Планы актуализации Правил обучения по охране труда: что предлагается уточнить?

В городе Москве в ЦВК «Экспоцентр» 6 декабря 2022 года прошла панельная дискуссия «Обучение по охране труда в новых реалиях. Прорыв или тупик?». Мероприятие было организовано советником генерального директора ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России И. В. Цириным. Цель дискуссии – получение обратной связи от бизнеса по внедрению требований 2 постановлений Правительства Российской Федерации (от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – ПП № 2464) и от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, <…>» (далее – ПП № 2334) и сбору предложений по внесению в них изменений, которые будут рассматриваться в специально созданной комиссии.

На панельной дискуссии были озвучены среди прочего планы по актуализации ПП № 2464. Здесь следует уточнить, что эти планы не затрагивают уже размещенного на сайте regulation.gov.ru проекта «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (ID проекта 02/07/11-22/00133805). Они касаются более масштабных изменений ПП № 2464.

Планируется, что созданной комиссией по внесению изменений в ПП № 2464 и ПП № 2334 будут рассмотрены следующие поправки:

  • обязательное обучение для тех, кто проводит инструктажи по ОТ, не должно проводиться обязательно в учебных организациях, а может проводиться на предприятиях, поскольку инструктажи зачастую проводят мастера, начальники смен и т. д. Сейчас это требование установлено подпунктом «е» пункта 53 ПП № 2464. Понятно, что для ряда предприятий численность таких работников, проводящих инструктаж по охране труда, значительна. При этом данные работники могут быть отнесены также к другим категориям работников, установленной пунктом 53 ПП № 2464 классификации, – специалисты или руководители структурных подразделений организаций или их заместители. Эти специалисты и руководители, также как и лица, проводящие инструктажи, обучаются требованиям охраны труда. Но есть одно важное отличие, обучаться они могут (при такой классификации) уже на предприятии, а не во внешней обучающей организации (подпункт «г» пункта 53, пункт 44 ПП № 2464). Кроме того, с экономической точки зрения закрепление в правовом отношении права выбора обучения этих работников в организации или во внешней обучающей организации, очевидно, помогло бы бизнесу;

  • комиссия по проверке знания требований ОТ должна проверять не только теоретические знания, но и умения и навыки работников. В соответствии с пунктом 3 ПП № 2464 обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков. При этом проверка знаний предполагает оценку лишь теоретических знаний, без оценки умения и приобретенных в результате обучения навыков;

  • комиссия по проверке знания требований ОТ работодателя должна, как и комиссия обучающей организации, проходить тестирование на Едином портале. Напомним, что в настоящее время ПП № 2464 требование по проверке знания требований охраны труда с использованием Единой общероссийской справочно-информационной системы (далее – Единая система) в отношении руководителей и преподавателей, принимающих участие в работе комиссии по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, установлено лишь для внешних обучающих организаций (пункт 78 ПП № 2464). Для организаций предусмотрена проверка знаний с использованием Единой системы только для руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организации (подробнее об этом читайте здесь). Для установления единообразия требований в отношении членов комиссий по проверке знания требований охраны труда различных организаций предлагается внести соответствующие изменения в ПП № 2464;

  • обучение по оказанию первой помощи необходимо расширить до 16 часов (для теоретических и практических занятий выделить по 8 часов на каждый вид занятий соответственно). Как известно, сейчас эта продолжительность составляем не менее 8 часов (пункт 36 ПП № 2464), а примерные перечни тем теоретических и практических занятий для формирования программ обучения по оказанию первой помощи пострадавшим предусмотрены приложением № 2 ПП № 2464. Учитывая необходимость изучения предусмотренных тем и значимость такого обучения для организаций, предлагается увеличить количество часов для проведения этих занятий;

  • необходимо внести разъяснения касаемо суммирования часов программ обучения. До 40 часов суммируются программы по п. 46 («а», «б» и «в») ПП № 2464, а часы программ по первой помощи и средствам индивидуальной защиты добавляются уже сверху и не входят в эти общие 40 часов. Здесь необходимо отметить, что в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть среди прочего ясными и понятными как правоприменителю, так и иным лицам. Таким образом, пункт 47 ПП № 2464, устанавливающий рассматриваемые требования в этой части, целесообразно уточнить, конкретизировав виды программ обучения требованиям охраны труда, в отношении которых установлена возможность суммировать общую продолжительность обучения требованиям охраны труда;

  • из порядка оформления протокола комиссии необходимо исключить требование о внесении в протокол регистрационного номера из реестра, поскольку это вызывает путаницу и в целом не имеет смысла. Напомним, что подпунктом «з» пункта 92 ПП № 2464 определено, что в протоколе проверки знания требований охраны труда указывается регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда (далее – Регистрационный номер) в реестре обученных по охране труда лиц (далее – Реестр обученных лиц). Одновременно с этим номер протокола, помимо прочих сведений, необходимо передать в Реестр обученных лиц после проведения проверки знания (подпункт «б» пункта 118 ПП № 2464). В связи с этим логично возникал вопрос о порядке выполнения предусмотренных ПП № 2464 процедур, связанных с оформлением протокола, его подписанием, передачей сведений в Реестр обученных лиц и установлением в нем Регистрационного номера. По данному вопросу Департамент условий и охраны труда Минтруда России (письмо Минтруда России от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333) разъяснил среди прочего последовательность подписания протокола проверки знания требований охраны труда и передачу соответствующих сведений в Реестр обученных лиц (читайте об этом здесь). Сейчас данный вопрос предлагается урегулировать в правовом отношении уже на уровне постановления Правительства Российской Федерации;

  • а также прочие правовые и логические коллизии. Информация о таких коллизиях к нам поступает в виде вопросов читателей Блога эксперта. Приведем отдельные примеры таких коллизий.

По мнению читателей Блога эксперта, второе предложение пункта 54 ПП № 2464 допускает различное его толкование. Слова «указанных в подпункте "б" пункта 53 настоящих Правил» можно прочитать в отношении «работников», тогда по смыслу это руководители руководителей структурных подразделений. При таком прочтении можно предположить, что это в том числе работодатель и его заместители, что вырывается из общей логики изложения обязательных требований данного пункта. А можно прочитать в отношении «руководителей (заместителей руководителя)», тогда по смыслу это руководители работников, упомянутых в первом предложении данного пункта ПП № 2464. Такое последовательное изложение понятно и более логично, т.к. условия труда этих руководителей и его подчиненных работников, скорее всего, схожи (та же офисная техника, те же условия труда).

Важным условием считается не уровень руководящей должности, а отсутствие источников опасности (кроме опасностей, источниками которых является различная офисная организационная техника), а также оптимальные или допустимые условия труда по результатам СОУТ. Такую логику последовательно дополняет третье предложение рассматриваемого пункта: «При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда». Т.е. если обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 ПП № 2464, для руководителей таких «офисных» работников ПП № 2464 не проводилось, нужно в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда довести до них информацию о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности. Таким образом, по нашему мнению, обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 ПП № 2464, для руководителей таких «офисных» работников может не проводиться. Но все же это наше оценочное суждение. Целесообразно, чтобы указанное требование читалось однозначно и при подготовке изменений было также уточнено.

Кроме этого, пункт 76 ПП № 2464 содержит отсылку на программы, предусмотренные среди прочих пунктом 38 ПП № 2464. Однако в пункте 38 ПП № 2464 программы не указаны.

В заключение, по традиции призываем вас отслеживать размещение соответствующего проекта изменений ПП № 2464 на сайте regulation.gov.ru.


08.12.2022

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.