ОПО и ПТУ: в чем различия требований ПБ к ним? (часть вторая)
Продолжение статьи. Первая часть здесь.
Управление рисками возникновения аварий и инцидентов на ОПО и ПТУ
Законопроектом предусмотрено, что целью применения федерального закона является последовательное снижение риска аварий на ОПО и ПТУ, а также минимизация (локализация и ликвидация) негативных последствий таких аварий. Поэтому большинство предусмотренных Законопроектом требований можно отнести к требованиям управления рисками возникновения и предотвращения аварий и инцидентов на ОПО и ПТУ, а именно: создание научно-технической поддержки органа регулирования (далее – ОГР), система управления ПБ (далее – СУ ПБ), аудит СУ ПБ, общественный контроль, независимая оценка качества оказания услуг в области ПБ, техническое расследование случаев утраты взрывчатых материалов и многие другие мероприятия.
СУ ПБ обеспечивают, в частности:
-
идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО, ПТУ и связанных с такими авариями угроз;
-
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на ОПО, ПТУ, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на ОПО, ПТУ сторонними юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями;
-
своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО, ПТУ;
-
участие работников эксплуатантов ОПО, ПТУ в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на ОПО и ПТУ.
Сразу уточним, что создавать СУ ПБ предполагается эксплуатантам ОПО I или II классов опасности. Эксплуатанты ОПО III, IV классов опасности и ПТУ могут создавать СУ ПБ на добровольной основе.
Видов контроля на ОПО и ПТУ становится больше и они разнообразны. К числу новых требований следует отнести аудит СУ ПБ. Аудит СУ ПБ проводится на добровольной основе в отношении эксплуатантов ОПО, ПТУ, на которых созданы и функционируют СУ ПБ. Предметом аудита СУ ПБ является оценка СУ ПБ и влияние ее функционирования на обеспечение соблюдения требований ПБ на ОПО, ПТУ. Законопроектом создается альтернативный правовой механизм выявления нарушений требований ПБ с рекомендациями высококвалифицированных специалистов-аудиторов по способам их устранения и профилактики. Предполагается исключение санкционной нагрузки на организации, эксплуатирующие ОПО, связанной с выявлением нарушений требований ПБ, в случае если они выявлены в рамках добровольного проведения аудита.
Предполагается, что аудит СУ ПБ проводит российское юридическое лицо, включенное ОГР ПБ в реестр организаций, проводящих аудит. Правительством устанавливаются порядок ведения упомянутого реестра, а также требования к организациям, проводящим аудит СУ ПБ. ФНП устанавливается порядок его проведения. Он проводится на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты анализа деятельности эксплуатантов ОПО, ПТУ. Аудит СУ ПБ в отношении ОПО, организаций оборонно-промышленного комплекса, проводит организация научно-технической поддержки ОГР ПБ.
Заключение в форме электронного документа – результат проведения аудита СУ ПБ. Заключение аудита представляется его заказчиком в ОГР ПБ или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений аудита СУ ПБ.
Проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об аттестации аудиторов в области промышленной безопасности» и «Об утверждении порядка ведения реестра организаций, проводящих аудит системы управления промышленной безопасностью», а также ФНП «Правила проведения аудита промышленной безопасности», включены в план их разработки, однако на сайте regulation.gov.ru их тоже пока нет.
Важно отметить, что аудитору запрещено участвовать в проведении аудита в отношении эксплуатантов ОПО, ПТУ, в трудовых отношениях с которыми он состоит. Заключение аудита СУ ПБ, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть представлено в орган государственного регулирования ПБ. Другими словами, аудит – это не самоконтроль, проводимый работодателем.
Результаты проведения аудита СУ ПБ учитываются при организации проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в течение 5 лет для юридических лиц, эксплуатирующих ОПО I, II или III классов опасности, представивших положительное заключение аудита СУ ПБ за период, следующий после проведения последней плановой проверки, проведенной ОГР ПБ, до 1 июля текущего года. На ОПО I класса опасности, в отношении которых представлено положительное заключение аудита СУ ПБ, постоянный государственный контроль (надзор) не осуществляется в течение года со дня представления каждого такого заключения.
