Новые требования по экологической безопасности: что нового с 1 сентября 2022 года?

Как сообщалось ранее, вновь вводимая Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I–IV классов опасности, утвержденная приказом Минприроды России от 15.10.2021 № 755, вступает в силу с 1 сентября 2022 года. С этой даты начнут действовать также и другие нормативные правовые акты (далее — НПА) по экологической безопасности. Предлагаем рассмотреть некоторые из них в очередности правовой иерархии. Итак, к их числу следует отнести следующие НПА:

  1. 1. Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Определено направление расходования платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), сумм штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Установлено среди прочего, что плата за НВОС носит целевой характер и не может быть использована на иные нужды.

    Загрязнение окружающей среды отходами

    С 1 сентября 2022 года устанавливается порядок разработки и согласования плана мероприятий субъектов Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ (постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1370 «О порядке разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона „Об охране окружающей среды“, субъекта Российской Федерации»).

  2. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила № 830). Одновременно с вступлением 1 сентября 2022 года в силу новых Правил № 830, аналогичное постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила № 572) признается утратившим силу.

    Пункт 740 (Правила № 572) исключен из перечня правовых актов, на которые не распространяется действие механизма «регуляторной гильотины» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов <…>, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“»).

    Правилами № 830 определен порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее соответственно — объект, государственный реестр). Государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов (есть исключения) и ФСБ России в отношении подведомственных ей объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

    Территориальные органы Росприроднадзора

    Правила № 830 отличаются от Правил № 572, в частности, следующим:

    • Росприроднадзор как оператор государственного реестра наделен полномочиями по осуществлению мониторинга за ведением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров;
    • сократились сроки (с 10 до 5 рабочих дней) предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС (постановки объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС, снятия объектов НВОС с государственного учета);
    • результатом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета), подготовленное в форме выписки из государственного реестра;
    • появилась возможность корректировки учетных сведений об объектах НВОС по инициативе уполномоченного органа или по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя (далее — ИП).
  3. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2022 № 648 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».

    Уточнены лицензионные требования для работ по размещению отходов I–IV классов опасности. Для соискателя лицензии приведены дополнительные требования в области обращения с отходами, которые отражены в пунктах 1 и абзацах 2 и 5 пункта 2 статьи 11 и статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

    Пункт 1 гласит: «Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов». Абзац 2 гласит: «соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами», а абзац 5 гласит: «соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов». Этим требованиям должны соответствовать находящиеся в наличии необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании.

    При этом к лицензиату предъявляются требования по целым статьям (без выделения подпунктов): по статье 11 «Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами» и статье 12 «Требования к объектам размещения отходов» Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

    К числу грубых нарушений лицензионных требований отнесено: отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 «Требования к транспортированию отходов» Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

    Здесь следует напомнить о приказе Минтранса России от 26.05.2022 № 204 «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. № 399», вступающем в силу также с 1 сентября 2022 года. Данным приказом уточняется схема размещения специальных отличительных знаков на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых для транспортирования отходов. Одна из квадратных табличек белого цвета теперь должна быть размещена спереди, а другая — сзади транспортного средства, причем обе — перпендикулярно продольной оси транспортного средства.

  4. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (далее — система учета отходов). С 1 сентября 2022 года начнет действовать обновленный порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕФГИС УОИТ. Аналогичное постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 утрачивает силу и одновременно исключается из перечня актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины» (пункт 731).

    Полномочия оператора системы учета отходов переданы Российскому экологическому оператору. При наличии технической возможности поставщики информации вправе предоставить информацию в систему учета отходов с использованием единого портала госуслуг в форме электронного документа.

    Информация, содержащаяся в системе учета отходов, относящаяся к общедоступной информации, размещается на сайте этой системы в сети Интернет и доступна неограниченному кругу лиц. Адрес официального сайта системы — https://uoit.mnr.gov.ru.

  5. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 886 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы» (далее — Правила № 886). Правила № 886 определяют порядок выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для действующих стационарных источников и (или) совокупности стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем НВОС и относящемся к объектам II (есть исключения) или III категории.

