Программа повышения экологической эффективности: что утверждено новыми правилами Минприроды?
С 1 сентября 2023 года вступят в силу новые правила разработки программы повышения экологической эффективности, утвержденные приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» (далее соответственно – Правила, Программа).
Программа разрабатывается в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I категории, утверждается и затем включается в состав заявки на получение или пересмотр комплексного экологического разрешения.
Программа разрабатывается путем сравнения достигаемых объектом технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с установленными технологическими показателями, описанными в соответствующих информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее соответственно – Справочники НДТ, НДТ), а также путем сопоставления нормативов допустимых выбросов и сбросов токсичных веществ, рассчитанных для каждого источника, с фактическими величинами объекта.
Другими словами, предприятие сравнивает выбросы (сбросы) своего объекта с данными Справочника НДТ, который содержит информацию по всему производственному циклу для конкретной отрасли.
Программа включает в себя перечень мероприятий по внесению изменений в технологический процесс объектов, оказывающих негативное воздействие, реализуя который предприятия могут постепенно достичь разрешенных уровней выбросов и сбросов загрязняющих веществ и снизить воздействие на природу в целом, а также содержит сроки выполнения данных мероприятий, объем и источники финансирования.
Таким образом, предприятие выбирает предложенные из соответствующего Справочника НДТ технологию и мероприятия, возможные к внедрению в процесс на эксплуатируемом объекте и позволяющие оптимизировать и повысить эффективность процесса и в итоге достигнуть требуемых показателей. По сути НДТ выступает в роли инструмента, направленного на совершенствование основных технологий, а Программа служит дорожной картой этого процесса.
Проект Программы до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случаях, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), подлежит рассмотрению и одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (далее – Комиссия).
В пояснительной записке, приложенной на этапе разработки проекта Правил, написано, что большое количество отказов в одобрении Программ было вызвано неудовлетворительным качеством подготовки проектов Программ и обосновывающих материалов к ним. По мнению Минприроды, действенным способом исправления сложившейся ситуации является уточнение и дополнение информации, содержащейся в проекте Программы. Предлагаем более подробно разобраться в новых требованиях.
Общие требования
Новые Правила содержат дополнительные требования о включении в проект Программы информации, подаваемой на согласование Комиссии, и обосновывающих материалов к ней для достижения установленных технологических нормативов НДТ, а также уточняют ссылки на действующее природоохранное законодательство. Так, помимо прочего, Программа должна содержать:
1. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Закон об охране окружающей среды устанавливает обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В то же время государственной мерой стимулирующего воздействия является вычет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такими затратами законодательство признает расходы на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Как известно, ОГРН и ИНН относятся к обязательным реквизитам любой компании и необходимы для систематизации данных и идентификации предприятия на всей территории Российской Федерации. Переход предприятий, вносящих наибольший вклад в загрязнение окружающей среды, на НДТ по Закону об охране окружающей среды среди прочего предусматривает льготы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, данная информация необходима при формировании инвестиционных программ и планов для внедрения НДТ.
2. Сроки реализации Программы.
Достичь разрешенных уровней загрязнения обязаны крупные объекты, а модернизация технологических процессов таких предприятий требует достаточно много времени, что в свою очередь вызывает необходимость в максимально прозрачном учете скорости выполнения и соблюдения сроков реализации мероприятий, этапов каждого мероприятия, а также оценки достаточности формируемых государством расходов на мероприятия для перехода объектов на НДТ.
3. Область (области) применения НДТ согласно Перечню областей применения НДТ.
В данном требовании содержится ссылка на распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий». Таким образом, уточняется действующая нормативно-правовая база, регламентирующая правила разработки проектов Программы.
4. Сведения о снижении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ посредством выполнения мероприятий, включенных в Программу, в процентах (%).
Смысл нормирования заключается в том, чтобы выявить основные загрязняющие вещества, характерные для конкретной технологии, и ужесточить требования по отношению к ним. В данном случае предприятию для своей отрасли необходимо опираться при установлении технологических нормативов на показатели, определенные в Справочниках НДТ. Такие основные вещества определены в отраслевых Справочниках НДТ как маркерные, т. е. вещества, выброс (сброс) которых для конкретной отрасли критичен.
