Промышленная безопасность: что нового?
На страницах Блога эксперта уже не раз писали об изменении норм в области промышленной безопасности (далее – ПБ), которые начнут применяться в 2025 году (об этом читайте здесь и здесь). Сегодня предлагаем нашим читателям краткий обзор других изменений упомянутой области, также вступающих в силу в 2025 году.
ОПО I и II классов опасности
Частным агентствам занятости установлен запрет заключать договоры о предоставлении труда работников (персонала) для выполнения работ на опасных производственных объектах (далее – ОПО) I и II классов опасности, отдельных видов работ согласно утвержденным перечням, а также на рабочих местах с вредными условиями 3 и 4 степеней или опасными условиями труда. Он установлен Федеральным законом от 26.12.2024 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Изменения вступят в силу с 1 января 2025 года. Цель – обеспечение преемственности применения правовых норм в связи с тем, что с 1 января 2025 года утратил силу Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и, в частности, статья 18.1 об осуществлении деятельности по предоставлению труда работников (персонала).

Экспертиза ПБ и декларации ПБ
Но уже с 1 марта 2025 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116‑ФЗ). Они предусматривают оптимизацию процессов предоставления государственных услуг по ведению реестров заключений экспертизы ПБ и деклараций ПБ (далее соответственно – ЭПБ и ДПБ). Предусмотрено, что сроки внесения заключений ЭПБ и ДПБ в соответствующие реестры определяются административным регламентом Ростехнадзора, а также порядком, определяемым федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) «силового блока» (Минобороны России, ФСБ России, СВР России, СВО России, ГУСП). Получается, что нормы по установлению сроков внесения заключений ЭПБ и ДПБ в реестры носят отсылочный характер.
Согласно изменениям такие сроки не могут превышать:
-
5 рабочих дней со дня поступления в Ростехнадзор заключения ЭПБ либо ДПБ на бумажном носителе;
-
3 рабочих дней со дня поступления указанных документов в форме электронного документа.
Таким образом, сроки будут зависеть от носителя (формы) заключения ЭПБ либо ДПБ, представленного в Ростехнадзор.
Справедливости ради нужно сказать и о предлагаемых изменениях, вносимых в законодательство, устанавливающее административную ответственность за дачу заведомо ложного заключения ЭПБ. Предлагается увеличить срок давности привлечения к ответственности за дачу такого заключения с 1 года до 3 лет. Так считают авторы законопроекта, внесенного в Государственную Думу. Проведенный анализ складывающейся судебной практики свидетельствует о различных подходах к определению события, наступление которого считается нарушением, предусмотренным частью 4 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дача заведомо ложного заключения ЭПБ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния). Так, моментом совершения административного правонарушения считается:
-
оформление заведомо ложного заключения ЭПБ и предоставление его заказчику (решение Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу от 02.11.2023 № 16-6079/2023);
-
утверждение заключения ЭПБ (решение Арбитражного суда Свердловской области по делу от 29.10.2020 № А60-43760/2020);
-
внесение заключения ЭПБ в реестр заключений (решение Московского городского суда по делу от 05.10.2022 № 7-16321/2022).
В целях обеспечения единообразия в правоприменении предлагается срок давности исчислять со дня регистрации заключения в реестре заключений ЭПБ.
Федеральный государственный надзор в области ПБ: профилактических мероприятий станет больше
С 1 марта 2025 года Ростехнадзор сможет проводить 6 видов профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ (пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ). Сейчас их 5 (в частности, информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование). В рамках осуществления указанного надзора смогут проводиться профилактические визиты (пункт 5 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ).
Его проводит инспектор в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор» (статья 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ)). Мобильное приложение «Инспектор» – это разработанное на базе государственной информационной системы программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) в предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ случаях. Статья 52 Федерального закона № 248-ФЗ предусматривает возможность использования указанного мобильного приложения для проведения инспектором профилактического визита. Подразумевается, что выезд на далекий объект может занять у инспектора от одного до нескольких дней, тогда как по видеосвязи он может в течение рабочего дня «посетить» 2–3 подконтрольных объекта.

Важно отметить, что при проведении профилактического визита, в ходе которого осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, предписания об устранении нарушений обязательных требований организациям не выдаются. Профилактические визиты проводятся с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 248-ФЗ (часть 3 статьи 45, части 6 и 10 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ). При этом полученные разъяснения носят рекомендательный характер. Профилактический визит может быть проведен по заявлению контролируемого лица (за исключением отдельных случаев). Однако в случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор обязан незамедлительно направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Таким образом, организации штрафы не грозят, однако по результатам профилактического визита может быть принято решение о назначении проверки.
Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 28.12.2024 № 1955 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336). До 1 января 2030 года действуют среди прочего ограничения возможности:
-
проведения плановых проверок только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, ОПО II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса (пункт 11(3) постановления № 336);
-
принятия решения о проведении профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, а также оформления актов и предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам их проведения посредством включения соответствующей информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий без необходимости вынесения отдельного решения или акта (пункт 11(12) постановления № 336).
