Новые проекты НПА: что запланировал Ростехнадзор на 2023 год

Сегодня на повестке дня – план нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2023 год (приказ Ростехнадзора от 13.01.2023 № 7) (далее – План), а точнее, рассказ о том, какие новые нормативные правовые акты (далее – НПА) следует ожидать уже в этом году в области промышленной безопасности, безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов (вне метрополитенов), а также безопасности гидротехнических сооружений. Рассмотрим их по порядку.

Новые проекты НПА: что запланировал Ростехнадзор на 2023 год

Проекты НПА в области промышленной безопасности

Итак, План предполагает разработку среди прочих следующих проектов:

• постановлений Правительства Российской Федерации:

1. «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168». Ранее на страницах Блога эксперта сообщалось о правах и обязанностях, которые могут появиться у ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

2. «О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее – Положение о лицензировании). Предполагается внесение корреспондирующих изменений, направленных на обеспечение соответствия лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.202 № 1661, положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116‑ФЗ) в редакции законопроекта № 247037‑8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Напомним, что в соответствии с действующей редакцией Закона № 116‑ФЗ при присвоении класса опасности объекту, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем 500 м, учитывается суммарное количество опасных веществ. Предполагаемыми нормами законопроекта № 247037‑8 предусмотрено среди прочего изменение данного подхода. В случае если при разработке декларации промышленной безопасности строящегося или реконструируемого опасного производственного объекта будет установлено, что объекты располагаются за пределами зон действия поражающих факторов на каждом из них, то при присвоении класса опасности учет суммарного количества опасных веществ на рядом расположенных объектах не потребуется;

3. «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности». Упомянутый законопроект № 247037‑8 также является основанием для разработки данного проекта постановления. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 25 января 2023 года приняла его в первом чтении;

4. «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности». Основанием для его разработки является законопроект № 1144919‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». Здесь следует напомнить, что ранее сообщалось о Перечне поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, утвержденном Президентом Российской Федерации 3 января 2022 года (№ Пр‑2576). Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации среди прочего необходимо при подготовке ко второму чтению законопроекта № 1144919‑7 обеспечить рассмотрение предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе касающихся создания условий для профилактики и предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

5. «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 315 «О допустимых нормах содержания взрывоопасных газов (метана) в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве, при превышении которых дегазация является обязательной». Законопроект № 1144919‑7 также является основанием для разработки проекта. Ранее данное постановление предлагалось признать утратившим силу в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой), утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 29.05.2019 № 4714п‑П36.

Новые проекты НПА: что запланировал Ростехнадзор на 2023 год

• приказов Ростехнадзора, предполагающих утверждение новых Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности:

6. «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». Основанием разработки является также законопроект № 1144919‑7;

7. «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств». Напомним, что ранее был подготовлен проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для нефтегазоперерабатывающих производств"» (ID проекта 02/08/04‑22/00126241). В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов <…>» утратили силу с 1 января 2021 года федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 № 125. Отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающих производств, приводит к снижению уровня промышленной безопасности на указанных объектах и, как следствие, к усилению негативного воздействия техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую среду, а также к увеличению риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В результате сложившейся ситуации требуется разработка нормативного правового акта, устанавливающего требования промышленной безопасности для этих объектов (на которых обращаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ);

8. «Требования к организации сварочных работ на опасных производственных объектах». Основание – законопроект № 213698‑8. Напомним, что отдельные акты, которыми регулируется механизм проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, отменяются с 1 марта 2023 года. В целях исключения правового пробела в вопросах обеспечения безопасности опасных производственных объектов, на которых осуществляются сварочные работы, соблюдения сроков издания, опубликования и вступления в силу НПА Ростехнадзора, установленных Федеральным законом от 31.06.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», ранее был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который предусматривает продление сроков действия актов Госгортехнадзора России, регулирующих требования к организации сварочных работ на опасных производственных объектах, до 1 марта 2024 года. Как видно, Ростехнадзор запланировал на 2023 год подготовку линейки проектов НПА для урегулирования данного вопроса;

• приказов Ростехнадзора:

9. «Об утверждении порядка и критериев проверки готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах». Основанием является также  законопроект № 213698‑8;

10. «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о соответствии общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, требованиям, предъявляемым к таким организациям». Основание – законопроект № 213698‑8;

11. «Об утверждении требований к организациям, являющимся членами общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, и требований к организациям, претендующим на вступление в профессиональное объединение». Основание – законопроект № 213698‑8;

12. «Об утверждении правил производства маркшейдерских работ». Основание разработки – законопроект № 196097‑8 «О внесении изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации "О недрах"» (в целях регламентации порядка осуществления маркшейдерских работ при пользовании недрами).

Напомним, что ранее требования по производству маркшейдерских работ содержались в Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной приказом Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 73, в Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденной приказом Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 74, в Положении о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденном приказом Госгортехнадзора России от 22.05.2001 № 18, которые утратили силу с 1 января 2021 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192.