    Правилами № 886 устанавливаются порядок подачи заявки на получение разрешения на временные сбросы, перечень документов, прилагаемых к заявке, а также порядок ее рассмотрения уполномоченным органом. Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.

  6. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям». С 1 сентября 2022 года вводятся критерии отнесения юридических лиц и ИП к регулируемым организациям. Юридические лица и ИП относятся к регулируемым организациям в случае, если их хозяйственная и иная деятельность одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

    • сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год;
    • соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям.

    Для определения массы выбросов в отношении каждого парникового газа, выделение которого свойственно производственному процессу и (или) виду хозяйственной и иной деятельности, используется коэффициент пересчета величин выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода, установленный перечнем парниковых газов, в отношении которых осуществляются государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, определенным в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов».

  7. 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (далее — Постановление № 206). Отдельные пункты Постановления имеют отложенный срок вступления в силу. Пункт 6 и приложение № 1 к Постановлению № 206 среди прочих вступают в силу с 1 сентября 2022 года и действуют 6 лет.

    Учет находящихся на хранении озоноразрушающих веществ

    В соответствии с пунктом 6 Постановления № 206 в целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и ИП, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации, выполняют следующее:

    • ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ;
    • представляют ежегодно, не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по установленной форме (Приложению № 1);
    • обеспечивают своевременность представления отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах и достоверность сведений, указанных в отчетности.

    Отчетность за 2022 год следует представлять в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению № 206, без информации об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании (письмо Минприроды России от 29.03.2022 № 20–47/10445).

  8. 8. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее соответственно — Приказ № 109, Требования, ПЭК). Утрачивает силу аналогичный приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

    Среди прочего Требованиями уточнено содержание программы производственного экологического контроля (далее соответственно — Программа, ПЭК).

    Раздел «Общие положения» должен содержать, в частности, наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, выдаваемому юридическому лицу или ИП, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте. Напомним, что в настоящее время на государственный учет объектов НВОС поставлено порядка 280 500 объектов НВОС I–III категорий.

    Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать в том числе сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, ее последней корректировке.

    Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК» должен содержать среди прочего наименования подразделений и (или) фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия, а также численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц.

    Актуализированы не только требования к содержанию Программы, но и порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее — Отчет). В частности, предусмотрено, что юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных ФСБ России. Юридические лица, подведомственные ФСБ России, представляют отчет в ФСБ России на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

    Программа, утвержденная до вступления в силу Приказа № 109, является действующей до ее корректировки в случаях, предусмотренных Требованиями.

  9. 9. Приказ Минприроды России от 17.02.2022 № 106 «Об утверждении методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха». Данная методика предназначена для определения загрязнения атмосферного воздуха как высокого и очень высокого в целях установления перечня городских поселений и городских округов, дополнительно включаемых в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, который проводится в соответствии со статьями 1–6 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

  10. Загрязнение атмосферного воздуха

  11. 10. Приказ Минприроды России от 18.05.2022 № 343 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 „Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей“». Изменениями был уточнен порядок расчета нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Предусмотрено, в частности, что если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта, то НДС принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта, то НДС разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Уточнен срок актуальности расчетов НДС. Этот срок не превышает 7 лет с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории). Утратили силу все пункты раздела II «Расчет нормативов допустимых сбросов» данной методики. Приказ Минприроды России от 18.05.2022 № 343 действует по 31 августа 2024 года.

В статье рассмотрена лишь часть НПА. С 1 сентября 2022 года вступят в силу и другие акты, среди них, в частности:

  1. а) постановления Правительства Российской Федерации:
    • от 02.06.2022 № 1018 «О видах социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки»;
    • от 20.05.2022 № 905 «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»;
    • от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»;

  2. б) приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта».

В завершении следует уточнить важный нюанс: Правительству Российской Федерации поручено провести ревизию всех обязательных требований, вступающих в силу в 2022–2024 годах, оценить издержки бизнеса по их выполнению и принять решение относительно отмены или переноса сроков введения. Поэтому предлагаем внимательно следить за принятыми решениями по результатам данной ревизии обязательных требований.


25.08.2022

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.