка не подготовлено, так как Ростехнадзор не наделен полномочиями его утверждать. Если Приказ № 170 будет продолжать действовать после 1 сентября 2024 года, то его требования предположительно будут действовать в части, не противоречащей установленным требованиям новых Правил № 1744.
Наличие аккредитации и специалистов (экспертов) по оценке соответствия основное – это условие для органа инспекции либо ИЛ, предусмотренное Правилами № 1744 для проведения ТО эскалатора не реже одного раза в 12 месяцев. Таким образом, владельцу эскалаторов возможно привлекать для проведения ТО лишь соответствующим указанным требованиям орган инспекции либо ИЛ.
Если же все-таки у организации сомнения остались (кто проводит ТО и как его проводить), то для получения компетентного ответа можно направить соответствующий запрос в надзорный орган (возможно потребуются обращения также и в другие заинтересованные министерства).
Также нашим читателям будет интересно, что с 1 января 2025 года вводятся:
-
ГОСТ Р 71555‑2024 «Лифты. Правила сертификации лифтов и устройств безопасности лифтов при окончании срока действия сертификата соответствия», утвержденный приказом Росстандарта от 13.08.2024 № 1058‑ст. Стандарт устанавливает правила сертификации лифтов и устройств безопасности лифтов при окончании срока действия сертификата соответствия. Стандарт распространяется на сертификацию лифтов или устройств безопасности лифтов серийного производства. ГОСТ Р 71555‑2024 вводится в действие на территории Российской Федерации;
-
ГОСТ 34441‑2024 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования». Стандарт разработан с целью обеспечения безопасности эксплуатации лифтов. Стандарт устанавливает общие технические требования к диспетчерскому контролю за работой лифтов, предназначенных для транспортирования людей или людей и грузов, включая требования к информации, передаваемой устройством диспетчерского контроля в диспетчерскую службу, а также требования к двусторонней переговорной связи между диспетчерской службой и пользователями. Стандарт распространяется на устройства диспетчерского контроля, изготовленные после введения в действие стандарта. Стандарт может быть применен к находящимся в эксплуатации устройствам диспетчерского контроля при их модернизации и при капитальном ремонте лифтов и устройств диспетчерского контроля.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.