Профессиональное обучение водителей транспортных средств: как обучать оказанию первой помощи пострадавшим?

Цель данной статьи – еще раз напомнить нашим читателям, что с 1 сентября 2022 года вступит в силу ряд ведомственных актов, содержащих требования к программам профессионального обучения, в которые включены темы, связанные с оказанием первой помощи пострадавшим. Для этого предлагаем рассмотреть отдельные требования:

  • приказа Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (далее – Приказ № 808);

  • приказа Минтранса России от 11.01.2022 № 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов» (далее – Приказ № 1).

Профессиональное обучение водителей транспортных средств: как обучать оказанию первой помощи пострадавшим?

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств

Приказ № 808 вступит в силу с 1 сентября 2022 года. Он включает более 50 примерных программ профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий (подкатегорий). При этом действующие в настоящее время приказы Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и от 12.05.2015 № 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утратят силу с 1 сентября 2022 года.

Учебный предмет «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» входит в базовый цикл примерного учебного плана примерной программы. На изучение указанного учебного предмета предусматривается 8 часов теоретических и 8 часов практических занятий (всего 16 учебных часов). Занятия предусматривают изучение следующих тем: организационно-правовые аспекты оказания первой помощи, оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах, оказание первой помощи при прочих состояниях. Практические занятия среди прочего предусматривают отработку приемов первой помощи при переломах, иммобилизацию (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий), отработку приемов фиксации шейного отдела позвоночника.

Перечень оборудования по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» включает, в частности, следующее оборудование, расходные материалы, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения:

  1. тренажеры-манекены взрослого пострадавшего:
    • с выносным электрическим контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации (голова, торс, конечности);
    • без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации (голова, торс);
    • для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей);
  2. расходный материал для тренажеров:
    • запасные лицевые маски;
    • запасные «дыхательные пути»,
    • пленки с клапаном для проведения искусственного дыхания;
  3. табельные средства для оказания первой помощи:
    • устройства для проведения искусственного дыхания:
    • лицевые маски с клапаном различных моделей;
    • средства для временной остановки кровотечения (жгуты);
    • средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);
    • перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь);
  4. компьютер с соответствующим программным обеспечением и многое другое.

Профессиональное обучение водителей транспортных средств: как обучать оказанию первой помощи пострадавшим?

Типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ

Профессиональное обучение водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, осуществляется по программе повышения квалификации рабочих и служащих, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании типовой программы (далее – Программа). Приказом № 1 утверждены типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ):

  • базовый курс;
  • cпециализированный курс по перевозке в цистернах;
  • специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1;
  • специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7.

Целью реализации Программы является приобретение водителями автотранспортных средств профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности водителя, осуществляющего перевозки опасных грузов, в соответствии с ДОПОГ. Для получения обучающимися необходимых знаний Программой предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучающимися Программы – проведение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

Программа среди прочих предусматривает индивидуальные практические занятия, охватывающие в первую очередь действия водителя по оказанию первой помощи пострадавшим, тушению пожара и иные действия, согласно письменным инструкциям, предусмотренным ДОПОГ. Учебный план профессионального обучения для изучения этих тем предусматривает 1 час теоретических и 1 час практических занятий.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, включающего в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устными вопросами. Каждому обучающемуся должно быть задано не менее 25 письменных вопросов по базовому курсу подготовки и 15 письменных вопросов по специализированному курсу подготовки водителей по перевозке в цистернах, перевозке веществ и изделий класса 1, радиоактивных материалов класса 7.

Результаты сдачи квалификационного экзамена оформляются протоколом. При этом документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего), выдаваемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающимся при успешной сдаче квалификационного экзамена оформляется на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Периодичность профессионального обучения водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, имеющих действующее свидетельство ДОПОГ, – не реже 1 раза в 5 лет.

Приказ № 1 вступит в силу с 1 сентября 2022 года. С этой же даты утратит силу приказ Минтранса России от 21.09.2016 № 273 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов». Приказ № 1 будет действовать до 1 сентября 2027 года.

Профессиональное обучение водителей транспортных средств: как обучать оказанию первой помощи пострадавшим?


28.04.2022

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.