II Конференция по ОТ и ПБ: о чем нас спросили?
КГ «ТЕРМИКА» организует в Екатеринбурге II конференцию для повышения уровня знаний и компетенций руководителей и специалистов предприятий, ответственных за охрану труда. От участников конференции поступили вопросы по охране труда и промышленной безопасности. Представляем ответы на них.
1. Какое количество аптечек должно быть в учреждении культуры, в учреждении с массовым пребыванием людей?
Ориентировочно – одна аптечка на 100 работников (без учета дистанционных работников). Такая норма ранее была предусмотрена проектом в отношении размещения, хранения и использования аптечки для оказания первой помощи работникам (пункт 11 проекта приказа Минтруда России, ID проекта 02/08/11-23/00143709). Однако утвержденные требования предполагают, что количество аптечек определяет работодатель самостоятельно, исходя из среднесписочной численности организации, специфики деятельности организации, результатов оценки профессиональных рисков с учетом мнения профсоюзов (при наличии) (пункт 7 требований, утвержденных приказом Минтруда России от 09.08.2024 № 398н). Получается, что регулятор нормативно не регламентирует количество аптечек.
Справедливости ради нужно дополнить, что в местах массового пребывания людей, по нашему мнению, также целесообразно размещать автоматический наружный дефибриллятор (подпункт 4.1 приложения № 2 к Порядку оказания первой помощи, утвержденному приказом Минздрава России от 03.05.2024 № 220н).
2. Возможно ли совмещать во время рабочего дня несколько часов обучения и несколько часов рабочего процесса?
Возможно. Обучение работников в области требований охраны труда с отрывом от производства также является частью рабочего процесса. В течение рабочей смены работник обучается, далее он следует на свое рабочее место для продолжения работы.
3. Есть ли запрет со стороны законодательства на проведение обучения работников в ночные смены? Если да, то чем регламентируется?
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) не запрещает проводить обучение в ночные смены, однако устанавливает ряд ограничений для допуска работников к выполнению своих обязанностей в ночное время. С точки зрения законодательства, обучение – это часть рабочего процесса. В связи с этим для привлечения к работе в ночное время отдельных социальных категорий работников работодателю потребуется получить их письменное согласие и ознакомить работника с его правом отказаться от работы в ночное время, если работник относится к категориям, указанным в части 5 статьи 96 и части 2 статьи 259 ТК РФ.
4. Чем отличаются ежегодная проверка знаний по работам на высоте и ОТ п. 46 «в» по работам на высоте (ежегодная)?
Фактически это одна и та же процедура: периодическая проверка знания работниками безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, согласно требованиям Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н, и Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 (далее – ПП № 2464) (после прохождения работником обучения по программе 46 «в»).
5. Каким образом можно организовать проведение инструктажей по охране труда для работников, рабочее место которых находится на значительном расстоянии от главного офиса компании при условии, что документ, подтверждающий прохождение инструктажа по охране труда, должен подписывать лично работник (абзац 3 статьи 22.1 ТК РФ)?
Мало исходных данных для ответа. Все зависит от нюансов. Предлагаем назначить ответственного за проведение инструктажей по охране труда для работников, рабочее место которых находится на значительном расстоянии от главного офиса. Ответственный будет проводить инструктаж по охране труда на месте (вне головного офиса). Главное условие: при регистрации проведения инструктажа по охране труда итоговый документ должен содержать подписи обоих работников – проводившего и прошедшего инструктаж по охране труда.
6. Что является подтверждением подписи работника, которому дистанционно проведен инструктаж по охране труда?
Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда работников, в том числе проведение инструктажей, допускается с применением дистанционных технологий. Однако документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда, должны подписываться только лично работником. Таким образом, любой дистанционный способ подтверждения прохождения инструктажа (любого), к примеру посредством простой электронной подписи сотрудника, с помощью СМС, аудиоидентификации, системы распознавания лица, пароля, логина или использования факсимильной подписи, недопустим. Только собственноручная подпись на бумажном носителе.
7. Интересует возможность дистанционного обучения в свете постановления Правительства № 2464.
ПП № 2464 допускает проведение обучения работников требованиям охраны труда с использованием дистанционных технологий (пункт 66 ПП № 2464). Дистанционный формат обучения предполагает наличие системы дистанционного обучения, позволяющей освоить программы обучения с помощью дистанционных образовательных технологий, и ведение учета действий обучаемых в ходе учебного процесса – фиксацию и контроль в автоматическом режиме времени обучения, хода обучения и освоения обучаемыми знаний и умений, предусмотренных программой обучения (пункт 8 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334).
8. Является ли обучение с применением VR-технологий практическим обучением по охране труда, которое требуется проводить в соответствии с постановлением Правительства № 2464 по программе Б и В, а также программам обучения оказанию первой помощи и использованию СИЗ?
До сих пор вопрос о применении компьютерных тренажеров, в том числе VR, для практического обучения остается дискуссионным. Законодательство напрямую не запрещает такую форму проведения практических занятий, однако складывающаяся правоприменительная практика и комментарии государственного инспектора труда (далее – ГИТ) на различных площадках говорят о том, что представители регулятора не считают компьютерные тренажеры легитимной формой проведения практической части обучения.
В то же время современные компьютерные тренажеры постепенно становятся частью учебного процесса на производстве, и их потенциал нельзя недооценивать. На наш взгляд, VR-тренажеры можно применять как инструмент обучения, позволяющий формировать у работника начальные навыки и опыт взаимодействия с производственной средой без риска воздействия опасных производственных факторов и позволяющий совершать ошибки. Такие инструменты просто необходимы для обучения персонала по целому ряду работ повышенной опасности.
9. Есть ли возможность узаконить «цифровую практику» в программах охраны труда?