Каждый объект негативного воздействия осуществляет контроль за источниками загрязнения в рамках производственного экологического контроля. Количество загрязняющего вещества, отводимого с газами или сточными водами в единицу времени, принято измерять в граммах указанного вещества за секунду (г/с) или в тоннах за квартал либо за год (т/год). А отражение сведений в процентном соотношении значительно упрощает информацию для восприятия.
Стоит также понимать, что Справочники НДТ актуализируются на основании данных, собираемых из разных отраслей. Следовательно, чтобы определить необходимость внесения каких-либо изменений, которые могли потребовать внесения системных корректировок в информацию, изложенную в Справочнике НДТ для любой области, нужна четкая статистика по конкретным параметрам.
Показатель ресурсной эффективности
Поскольку любое экологическое воздействие связано с потреблением ресурсов, оценка эффективности их использования становится все более востребованным и универсальным подходом в системах производства, потому предприятия определяют стратегические цели развития, включая показатели ресурсного потребления.
Новыми Правилами уточняется, что данный показатель фиксируется в Программе в случае, если он содержится в Справочниках НДТ, с указанием фактических значений и значений по итогам внедрения НДТ или перспективной технологии (пункт «з» Правил). Так, помимо прочего, Программа должна содержать:
-
Показатели ресурсной эффективности – удельное потребление сырья, материалов, энергии, воды и других необходимых природных ресурсов на единицу продукции или оказываемых услуг (работ).
-
Перечень мероприятий (пункт «д» Правил), направленных на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, который, согласно новым Правилам, дополнительно должен содержать сведения:
-
о проектной мощности объекта на момент его создания,
-
фактической мощности объекта,
-
проектной мощности объекта на момент завершения реализации Программы, включая наименование продукции или переработанного сырья и объема их производства в год.
На существующих предприятиях в основном в качестве целевых и плановых показателей определяют снижение количества выбросов в атмосферный воздух, количество образующихся отходов, сбросы в сточные воды, т. е. рассматривается воздействие после факта совершения загрязнения. Требуя данные о проектной мощности объекта на момент его создания, Минприроды, возможно, рассчитывает оценивать показатели в экологическом жизненном цикле как продукции и услуг в целом, так и отдельных технологий на всей стадии производства.
В большей части Справочников НДТ уже содержится информация по показателям ресурсной эффективности, организационным мерам и принципам ведения технологических процессов. Например, в ИТС 28-2021 «Добыча нефти» приведены конкретные целевые показатели ресурсной и энергетической эффективности для добычи нефти.
Требования к организациям, эксплуатирующим централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
В России за последние годы в действующее законодательство внесены значимые изменения, направленные на совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды на принципах НДТ, совершенствование государственного экологического надзора, государственной экологической экспертизы, развитие сферы обращения с отходами.
Кроме того, приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %. Значительную часть данного списка занимают предприятия по очистке сточных вод.
Так, помимо прочего, для организации, эксплуатирующей централизованные системы водоотведения поселений или городских округов (далее – ЦСВП), Программа должна содержать:
-
Обоснование применения отраслевого информационно-технического справочника и сведения об установленной категории водного объекта.
-
Обоснование расчетной производительности.
-
Перечень мероприятий (пункт «д» Правил), направленных на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, который, согласно новым Правилам, дополнительно должен содержать перечни загрязняющих веществ, по которым не достигаются технологические нормативы.
Необходимо отметить, что основные мощности сооружений были построены еще в 70–80-х годах, и с учетом того, что массовая нагрузка на очистные сооружения формируется пропорционально количеству жителей с учетом сбросов промышленных предприятий, а загрязненность сточных вод изменяется в очень широком диапазоне, НДТ для каждого объекта, эксплуатирующего ЦСВП, требуется комплексный подход, учитывающий состояние объектов очистки, чтобы сконцентрировать усилия именно на тех объектах, качество очистки которых существенно ниже среднеотраслевого уровня по производительности сооружений. Для этого необходима актуальная статистика в отношении объектов, предполагаемых для реконструкции, на основании фактически обеспечиваемого качества очистки.
Безусловно, процесс разработки Программы трудоемкий, однако практическая значимость ее разработки заключается в том, что она будет служить основой для получения комплексных экологических разрешений для опасных с экологической точки зрения производств. Предполагается, что сами предприятия и государство смогут проверить, насколько экологическое воздействие объекта соответствует технологическим параметрам НДТ, и при положительной оценке в первую очередь оценить экологическую безопасность производства.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.