Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: кого, чему и как обучать? (Часть 1)

Ранее сообщалось о проведении вебинара по обучению и проверке знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее соответственно — ГО, ЧС). Сегодня на повестке дня разбор вопросов его участников по упомянутым направлениям. Уточним, что приведенные ответы на представленные вопросы содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.

1. Имеется ли в настоящее время ограничение проведения надзорными органами проверок организаций по линии ГО и ЧС? На какое время? Что будет с запланированными проверками?

Проверка организаций по линии ГО и ЧС

Число проверок в этом году максимально сократили. Правительство Российской Федерации ввело мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора)» предусмотрено, что в 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (есть исключения). Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках:

  • санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
  • пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска;
  • надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;
  • ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.

В 2022 году основания для проведения внеплановых проверок ограничены. По согласованию с органами прокуратуры внеплановые проверки проводятся, в частности, по следующим основаниям:

  1. при непосредственной угрозе:

    • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
    • обороне страны и безопасности государства;
    • возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;

  2. при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах (далее — ОПО) I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;
  3. в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера.

Для внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры необходимы серьезные основания, к примеру, поручение Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, а также требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Также на 90 дней продлили срок исполнения предписаний, которые были выданы до объявления моратория. Срок могут увеличить еще, если направить ходатайство не позднее предпоследнего дня срока. Также для предпринимателей в России может быть смягчена ответственность за невыполнение требований. В свою очередь сенаторы продолжат контролировать соблюдение моратория на проверки бизнеса.

2. Каковы перспективы изменений нормативных правовых актов в области обучения по ГО?

МЧС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841» (далее — Постановление № 841) (ID проекта 02/07/04–21/00114851).

Предлагается внести в Постановление № 841 изменения, направленные на установление идентичных форм подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС посредством корректировки полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Реализация предлагаемых изменений позволит совмещать занятия с работающим населением по единой программе инструктажа в области ГО и по действиям в ЧС. Это также исключит необходимость ежегодного проведения занятий в рамках 12-часовой программы курсового обучения работающего населения в области ГО, что позволит существенно сократить временные и финансовые затраты на подготовку работающего населения. Проектом предусмотрено, что уточняющее постановление Правительства Российской Федерации вступит в силу с 1 сентября 2022 года.

3. Можем ли мы сами проводить обучение работников без лицензии на образовательную деятельность?

Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС

Можете, т. к. курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит (пункт 2.1 Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденных МЧС России 02.12.2015 № 2-4-87-46-11 (далее — Рекомендации № 2-4-87-46-11)).

4. Является ли нарушением фиксация проведения инструктажа и проверки знаний в личных карточках инструктажей работников или на отдельных листах с соответствующим заголовком и датами проведения?

Для ответа на данный вопрос рассмотрим разъяснения МЧС России, содержащие примерные порядки реализации инструктажей, направленные в организации письмами министерства:

  • от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне»;
  • от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях».

Важное уточнение: порядки не содержат обязательных предписаний, поэтому организациям необязательно строго им следовать. При этом МЧС России рекомендовало организациям руководствоваться этими порядками при осуществлении подготовки работающего населения. Следовательно, фиксацию проведения инструктажей целесообразно проводить в журналах рекомендованной формы.

В журналы учета проведения инструктажей по ГО и ЧС, зарегистрированные в организации, необходимо вносить записи о факте прохождения работником инструктажей по ГО и ЧС, содержащие:

  • дату проведения инструктажа;
  • Ф. И. О., наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
  • отметку о проверке усвоения информационного материала.

5. Допускается ли ведение единого журнала по учету инструктажей по ГО и ЧС? Обязательно ли ведение двух разных журналов для регистрации инструктажа по ГО и инструктажа по действиям в ЧС?

Ведение единого журнала по учету инструктажей по ГО и ЧС

Нет, не допускается. Журналы учета проведения инструктажей по ГО и ЧС должны быть отдельными.

6. Как надзорные органы контролируют обучение в области ГО и защиты от ЧС у работников организаций?

Посредством проверки, в частности, по списку контрольных вопросов.

Напомним, что с 1 марта 2022 года МЧС России используется актуализированная форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), установленная приказом МЧС России от 04.02.2022 № 61 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны» (далее — Приказ № 61). Проверочные листы подлежат обязательному применению при проведении таких плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как рейдовый осмотр и выездная проверка.

В число контрольных вопросов среди прочих включен следующий: «Разработаны контролируемым лицом программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности контролируемого лица для личного состава формирований; личного состава служб; работников?».

Приказом № 61 также установлено, что в случае обязательного применения проверочного листа плановые рейдовые осмотры и плановые выездные проверки не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований. Следовательно, проверить могут и исполнение других требований.

7. Кто в организации имеет право проводить обучение и проверки знаний работников организации в области ГО и ЧС? Какие требования установлены к квалификации преподавателя, обязан ли он предварительно пройти курсы повышения квалификации по ГО и получить удостоверение лица, уполномоченного осуществлять подготовку работников организации в области ГО и защиты от ЧС?

Курсовое обучение по ГО в организации могут проводить:

  • руководящий состав;
  • инженерно-технические работники;
  • члены комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) организации;
  • руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и (или) защиты населения и территорий от ЧС;
  • соответствующие специалисты. Они привлекаются для провдения занятий по правилам оказания первой помощи (пункт 3.1 Примерной программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны, утвержденной МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-27-11).

Лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по ГО и защите от ЧС, в обязательном порядке проходят курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС (пункт 2.2 Рекомендаций № 2-4-87-46-11). Продолжительность обучения работников, осуществляющих обучение в области ГО и защиты от ЧС, — 24–36 часов (Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденной МЧС России 22.02.2017 № 2-4-71-8-14).

