Новый порядок обучения по ОТ: кого, чему и как обучать? (Часть 7)

Новый порядок обучения по ОТ: кого, чему и как обучать? (Часть 7)

Продолжим рассматривать поступившие вопросы, связанные с реализацией требований Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464. Все ответы на представленные вопросы содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.

В представленных ответах на вопросы читателей Блога эксперта используются следующие сокращения и аббревиатуры:

  • ПП № 2464 – Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464;

  • ПП № 2334 – постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»;

  • Приказ № 782н – приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

Предлагаем ознакомиться также с первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой частями статьи.

Обучение в учебном центре безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности

1. Как правильно направить работника рабочих специальностей, производящего работы повышенной опасности, на обучение по охране труда в учебный центр?

Казалось бы, все просто — заключается договор на оказание услуг по обучению по охране труда и работники направляются на обучение. Однако следует напомнить, что программы, по которым будет проводиться обучение, должны соответствовать требованиям ПП № 2464 и удовлетворять требованиям вашей организации. При заключении договора следует проверить, учтены ли в них специфика вашей, а не абстрактной, организации, трудовые функции ваших работников, направляемых на обучение, а также темы, соответствующие условиям их труда (пункт 49 ПП № 2464). Таким образом, самой организации разработать программы обучения будет логичнее. Только работодатель знает свою специфику, условия труда и функции своих работников. Далее разработанная программа включаются в заключаемый договор на оказание услуг по обучению (уточнение: программы утверждаются в зависимости от того, кто проводит обучение). Такие программы будут соответствовать требованиям к их содержанию, предусмотренным ПП № 2464, и содержать конкретику, соответствующую деятельности вашей организации и ее работников.

2. Требуется ли ежегодно проводить обучение работников, выполняющих работы по высоте, на основании требований пункта 46 «в» ПП № 2464?

По нашему мнению, исходя из общей концепции требований ПП № 2464, проводить обучение работников, выполняющих работы на высоте, 1 раз в год необходимо. В то же время можно рассмотреть данный вопрос с юридической точки зрения.

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть терминологию, используемую в ПП № 2464 и Приказе № 782н.

С одной стороны, требования ПП № 2464 устанавливают периодичность планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте «в» пункта 46 ПП № 2464. Периодичность — не реже 1 раза в год — предусмотрена лишь в тех случаях, когда она не установлена соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (пункт 60 ПП № 2464). С другой стороны, требования Приказа № 782н устанавливают сроки периодического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. Тождественны ли понятия планового обучения и периодического обучения, используемые в ПП № 2464 и Приказе № 782н соответственно, сможет ответить лишь уполномоченный орган.

Предположим, что эти понятия тождественны. Тогда с одной стороны, необходимость периодического обучения работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, устанавливается работодателем при реализации процедуры подготовки работников по охране труда системы управления охраной труда (пункт 22 Приказа № 782н). С другой стороны, работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя, подлежат обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 ПП № 2464 (пункт 55 ПП № 2464). Для таких работников (выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания) периодичность обучения Приказом № 782н не установлена, поэтому она для них будет не реже 1 раза в год (в соответствии с требованиями пункта 60 ПП № 2464). При этом периодическое обучение работников 1 и 2 групп безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте осуществляется не реже 1 раза в 3 года, а работников 3 группы — не реже 1 раза в 5 лет (пункт 23 Приказ № 782н).

С одной стороны, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте завершается экзаменом (пункт 24 Правил № 782н). Правилами установлена также периодическая проверка знаний, проводимая без обучения (пункт 32 Правил № 782н). В ряде случаев проверка знания безопасных методов и приемов выполнения работ (которая проводится комиссией по периодической проверке знаний, либо комиссией, создаваемой работодателем, из числа работников, имеющих опыт соответствующих работ на высоте) может быть совмещена с экзаменом по окончании периодического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (который проводится экзаменационной комиссией) (пункт 32 Приказа № 782н). С другой стороны, проверка знания требований охраны труда работников (которая проводится специализированной, единой или комиссией по проверке знаний требований охраны труда) является неотъемлемой частью обучения по охране труда (пункт 68 ПП № 2464). Другими словами, «проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ» в одном случае проводится без обучения (согласно Приказу № 782н), в другом -является неотъемлемой ее частью (согласно ПП № 2464).

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Из короткого обзора перечисленных понятий можно резюмировать:

  • ПП № 2464 напрямую отсылает к требованиям периодичности проведения планового обучения по программам (подпункт «в» пункта 46 ПП № 2464), установленным соответствующими правилами по охране труда (пункт 60 ПП № 2464);

  • в ПП № 2464 и Приказ № 782н используется различная терминология в отношении проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (плановое и периодическое обучение, экзамен и проверка знаний, периодическая проверка знаний, проводимая без обучения, и проверка знаний, проводимая в рамках обучения, а также используются различные наименования комиссии по проверке знаний и проведения экзаменов);

  • Приказом № 782н периодичность проведения периодического обучения для работников различных групп неодинакова и не для всех категорий работников установлена.

Таким образом, соблюдая принцип иерархии нормативных правовых актов, плановое обучение работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте «в» пункта 46 ПП № 2464, в виду отсутствия периодичности такого планового обучения в Приказе № 782н — не реже 1 раза в год.

