Новый порядок обучения по ОТ: кого, чему и как обучать? (Часть 3)

Продолжим рассматривать поступившие вопросы, связанные с реализацией требований Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464. Все ответы на представленные вопросы содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.

В представленных ответах на вопросы читателей Блога эксперта используются следующие сокращения и аббревиатуры:

  • ПП № 2464 – Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464;

  • ПП № 2334 – постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»;

  • Приказ № 205н – приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда,  оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Предлагаем ознакомиться также с первой и второй частями статьи.

1. Работодатель утверждает перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, самостоятельно или руководствуясь каким-то НПА?

Средства индивидуальной защиты

Работодатель самостоятельно принимает решение о включении в перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. На принятие решения работодателем о включении СИЗ в перечень влияет наличие воздействующих на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков. То есть одно и то же СИЗ, применяемое в офисе или на опасном производстве, в различных условиях может включаться и не включаться в этот перечень. При этом в одном случае необходимо будет проводить обучение по охране труда, а в другом – ознакомление со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Кроме того, требования по использованию СИЗ закладываются их производителем в эксплуатационной документации для конкретной модели. В эксплуатационную документацию на СИЗ включаются указания по ее эксплуатации (пункт 4.13 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011). Среди прочих она должна содержать требования к квалификации пользователя, а также порядок допуска к применению СИЗ (при наличии). В соответствии с ТР ТС 019/2011 требования к квалификации пользователя – это перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать пользователь в целях обеспечения своей безопасности при использовании СИЗ.

2. Обучение каких категорий работников может не проводиться? Кого можно будет освобождать от обучения по ОТ?

ПП № 2464 допускается в ряде случаев не проводить обучение отдельных категорий работников. Ключевыми условиями определения необходимости обучения является вид трудовой деятельности работника и источники опасности при ее осуществлении. Так, если трудовая деятельность работников связана с опасностями, источниками которых являются персональные компьютеры или другая офисная техника, то обучение этих работников по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, наличии источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков может не проводиться. Важное уточнение: в этом случае другие источники опасности должны отсутствовать, а условия труда по результатам специальной оценки условий труда должны являться оптимальными или допустимыми.

Решение не проводить такое обучения принимает работодатель. При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по ОТ. Как известно, компьютерную и другую офисную технику используют различные категории специалистов организации, к примеру, специалисты по ОТ, но на них не распространяется эта возможность. Следовательно, они должны проходить обучение по указанной программе.

В число категорий работников, в отношении которых проводится обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, включена категория «иные работники по решению работодателя» (подпункт «е» пункта 33 ПП № 2464). То есть решение о том, проводить или не проводить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, в отношении иных категорий работников, не указанных в подпунктах «а» – «е» пункта 33 ПП № 2464 принимает работодатель.

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим

3. Как выбрать метод оценки профессиональных рисков?

Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики выполняемой деятельности. Выбор метода и сложности процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также с учетом особенностей и сложности производственных процессов, осуществляемых у работодателя. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены приказом Минтруда России от 28.12.2021 № 926 (далее – Рекомендации). Каждый метод имеет свои особенности.

Например:

  • матричный метод на основе балльной оценки не требует значительных временных и финансовых затрат, а также углубленного обучения использующих его специалистов (в случае необходимости достаточно краткосрочного повышения квалификации), рекомендуется применять его для оценки рисков на любом уровне: организации в целом, на уровне проекта/отдела, а также для конкретного оборудования или процесса;

  • структурированный метод «Что, если?» (SWIFT) применяется к системам, процессам, процедурам и организациям в целом для изучения последствий изменений и измененного или созданного риска, при этом используются как положительные, так и отрицательные результаты;

  • метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis) описан в национальных стандартах и рекомендуется к использованию в качестве метода исследования уровней защиты между опасностью или причинным событием и результатом («анализ барьеров»), а также позволяет оценить средства и меры управления, а также их эффективность для автоматизированных систем.

При этом выбор метода среди прочего зависит от следующих факторов:

  • размера организации, сложности производственных процессов и оборудования;

  • особенностей объекта оценки;

  • целей проведения оценки рисков;

  • возможных последствий опасного события;

  • необходимости экспертиз;

  • человеческих и других ресурсов;

  • потребности в модификации (обновлении) оценки риска.

Работодатель, помимо указанных в Рекомендациях методов оценки уровня профессиональных рисков, при необходимости вправе разработать собственный метод, исходя из специфики своей деятельности. Для разных процессов и операций можно применять различные методы оценки.

При этом методы оценки профессионального риска требуют от специалистов, которые ими пользуются, различного уровня предварительной подготовки и знаний: от самого простого знания и практического опыта до специального обучения в рамках повышения квалификации.

4. Кто проводит оценку профрисков? Специалист по ОТ предприятия или организация, аккредитованная на проведение СОУТ?