Для работников ГО, впервые назначенных на должность, курсовое обучение, рекомендуемое МЧС России (а не повышение квалификации), проводится в течение первого года работы (абзац 3 пункта 4 Положения о подготовке населения в области ГО, утвержденного Постановлением № 841). По окончании курсового обучения работнику выдается справка (пункт 2.11 Рекомендаций № 2-4-87-46-11), которая подтверждает его право выполнять работу по ГО. В дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет надо направлять этого специалиста на повторное курсовое обучение в области ГО или повышение квалификации (пункт 4 Положения о подготовке населения в области ГО, утвержденного Постановлением № 841, пункт 2.3 Рекомендаций № 2-4-87-46-11).

Повышение квалификации может осуществляться в очной и очно-заочной формах с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение («Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации…», утвержденная МЧС России 30.10.2020 № 2-4-71-11-10).

8. Как совместить проведение курсового обучения по ГО и ежегодного инструктажа по действиям в ЧС (оформление документов)?

Допускается и даже рекомендуется совмещение вводного инструктажа по ГО с инструктажем по действиям в ЧС, проводимом при приеме на работу (письмо МЧС России от 27.10.2020 № ИВ-11-85).

Курсовое обучение работников ГО и защиты от ЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения. Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение. Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение 5 лет (пункт 2.11 Рекомендаций № 2-4-87-46-11).

9. Если предприятие не имеет мобилизационного задания, нужно ли проводить обучение по ГО?

Учения и тренировки по ГО и защите от ЧС

Осуществлять подготовку своих работников в области ГО должны все организации. Нужно проводить:

  • вводный инструктаж по ГО совместно с инструктажем по действиям в ЧС;
  • курсовое обучение работников в области ГО;
  • учения и тренировки по ГО и защите от ЧС.

МЧС России письмом от 30.12.2020 № 43-9472-11 «О рекомендациях» (пункты 5.1 и 5.2) рекомендовало организациям также среди прочего:

  • организовать формирование плана подготовки руководителя организации, работников ГО и других работников организации по вопросам ГО и защиты от ЧС;
  • организовать ведение журналов учета посещения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС, проводимых в организации и ее филиалах, а также персонального учета подготовки руководителя организации, работников ГО и уполномоченных по защите населения и территорий от ЧС.

10. Каковы требования к обучению с последующей аттестацией нештатных аварийно-спасательных формирований в организации, эксплуатирующей ОПО?

Сначала нужно уточнить, что не во всех случаях организации, эксплуатирующие ОПО, создают нештатные аварийно-спасательные формирования (далее — НАСФ). Если организация имеет мобилизационное задание (заказ) и входит в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирует ОПО I и II классов опасности, тогда такая организация создает и поддерживает в состоянии готовности НАСФ (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Понятие «вспомогательные горноспасательные команды» определено статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ). Это НАСФ, создаваемые организациями, эксплуатирующими ОПО, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций. Обязанность по созданию таких команд на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, возлагается пунктом 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ на организацию, эксплуатирующую ОПО. Цель — обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Это еще один случай создания НАСФ.

Теперь рассмотрим установленные требования к обучению личного состава НАСФ организации. Обучение включает базовую и специальную подготовку. Оно планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время. Примерные программы обучения НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России. Основным методическим документом, в соответствии с которыми на предприятии может быть организован процесс подготовки НАСФ в области ГО и ликвидации ЧС является Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11.

В целях эффективной реализации указанной программы в организациях, создающих НАСФ, рекомендуется иметь среди прочего:

  • комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС;
  • учебный кабинет (многопрофильный);
  • натурный участок местности и (или) учебные площадки.

В учебном кабинете рекомендуется размещать макеты и образцы оборудования, снаряжения, инструментов и имущества, определенные приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее — Порядок).

Практические занятия целесообразно проводить на натурном участке местности или на территории организации. На натурном участке местности или учебных площадках оборудуются места, позволяющие отрабатывать практические действия по выполнению личным составам НАСФ задач в соответствии с предназначением.

Учения и тренировки являются основной формой подготовки НАСФ в области ГО и ликвидации ЧС. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка членами НАСФ мероприятий по ГО, включенных в план ГО организации.

Подготовка НАСФ (пункт 19 Порядка) включает:

  • обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее — Постановление № 1091);
  • обучение руководителей НАСФ в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и на курсах ГО муниципальных образований;
  • обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России;
  • участие НАСФ в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС, а также практических мероприятях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Атестация НАСФ осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением № 1091. Вновь созданное НАСФ допускается к первичной аттестации после укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами в соответствии с обязательными требованиями. Периодическая аттестация проводится 1 раз в 3 года. В установленных случаях может проводиться внеочередная аттестация. Указанный порядок предусматривает соблюдение обязательных требований, предъявляемых при аттестации НАСФ. К примеру, укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75% которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование); постоянная готовность к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации и многие другие требования.


В заключение отметим, что в статье рассмотрена лишь часть вопросов участников упомянутого семинара, посвященного вопросам ГО и ЧС. В последующих статьях Блога эксперта планируется осветить и на другие вопросы читателей. А пока хочется напомнить о приближении 15 июня — даты установленной МЧС России, до которой организациям рекомендуется представлять в органы местного самоуправления доклад об организации и итогах подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС по форме 1/ОБУЧ-П (Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС на территории Российской Федерации в 2021 — 2025 годах, утвержденные МЧС России 30.12.2020 № 2-4-71-36-11).

Ответы на другие вопросы при необходимости можно найти также на страницах «Методических рекомендаций по обучению работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».


02.06.2022

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.