В целях получения эксплуатантами ОПО и ПТУ сведений о качестве проведения аудита СУ ПБ проводится независимая оценка качества оказания услуг в области ПБ. Она проводится автономной некоммерческой организацией, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества оказания услуг в области ПБ размещает упомянутая организация в сети «Интернет». На основе такой оценки могут формироваться рейтинги организаций.
Независимая оценка проводится также в отношении качества проведения экспертизы ПБ, технического диагностирования ТУ, обследования технического состояния ЗиС ОПО.
Помимо аудита, Законопроектом предлагается также общественный контроль в области ПБ, который осуществляется на добровольной основе как общественными инспекторами ОГР ПБ, так и привлекаемыми ОГР ПБ из числа профсоюзных инспекторов труда. Квалификационные требования к ним и порядок такого привлечения утверждаются ОГР ПБ.
Наблюдение за соблюдением эксплуатантами ОПО и ПТУ требований ПБ – одно из прав общественных инспекторов. К числу их обязанностей относятся информирование территориального органа ОГР ПБ о выявленных им нарушениях требований ПБ, а также оказание содействия ОГР ПБ в проведении мероприятий по контролю и техническому расследованию причин аварии на ОПО, ПТУ.
Также Законопроектом предполагается организация научно-технической поддержки ОГР ПБ. Одной из целей деятельности организации, осуществляющей такую поддержку, является прогнозирование рисков возникновения аварий на ОПО и ПТУ. Привлечение организаций научно-технической поддержки уполномоченного ОГР безопасности для проведения соответствующего анализа, проводимого Ростехнадзором, предусмотрено уже сейчас, но в отношении вопросов безопасности при использовании атомной энергии. Сейчас такая организация предполагается в отношении научно-технической поддержки ОГР ПБ.
Сварочные работы на ОПО и ПТУ
Сварочные работы на ОПО являются в настоящее время составной частью различных этапов «жизненного цикла» объектов, таких как монтаж, обслуживание, ремонт. Сейчас они не выступают как самостоятельный вид деятельности в области ПБ, при этом они не менее ответственные, чем любые другие виды работ, осуществляемые на ОПО. В Законопроекте отведена отдельная статья требованиям по их проведению.
Рассмотрение требований Законопроекта будет не полным без упоминания и других норм по данному виду деятельности.
Напомним, что в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» был отменен с 1 января 2021 года ряд нормативных правовых актов Госгортехнадзора России, регулирующих вопросы производства сварочных работ на ОПО. В целях исключения правового пробела в регулировании постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2354 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1192» и 30.12.2020 № 2355 «Об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» срок их действия продлен до 1 сентября 2022 года.
В части законодательного урегулирования механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО был подготовлен проект изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Документ). Требования Документа в отношении сварочных работ на ОПО аналогичны требованиям Законопроекта. Документ в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
В заключении об оценке регулирующего воздействия на Законопроект от 04.08.2021 № 25226-АХ/Д26и говорится, что Законопроектом устанавливается доминирующее положение Единого общероссийского профессионального объединения – некоммерческой организации в организационно-правовой форме ассоциации (союза), основанной на принципе обязательного членства и объединяющей в своем составе не менее 75 юридических лиц, находящихся не менее чем в 60 субъектах Российской Федерации и осуществляющих деятельность по проверке готовности к выполнению сварочных работ на ОПО, посредством наделения юридических лиц, входящих в указанное объединение, полномочиями по проведению проверки готовности юридических и физических лиц к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах и передвижных технических устройствах.