Предлагаем ознакомиться с планом проверок бизнеса на 2025 год на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Установлен ряд профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в сферах теплоснабжения и электроэнергетики
В рамках осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения нововведениями предусмотрены:
-
профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережений; консультирование; профилактический визит;
-
контрольные (надзорные) мероприятия: выездные и документарные проверки (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) дополнен частями 5.1 и. 5.2). Как известно, Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в области федерального государственного энергетического надзора, утвержденные приказом Ростехнадзора от 28.09.2021 № 339, разработаны в целях единого подхода к проведению должностными лицами Ростехнадзора указанных контрольных (надзорных) мероприятий.
Напомним, что информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе «Деятельность» сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах и реализуется в соответствии со статьей 46 Федерального закона № 248-ФЗ и пунктом 27 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1085 (далее – Положение № 1085).
Обобщение правоприменительной практики реализуется в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 248-ФЗ, пунктом 28 Положения № 1085 и размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе «Деятельность» сети Интернет (доклад размещается в срок до 1 апреля, следующего за отчетным).
Объявление предостережения реализуется в соответствии со статьей 49 Федерального закона № 248-ФЗ и пунктами 29–31 Положения № 1085. Оно должно содержать среди прочего:
-
соответствующие обязательные требования и нормативный правовой акт, в котором они приведены;
-
информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению обязательных требований;
-
предложение принять меры, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований, и при необходимости сроки принятия таких мер.
В предостережении не могут требовать от вас представить сведения и документы.
Профилактический визит проводится в рамках предмета федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.
В свою очередь, в рамках осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики предусмотрено проведение еще 2 профилактических мероприятий: консультирования и профилактического визита (дополнен пункт 7 статьи 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ)). Как уже отмечалось, поправки к Федеральному закону № 190-ФЗ и Федеральному закону № 35-ФЗ начнут применяться с 1 марта 2025 года. Но здесь следует сразу оговориться.

Подготовлен проект постановления Правительства РФ, предполагающий уточнение положения об упомянутом виде надзора в указанной части (ID проекта 02/07/10-24/00151490). Предполагается, что к моменту вступления изменений в силу (1 марта 2025 года) Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082, а также Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1085, будет приведено в соответствие с Федеральным законом от 08.08.2024 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" <…>» в части дополнения видов профилактических мероприятий профилактическим визитом и консультированием и определения случаев обязательного проведения профилактических визитов и порядка проведения консультирования при осуществлении федерального государственного энергетического надзора. Другими словами, нюансы проведения всех профилактических мероприятий будут конкретизированы в упомянутых положениях.
Кроме этого, для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, муниципальных образований, потребителей тепловой энергии вводятся обязательства по обеспечению готовности к отопительному сезону. Правительство Российской Федерации установит критерии надежности теплоснабжения потребителей (оно наделено соответствующими полномочиями). Соответствующий проект постановления Правительства РФ подготовлен Минстроем России (ID проекта 02/07/12-24/00153519).
Также изменениями предусматривается утверждение ФОИВ (Минэнерго России) Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду. Указанные Правила обеспечения готовности к отопительному периоду устанавливают требования по обеспечению готовности к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями, потребителей тепловой энергии через выполнение требований правил. Одновременно с этим для обеспечения своевременной подготовки к отопительному периоду объектов теплоснабжения и осуществления оценки обеспечения готовности к отопительному периоду 2025–2026 годов предлагается продлить срок действия пункта 666 перечня правовых актов, на которые не распространяется действие механизма «регуляторной гильотины» (далее – Перечень НПА) до 1 марта 2026 года (ID проекта 01/01/11-24/00152164). Пункт 666 Перечня НПА – это приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» Перечня НПА, который действует до 1 марта 2025 года.
Продление срока действия НПА
До 1 марта 2025 года также установлен срок действия и других пунктов перечня НПА, а точнее следующих документов:
-
приказа Ростехнадзора от 11.12.2020 № 519 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах"». Срок его действия также предлагается продлить до 1 марта 2026 года. Подготовлен соответствующий проект приказа (ID проекта 01/02/11-24/00152398). При этом срок отмены нормативных правовых актов Госгортехнадзора России, регулирующих механизм проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО, уже перенесен на 1 марта 2026 года;
-
постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Проект постановления, предполагающий продление срока действия пункта (документа) Перечня НПА, продлевающего срок его действия, не найден;
-
постановления Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов <…>». Ранее предлагалось отменить документ (подготовлен Минэнерго России, ID проекта 04/12/03-20/00100419). Взамен планировалось утвердить Положение, определяющее порядок установления, изменения и прекращения существования охранной зоны трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) и газораспределительных сетей, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) и их подзон, а также особые условия использования территории в их границах в целях безопасной эксплуатации объектов трубопроводов и защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения их безопасности в связи с возможным возникновением аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий при эксплуатации, обслуживании и ремонте трубопроводов. Однако на regulation.gov.ru размещен отказ от его разработки.