Ввиду отсутствия нормативных требований к проведению маркшейдерских наблюдений, в том числе не может быть обеспечен достоверный учет полезных ископаемых, что приводит к ущербу, наносимому государству в результате недополучения денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, необходимо сохранить подход к организации производства маркшейдерских работ при осуществлении всех видов пользования недрами. Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395‑1 «О недрах», согласно которым орган федерального государственного горного надзора утверждает правила производства маркшейдерских работ. Законопроект включает положения о его вступлении в силу с 1 сентября 2023 года, что обусловлено необходимостью подготовки подзаконного акта с целью реализации законопроекта;

• приказов Ростехнадзора, предполагающих внесение изменений в следующие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности:

13. «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420. Основание – законопроект № 1144919‑7;

14. «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436 (далее – ФНП № 436). Напомним, что ранее был подготовлен проект (ID проекта № 02/08/09-22/00131731). Цели – установление корректных, необходимых и достаточных требований в области промышленной безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, снижение нагрузки на поднадзорные организации, исключение наложения штрафов за нарушение пунктов ФНП № 436, имеющих спорное толкование, а также исключение случаев смертельного травматизма;

Новые проекты НПА: что запланировал Ростехнадзор на 2023 год

15. «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденные приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428. Ранее был разработан проект (ID проекта 02/08/09‑22/00131712). Цели – установление корректных, необходимых и достаточных требований в области промышленной безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей, снижение нагрузки на поднадзорные организации, исключение наложения штрафов за нарушение пунктов указанных правил, имеющих спорное толкование, а также исключение случаев смертельного травматизма;

16. «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512. Разрабатываются в инициативном порядке. Ранее было подготовлено два проекта (ID первого проекта 02/08/08‑22/00130497, ID второго проекта 02/08/04‑22/00126239). Цель – актуализация требований к получению или применению металлов на опасных производственных объектах металлургической промышленности;

17. «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517. Ранее был разработан проект (ID проекта 02/08/04‑22/00126261). Цель – исключение избыточности и противоречивости требований в области обеспечения промышленной безопасности магистрального трубопроводного транспорта, содержащихся в нормативных и иных документах различного уровня (ГОСТ, СП, ведомственные документы, стандарты предприятий) путем разработки НПА, содержащих ограниченный перечень требований, направленных на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и случаев производственного травматизма, а также возможности применения передовых технических норм, соответствующих международным стандартам, упрощение процедур получения разрешительной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение объектов магистральных трубопроводов.

Проекты НПА в области безопасности гидротехнических сооружений

План предполагает разработку среди прочих следующих проектов:

• постановлений Правительства Российской Федерации:

1. «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401». Основанием для его разработки является законопроект № 1217589‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (в части уточнения полномочий и обязанностей субъектов гидроэнергетики). Законопроектом среди прочего корректируются полномочия Правительства Российской Федерации, которому предоставляется право устанавливать порядок аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений, порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, а также порядок определения величины финансового обеспечения за вред, причиненный в результате возможной аварии гидротехнического сооружения. Одновременно из полномочий Правительства Российской Федерации исключаются полномочие по установлению критериев классификации гидротехнических сооружений и полномочие по определению федеральных органов исполнительной власти, устанавливающее требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

2. «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений». Законопроект № 1217589‑7 также является основанием для разработки данного проекта постановления. Необходимость разработки указанного постановления связана с внесением изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 117‑ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Цель – приведение НПА Правительства Российской Федерации в соответствие с упомянутым законопроектом. Предмет правового регулирования – разработка порядка проведения декларирования безопасности гидротехнических сооружений, порядка проведения экспертиз деклараций безопасности гидротехнических сооружений, регистрация гидротехнических сооружений в Российском регистре гидротехнических сооружений;

Новые проекты НПА: что запланировал Ростехнадзор на 2023 год

• приказов Ростехнадзора:

3. «Об утверждении Федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений «Правила по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Основание – законопроект № 1217589‑7;

4. «О внесении изменений в отдельные акты Ростехнадзора по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений». Основание – законопроект № 1217589‑7;

Проекты НПА по безопасному использованию и содержанию лифтов

План предполагает также разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном надзоре в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов (вне метрополитенов)». О том, как законодательно закрепили самостоятельный вид государственного контроля (надзора), читайте здесь.

В заключение необходимо отметить, что в статье рассмотрена лишь часть проектов НПА. Кроме того, План предполагает разработку проектов административных регламентов Ростехнадзора по предоставлению различных государственных услуг. С полным перечнем предполагаемых проектов НПА на 2023 год можно ознакомиться, перейдя по ссылке.


02.02.2023

Комментарии

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.

Весенняя выгода с «ОЛИМПОКС»

Оформите Подписку на систему «ОЛИМПОКС» или «ОЛИМПОКС:Предприятие» до конца мая 2023 года и получите возможность сэкономить до 400 000 рублей!