Работодателю необязательно самостоятельно выявлять (идентифицировать) опасности и проводить оценку уровней профессиональных рисков. Работодатель может привлечь для их проведения независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией. При этом нужно помнить, что участие в оценке профессиональных рисков является одной из задач комитета (комиссии) по охране труда (статья 224 Трудового кодекса Российской Федерации). Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления по охране труда (далее – СУОТ) и его в организации может и не быть.

То есть оценка уровня профессиональных рисков может проводиться сторонней организацией, обладающей необходимой компетенцией, на договорной основе или силами самой организации с привлечением специалиста по охране труда при необходимости. Оценка профессиональных рисков относится к мероприятиям, которые нужно проводить в рамках СУОТ. Поэтому в локальном нормативном акте о создании СУОТ (например, в положении о СУОТ) целесообразно отразить порядок ее проведения.

5. Как будет учитываться в программе «Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков» работа с опасностями, указанными в наших картах рисков? Безопасные методы и приемы выполнения каких именно работ? В электроустановках? В газоопасных местах? В ОЗП? При земляных работах?

Этот вопрос касается сразу двух программ обучения, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 46 ПП № 2464.

Программу, предусмотренную подпунктом «б» пункта 46 ПП № 2464, целесообразно составлять по профессиям, а точнее по факторам, рискам, опасностям, связанным с выполняемыми работами, с эксплуатацией применяемого работниками определенных профессий оборудования. То есть  программах учитываются воздействующие на конкретных работников определенной профессии вредные и (или) опасные производственные факторы, опасности, идентифицированные в рамках СУОТ в организации и оценки профессиональных рисков. Если они (факторы, опасности) одинаковые (схожие) для различных профессий, такая программа нужна одна. Но если факторы и опасности различны, тогда программу целесообразно разделить, с учетом конкретных особенностей и специфики этих профессий: вида деятельности организации, трудовых функций работников, условий их труда.

Воздействие шума как неблагоприятного фактора

Темы, посвященные методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, включаются в другую программу обучения (подпункт «в» пункта 46 ПП № 2464). Аналогично следует подходить к программе, предусмотренной подпунктом «в» пункта 46 ПП № 2464. Если работы повышенной опасности различны для профессий, то программу целесообразно разделить по видам работ повышенной опасности.

6. Рассмотрим случай: работник – например, инженер по планированию – по сути работает только за ПК, но выходит на производство, принимает участие в совещаниях в операторских на производстве, при этом по результатам СОУТ установлен 2 класс условий труда. Риски (помимо работы за ПК) идентифицированы, но имеют минимальное значение. Можно ли освободить его от первичного инструктажа?

В описанном случае сопутствующие риски идентифицированы, пусть и с минимальной величиной, поэтому освобождать такого работника от инструктажа нет оснований, так как в соответствии с требованиями пункта 13 ПП № 2464 работники могут быть освобождены от первичного инструктажа в случае отсутствия других источников опасности.

7. Учебные центры должны отразить в программе все виды работ повышенной опасности или по каждому виду работ повышенной опасности нужно составить отдельную программу?

Для начала следует обозначить, что программы обучения по охране труда должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников (пункт 49 ПП № 2464). Учитывая, что у каждой организации своя специфика, трудовые функции работников могут быть различными даже в отношении одинаковых профессий и должностей. Также отметим, что перечень работ повышенной опасности обширен, так как он должен учитывать все работы повышенной опасности для каждой организации. Поэтому программы обучения (подпункт «в» пункта 46 ПП № 2464) целесообразно разделить по каждому виду работ повышенной опасности, а также учесть специфику деятельности организаций и работников, которых планируется обучать.

Такое разделение программ по видам работ повышенной опасности позволит организовывать обучение в рамках трудовых функций конкретного работника организации, что будет соответствовать требованиям пункта 49 ПП № 2464. Работнику в этом случае необходимо будет пройти обучение по соответствующим программам обучения (подпункт «в» пункта 46 ПП № 2464), составленным для конкретного вида работ повышенной опасности и характерным только для его трудовых функций в организации.

8. Что указывать в протоколе в сентябре 2022 года в графе «Номер в реестре», если реестры аттестованных специалистов будут вести с марта 2023 года? Не логичнее ли вводить весь порядок с марта 2023 года?

Так как требования пункта 118 ПП № 2464 в части внесения сведений в реестр обученных по ОТ лиц будут применяться только с 1 марта 2023 года, внести в реестр обученных по ОТ лиц регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований ОТ не представляется возможным. Поэтому в графе, которая должна содержать эту информацию, до 1 марта 2023 года целесообразно, по нашему мнению, ставить прочерк или вообще не заполнять эту графу.

Любые предложения о переносе сроков вступления в силу НПА возможны только на этапе подготовки его проекта. ПП № 2464 уже принято и опубликовано, поэтому его необходимо выполнять в установленном порядке, учитывая принятые в нем отложенные сроки вступления в силу отдельных требований.

9. Как вы думаете, будет ли отменен ввод в действие ПП № 2464 в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране?