Изменение процедур лицензирования
Как известно, по состоянию на 30 сентября 2024 года под надзором Ростехнадзора находилось более 195 000 ОПО, в том числе I класса опасности – 2176, II класса опасности – 7689, III класса опасности – 105 992. Для организаций, эксплуатирующих ОПО этих классов опасности, будут интересны следующие изменения. С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки, которыми были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Изменениями среди прочего:
-
установили, что документы о предоставлении лицензии подаются в территориальные органы Ростехнадзора;
-
упростили требования к подаче документов (заявления) на лицензирование. Копировать или сканировать документы теперь будет не нужно, так как к заявлению не нужно прикладывать копии документов. Теперь нужно будет указывать реквизиты необходимых документов в заявлении о предоставлении лицензии;
-
сократили перечень сведений, которые соискатель лицензии представляет в Ростехнадзор. Понятно, что указанное сокращение не означает, что этих документов не должно быть в установленных случаях у организации, эксплуатирующей ОПО. Просто в Ростехнадзор не нужно будет представлять среди прочих следующие копии документов: положения о системе управления ПБ; документы, подтверждающие наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительные документы соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований;
-
сократили сроки принятия решения по заявлению (выдавать лицензию или нет) с 30 рабочих дней при подаче бумажных документов и 23 при подаче электронного документа посредством личного кабинета «Госуслуги» до 13 рабочих дней. Но могут и продлить на 5 рабочих дней в отдельных случаях. Ростехнадзор вправе продлить (есть исключения) срок принятия указанного решения в случае, если организация, эксплуатирует ОПО I и II классов опасности или в заявлении о предоставлении лицензии указаны 10 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (адресов новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности);
-
убрали обязанность предоставлять документы на собственность и на земельные участки, и на здания (сооружения) одновременно. При этом лицензионные требования к соискателю лицензии в части наличия на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах, уточнены;
-
установили возможность изменять адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности в уже выданной лицензии;
-
установили срок уведомления соискателя лицензии, лицензиата лицензирующим органом о проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям. Подразумевается, что уведомить соискателя о проверке необходимо в срок не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа на адрес электронной почты. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Новые руководства по безопасности
Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 30.09.2015 № 387 «Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса"». Одновременно с этим Ростехнадзором за последнее время утвержден ряд новых руководств по безопасности:
-
«Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц» (приказ Ростехнадзора от 25.12.2024 № 426). Среди прочего руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется назначить работника или определить структурное подразделение, ответственное за организацию выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на ОПО нарушителей. Подробнее о них читайте здесь;
-
«Методические рекомендации по проведению анализа риска на объектах производства, транспортировки, хранения, отгрузки и использования сжиженного природного газа» (приказ Ростехнадзора от 09.08.2024 № 251). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Методические рекомендации по определению зон загазирования, параметров взрывоустойчивых перемычек и оценке полноты и достоверности компьютерных моделей вентиляционной сети шахты» (приказ Ростехнадзора от 08.11.2024 № 343). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Рекомендации по ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные дороги и автомобильные дороги I–IV категорий» (приказ Ростехнадзора от 22.08.2024 № 262). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Технология управления скважиной при газонефтеводопроявлениях в различных горно-геологических условиях» (приказ Ростехнадзора от 19.12.2024 № 408). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Общие рекомендации к хранению взрывчатых веществ и изделий на их основе на объектах производств боеприпасов и спецхимии» (приказ Ростехнадзора от 12.12.2024 № 384). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Рекомендации по соблюдению порядка временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» (приказ Ростехнадзора от 09.12.2024 № 368). Подробнее о них читайте здесь;
-
«Общие рекомендации по обращению с выведенными из эксплуатации технологическим оборудованием и его частями на объектах производств боеприпасов и спецхимии» (приказ Ростехнадзора от 30.07.2024 № 231). Подробнее о них читайте здесь.
Как известно, руководства не имеют сроков действия (даты начала и окончания) и не являются нормативными правовыми актами (не публикуются на портале pravo.gov.ru). Они содержат только разъяснения и рекомендации.
Напомним, что Ростехнадзором за 9 месяцев 2024 года было подготовлено 17 руководств по безопасности. При этом на 2025 год прогнозируется только 5. Возможно, нашим читателям будет интересно ознакомиться с другими ранее рассмотренными руководствами по безопасности, а также различными видами разъяснений и их правовым статусом.
В заключение добавим, что 29 ноября 2024 года состоялось очередное заседание секции № 1 Научно-технического совета Ростехнадзора «Совершенствование государственного регулирования безопасности, надзорной, разрешительной и экспертной деятельности». Планирование нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2025 год стало основной темой дискуссии. Ростехнадзором предусмотрена разработка 6 проектов федеральных законов, в том числе «О применении оборудования, работающего под избыточным давлением», «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в связи с принятием Федерального закона "О применении оборудования, работающего под избыточным давлением"». Внимательно следим за этими и другими изменениями в области ПБ.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.