В настоящее время очень много работодателей хотели бы использовать цифровой формат практических занятий для приобретения работниками практических навыков безопасного выполнения работ в процессе трудовой деятельности, так как он имеет ряд преимуществ. Однако сделать их легитимными возможно только в том случае, если в ПП № 2464 будут внесены соответствующие изменения в этой части.
10. Расскажите, пожалуйста, подробнее об обязательной практической составляющей при онлайн-обучении в соответствии с постановлением Правительства № 2464 на специальной платформе («ОЛИМПОКС» и подобных): каким образом оно должно быть реализовано, чтобы не вызвать претензий ГИТ, а в каком случае ГИТ считает такое онлайн-обучение нарушением законодательства из‑за отсутствия практики? Есть ли судебная практика по этому вопросу, если да – каков ее результат?
Да, по данному вопросу имеется судебная практика в отношении организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Мнение по данному вопросу у государственного инспектора труда и суда отличаются. К примеру, в организации было проведено обучение руководителей и специалистов организации с использованием дистанционных электронных систем. По мнению государственного инспектора труда, практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Данное нарушение пункта 49 ПП № 2464 ГИТ отметил как нарушение в предписании. При этом суд, исходя из норм законодательства, в том числе об образовании, считает проведение обучения по охране труда в дистанционном порядке не противоречащим установленным требованиям, ссылаясь на наличие аккредитации и лицензии.
11. Насколько возможно проведение практических занятий на онлайн-тренажерах, предлагаемых в учебных центрах, взамен очного проведения практики, необходимой в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464?
Несмотря на то, что в пункте 66 ПП № 2464 допускается проведение обучения работников требованиям охраны труда с использованием дистанционных технологий, пунктом 36 ПП № 2464 предусмотрено, что программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим содержат практические занятия по формированию умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим в объеме не менее 50 % общего количества учебных часов. Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Приложением № 2 к ПП № 2464 установлен примерный перечень тем практических занятий для формирования программ обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Для отработки указанных навыков в организации должны применяться технические средства (манекен).
Практические занятия, входящие в программу обучения по использованию (применению) СИЗ, проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Таким образом, не во всех случаях допустимо заменять практические занятия онлайн-тренажерами.
12. Необходимо ли проводить отдельное обучение персонала электросетевых организаций в области охраны труда в соответствии с постановлением Правительства № 2464?
Дополнительно проходить обучение по ОТ не требуется. Это утверждение справедливо только в том случае, если работники, осуществляющие трудовую деятельность в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, в рамках подготовки к аттестации в области (по вопросам) безопасности в соответствующей сфере (области) или подготовки и подтверждения готовности к работе прошли обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, а также обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
13. Обязательно ли отражать время обучения работника специальным кодом в табеле учета рабочего времени?
Обучение работника требованиям охраны труда может быть отнесено к профессиональному обучению, поэтому оплата времени обучения работника требованиям охраны труда с отрывом от работы должна осуществляться в соответствии с частью 1 статьи 187 ТК РФ. В табеле учета рабочего времени период такого обучения следует отмечать буквенным кодом «ПК» (цифровым – 07). Такое разъяснение приведено на сайте онлайнинспеция.рф.
14. Может ли организация, не эксплуатирующая ОПО (занимающаяся проектированием, строительством и т. д.) аттестовывать в своей комиссии другую организацию? Подрядную организацию? Сотрудника по договору гражданско-правового характера?
Может, но есть нюансы.
Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13 (далее – Положение), допускает формирование единой аттестационной комиссии (далее – ЕАК). Ее могут сформировать 2 организации и более (подпункт «г» пункта 5 Положения). Для целей применения норм Положения под организациями понимаются организации, осуществляющие проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов (далее – ОПО), а также монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную профессиональную деятельность. Таким образом, Положение не ограничивает возможность формирования ЕАК в зависимости от вида деятельности организации, точнее от эксплуатации ОПО.
В ЕАК проходят аттестацию члены главных аттестационных комиссий, а также работники организаций, сформировавших ЕАК, а именно:
-
работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта ОПО;
-
работники, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности ОПО. Работники, которым требуется пройти аттестацию, относятся к категории инженерно-технических работников (с 1 марта 2025 года).
При этом работники организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги организациям, эксплуатирующим ОПО, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях организаций, в трудовых отношениях с которыми они состоят, или в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих ОПО (если это предусмотрено локальным нормативным актом организации). Таким образом, работники организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги организациям, эксплуатирующим ОПО, могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих ОПО (пункт 11 Положения).
15. Должен ли иметь медицинское образование специалист, который проводит обучение по оказанию первой помощи с работниками предприятия? Какую подготовку, обучение должен пройти специалист для того, чтобы он имел право обучать работников предприятия правильно оказывать первую помощь?
Обучать оказанию первой помощи в организации может любой работник, знающий этот процесс и, по возможности, имеющий соответствующий опыт. Ошибочно считать, что это обязательно должен быть работник с медицинским образованием, так как медики, равно как и обычные работники, получают навыки оказания первой помощи в рамках обучения по охране труда. Более того, их знания о медицинской помощи иногда могут исказить преподавание вопросов первой помощи, так как не каждый способен разделить эти два по сути разных процесса с разным уровнем ответственности оказывающих помощь. Медицинский работник должен спасать пострадавшего, а обычный работник должен не допустить ухудшения состояния пострадавшего до прибытия медицинской помощи.
Работники, занимающиеся обучением оказанию первой помощи, должны пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи. Таким образом, работники, обучающие приемам оказания первой помощи, должны иметь удостоверение о повышении квалификации по программе подготовки преподавателей. Кроме того, они должны пройти подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением № 2 к ПП № 2464.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.