Информация о переносе сроков введения в действие ПП № 2464 в настоящее время отсутствует. О мерах поддержки предприятий со стороны Правительства Российской Федерации, в том числе о продлении сроков аттестации по другим областям, читайте на страницах Блога эксперта.

10. Каким образом протоколу проверки знаний присваивается регистрационный номер? По реестру обученных лиц?

В протокол проверки знаний среди прочего вноситься регистрационный номер записи о прохождении проверки знаний требований охраны труда (пункт 92 ПП № 2464), который присваивается реестром обученных по охране труда лиц. Требования ПП № 2464 в части, касающейся внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц, начнет применяться только с 1 марта 2023 года.

При этом с 1 марта 2023 года номер протокола проверки знания требований ОТ будет передаваться после ее проведения в реестр обученных лиц по охране труда среди прочих сведений (пункт 118 ПП № 2464)

Порядок присвоения регистрационного номера протоколу проверки знания требований охраны труда ПП № 2464 не установлен. Поэтому целесообразно установить его в ЛНА организации.

11. Подлежат ли регистрации в реестре протоколы обучения по промышленной безопасности и внепланового обучения по ОТ при повышении квалификации и обучении на смежную специальность, нужно ли вести свой журнал регистрации протоколов?

Журнал регистрации проверки знаний работников по охране труда

ПП № 2464 не устанавливают требований к обучению в области промышленной безопасности, к повышению квалификации работников и обучению на смежную специальность.

ПП № 2464 не предусмотрены требования по ведению журналов регистрации протоколов проверки знаний требований охраны труда работников. Поэтому вопросы, связанные с их ведением и оформлением, – это прерогатива организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

После проведения проверки знания требований охраны труда в реестр обученных лиц по охране труда среди прочих сведений с 1 марта 2023 года передается и номер протокола проверки знания требований ОТ (пункт 118 ПП № 2464). Передача сведений осуществляется путем импортирования сведений в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом России (пункт 119 ПП № 2464).

12. Когда следует пересмотреть локальные документы по ОТ: до вступления в силу НПА по обучению или после? Если в 1-м квартале 2022 года работники прошли обучение по ОТ в рамках 40-часовой программы в учебном центре, то срок следующего обучения не меняется или необходимо заново обучаться по новым правилам?

Пересмотр документов целесообразно завершить к дате вступления в силу ПП № 2464. Среди прочего к этой дате работодателю необходимо утвердить перечни:

  • СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику;

  • работ повышенной опасности (устанавливается работодателем с учетом специфики его деятельности на основании перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.);

  • профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности, подлежащих обучению требованиям охраны труда по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования ОТ.

Также уместно издать ЛНА организации, определяющие периодичность и содержание тренировок или учений, для отдельных видов работ, в том числе спасательных.

После вступления в силу ПП № 2464 документы, подтверждающие проверку знания работниками требований ОТ и выданные до 1 сентября 2022 года, будут действительны до окончания своего срока действия (пункт 2 ПП № 2464).

13. Сколько часов следует предусмотреть в объединенной программе обучения: по охране труда, применению СИЗ и оказанию первой помощи?

Если работнику предстоит обучение сразу по трем программам обучения требованиям охраны труда, то общая минимальная продолжительность обучения может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Кроме того для изучения тем оказания первой помощи пострадавшим нужно предусмотреть не менее 8 часов. А также выделить необходимое количество часов для изучения предусмотренных программой обучения вопросов использования (применения) СИЗ, которые предусматривает программа обучения. При этом если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам, то общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется.

14. Необходимо ли организациям регистрировать личный кабинет на портале «Госуслуги» и размещать в нем инструктажи, результаты проверки знаний и т. д.?

Вносить информацию в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда начнут только с 1 марта 2023 года. С этой же даты станут вести реестры:

  • организаций и ИП, оказывающих услуги в области охраны труда;

  • работодателей, которые обучают сотрудников самостоятельно;

  • обученных по охране труда лиц.

Требованиями ПП № 2464 не предусмотрена передача журналов инструктажей и протоколов проверки знаний через Единый портал государственных услуг.

15. Вопрос о составлении программ обучения. До вступления в силу ПП № 2464 программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ составлялась по определенным действующим правилам (например, по «Правилам по охране труда при работе на высоте», утвержденным приказом от 16.11.2020 № 782н), т. е. в программу входило только обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Должно ли будет содержание программы после вступления в силу ПП № 2464 соответствовать примерным перечням тем для формирования программ обучения, указанным в пункте 2 приложения № 3 к ПП № 2464?

Требования к составлению программ обучения в соответствии с приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» не отменяются в соответствии с пунктом 5 нового Порядка обучения.

Пункт 2 приложения № 3 нового Порядка обучения содержит примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков. 

В то же время, при формировании программ обучения, предусмотренных подпунктом «в» пункта 47 ПП № 2464, учитываются требования соответствующих правил по охране труда.


19.04.2022

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.