Частью 11 статьи 20 Законопроекта устанавливается перечень функций профессионального объединения, суть которых заключается в полном регулировании процессов осуществления сварочных работ на ОПО одной организацией, соответствующей критериям Единого общероссийского профессионального объединения, например, утверждение методики определения стоимости услуг аттестационных центров, организация и обеспечение функционирования единой общедоступной информационной системы, содержащей нормативные правовые акты, формы документов, описание процедур проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО, установление обязательных требований и контроль за ними для аттестационных центров, организация научно-технической поддержки Ростехнадзора в части применения сварочных работ на ОПО.
Законопроектом предусмотрено, что требования к производству сварочных работ на ОПО и ПТУ устанавливаются ФНП в области ПБ. Сейчас требования к организации сварочных работ содержатся в ФНП в области ПБ «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 519.
Планом организации законопроектных работ Ростехнадзора была также запланирована на этот год разработка проектов:
-
Постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о мониторинге выполнения Единым общероссийским профессиональным объединением организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, требований к таким организациям» и «Об утверждении требований к членам Единого общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, и требований к организациям, претендующим на вступление в члены».
-
Приказов Ростехнадзора «Об утверждении порядка проверки готовности физических и юридических лиц к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах» и «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о соответствии Единого общероссийского профессионального объединения организаций, являющихся аттестационными центрами и осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств, установленным требованиям».
Эти проекты на сайте regulation.gov.ru пока не размещены.
При этом нельзя не упомянуть, что в настоящее время утвержден ряд национальных стандартов системы аттестации сварочного производства, которые начнут действовать с 1 января 2022 года, а именно:
-
ГОСТ Р 59604.1-2021 «Система аттестации сварочного производства. Часть 1. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 08.10.2021 № 1085-ст. Стандарт устанавливает общие требования к системе аттестации сварочного производства;
-
ГОСТ Р 59604.2-2021 «Система аттестации сварочного производства. Часть 2. Аттестация персонала. Правила», утвержденный приказом Росстандарта от 08.10.2021 № 1087-ст. Стандарт устанавливает правила аттестации персонала сварочного производства, выполняющего ручную, частично механизированную, полностью механизированную и автоматическую сварку, наплавку и пайку (сварщики, сварщики-операторы, паяльщики), а также персонала, выполняющего организацию, контроль сварочного производства и руководство сварочными работами;
-
ГОСТ Р 59604.3-2021 «Система аттестации сварочного производства. Часть 3. Проверка готовности организаций к выполнению сварочных работ. Правила», утвержденный приказом Росстандарта от 08.10.2021 № 1087-ст. Стандарт устанавливает правила проведения проверки готовности организаций к выполнению сварочных работ;
-
ГОСТ Р 59604.4-2021 «Система аттестации сварочного производства. Часть 4. Аттестация сварочных материалов. Правила», утвержденный приказом Росстандарта от 08.10.2021 № 1088-ст. Стандарт устанавливает правила аттестации сварочных материалов (газы защитные, проволоки и ленты, флюсы, плавящиеся электроды);
-
ГОСТ Р 59604.5-2021 «Система аттестации сварочного производства. Часть 5. Аттестация сварочного оборудования. Правила» утвержденный приказом Росстандарта от 08.10.2021 № 1087-ст. Стандарт устанавливает правила аттестации сварочного оборудования.
Предполагается, что Законопроект вступит в силу 1 марта 2023 года.
В заключение хотелось отметить, что в Федеральный закон № 116-ФЗ не раз предлагалось внести изменения1, но на этот раз его предлагается отменить. Как видно, Законопроект содержит масштабные изменения. Планировалось его представить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в сентябре и ноябре 2021 года соответственно. По традиции призываем внимательно следить за его доработкой и принятием упомянутых проектов федеральных законов, а также за подготовкой подзаконных актов, необходимых для его реализации.
1 ID номера: 02/04/05-21/00115667; 04/13/03-18/00079210; 02/04/08-18/00083509; 02/04/01-21/00112652; 02/04/10-20/00109279; 02/04/06-19/00092266; Законопроект № 1051647-7.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.