3. Возможно ли сделать одну программу для всех работников/профессий по всем участкам? Возможно ли сделать программу для всех работников/профессий, которые выполняют работы повышенной опасности на участке, т.е. один участок – одна программа? Не указано количество часов в программе. Возможно ли разрабатывать программы с разным временем (от 6 до 16 часов) для разных участков, с учетом сложности выполнения работ повышенной опасности?

Совмещение программ обучения, указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 46 ПП № 2464, в одну программу не предусмотрено. При необходимости допускается одновременное проведение обучения работников по нескольким программам обучения требованиям охраны труда с соблюдением установленной продолжительности обучения по ним.

Возможно разработать одну программу обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, к примеру, для одного участка. Эта программа должна учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников этого участка и содержать темы, соответствующие условиям труда работников. В этом есть здравый смысл, т. к. работники одного участка могут выполнять на нем различные виды работы повышенной опасности в одном технологическом процессе. Возможно разделение этой программы обучения по видам работ повышенной опасности. В обоих случаях они должны включать практические занятия по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ, проводимых с применением технических средств обучения и наглядных пособий.

Количество учебных часов для обучения по программе, указанной в подпункте «в» пункта 46 ПП № 2464, не установлено. Таким образом, ее продолжительность должна быть достаточной для обучения работников безопасным методам и приемам выполнения каждого вида работ повышенной опасности (в зависимости от категории обучаемых).

4. Как понять, где требуется наличие практических навыков по применению СИЗ с позиции здравого смысла? Например, на ботинках шнурки не завязал...

Работодатель самостоятельно принимает решение о включении в перечень средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. На принятие решения работодателем о включении СИЗ в перечень влияет наличие воздействующих на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков. То есть одно и то же СИЗ, применяемое в офисе или на опасном производстве, в различных условиях может включаться и не включаться в него. При этом в одном случае необходимо будет проводить обучение по охране труда, а в другом — ознакомление со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Кроме того, требования по использованию СИЗ закладываются их производителем в эксплуатационной документации для конкретной модели СИЗ. В эксплуатационную документацию на СИЗ включаются указания по ее эксплуатации (пункт 4.13. Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011). Среди прочих она должна содержать требования к квалификации пользователя, а также порядок допуска к применению СИЗ (при наличии). В соответствии с ТР ТС 019/2011 требования к квалификации пользователя — это перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать пользователь в целях обеспечения своей безопасности при использовании СИЗ.

Применение средств индивидуальной защиты

5. Каким должен быть состав и содержание программ обучения по охране труда в организации для специалистов нетехнического направления деятельности (работников офисов)? Каким должен быть состав и содержание программ обучения по охране труда в организации для специалистов технического направления деятельности (руководителей и специалистов, работающих на опасных производственных объектах)?

Отметим, что теперь нет универсальных программ обучения — для офисников, производственников, для руководителей или для рабочих. ПП № 2464 содержат общее требование для всех программ обучения требованиям охраны труда. Они должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников (пункт 49 ПП № 2464). Каждую программу обучения для каждой профессии необходимо формировать на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

ПП № 2464 предусмотрена разработка следующих программ обучения.

  1. По оказанию первой помощи пострадавшим (далее – ППП).
  2. По использованию (применению) средств индивидуальной защиты для работников, использующих специальную одежду и специальную обувь.
  3. По общим вопросам охраны и функционирования системы управления охраной труда.
  4. Безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
  5. Безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования ОТ.

Программы разрабатываются на основе примерных перечней тем согласно приложениям № 2 и 3 к Правилам (пункты 35 и 48 Правил).

Примерные перечни тем теоретических и практических занятий для формирования программ обучения по оказанию ППП содержат четыре темы:

  • организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;
  • оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах;
  • оказание первой помощи при прочих состояниях.

Примерный перечень тем для формирования программы обучения по общим вопросам ОТ и функционирования СУОТ содержит пять тем:

  • основы охраны труда в Российской Федерации (основные понятия ОТ; нормативно-правовые основы ОТ; обеспечение прав работников на ОТ; государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства; социальное партнерство в сфере труда);
  • стратегия безопасности труда и охраны здоровья (раздел рекомендуется для изучения работодателями) (стратегия работодателя в области ОТ, его цели и задачи по достижению целей в области ОТ, его обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ; лидерство в области ОТ; мотивация работников на безопасный труд);
  • СУОТ в организации (среди прочих обеспечение функционирования СУОТ в организации; управление документами; информирование работников об условиях и ОТ; специальная оценка условий труда; оценка и управление профессиональными рисками; подготовка работников по ОТ; обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами);
  • расследование и предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний (в частности, порядок расследования несчастных случаев; организация и проведение внутреннего аудита безопасности труда);
  • организация оказания первой помощи (при необходимости).

Примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках СУОТ в организации и оценки профессиональных рисков, содержит семь тем:

  • классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте;
  • оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей;
  • безопасные методы и приемы выполнения работ;
  • меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;
  • организация оказания первой помощи (при необходимости).

Новый порядок обучения по ОТ: кого, чему и как обучать? (Часть 7)

Теги статьи: Охрана труда, Обучение

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.