Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Проведение инструктажей является одним из фундаментальных элементов обучения в области охраны труда. Важность этого мероприятия определяется не только его целевым предназначением – ознакомлением работников с условиями труда и требованиями безопасности, но и может продемонстрировать инструктируемому ценности, отраженные в корпоративной политике инструктирующей организации. Если процесс организации инструктажей выверен и хорошо налажен, а информация, преподносимая работнику, – интересна, полезна и не формализована, то работник при таком «первом касании» рабочего процесса приобретает большую мотивацию на ответственный и безопасный труд.

Если вводный инструктаж по охране труда – это процедура, нацеленная на знакомство инструктируемого с организацией, общими требованиями и организационными моментами, то инструктаж по охране труда на рабочем месте, в том числе целевой инструктаж по охране труда, – это методичное, периодическое доведение до работников тонкостей и специфики выполняемой работы. В данном вопросе важен высокий уровень компетенций в области безопасности труда проводящего инструктаж и умение доводить информацию в понятном для инструктируемого виде.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Вступившие в силу новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее – Правила обучения) подчеркивают важность роли инструктажей в процессе обучения по охране труда. Для большинства работников периодичность обучения у работодателя или в обучающей организации устанавливается не реже 1 раза в 3 года, кроме тех, кто участвует в выполнении и контроле работ повышенной опасности, – для них обучение осталось ежегодным. Отсюда можно сделать вывод, что повторные инструктажи по охране труда в текущих реалиях должны поддерживать достаточный уровень подготовки и мотивации работников, поддерживая теоретические знания на высоком уровне до очередного обучения по охране труда.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем, и включает в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

В соответствии с Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится непосредственным руководителем работника.

В организациях часто встречается ситуация, когда у непосредственного руководителя в подчинении может быть 100–200 работников и более. Безусловно, руководить таким количеством работников ему помогают разного рода заместители, оперативные, функциональные руководители, специалисты, но ни один из них де-юре не является непосредственным руководителем инструктируемых. Очевидно, что качественно провести инструктаж на рабочем месте такому количеству работников сложно даже самому мотивированному руководителю. Отдельно стоит отметить, что регулярное проведение подобного рода инструктажей будет отнимать большое количество времени. Многие руководители стараются делегировать непосредственное проведение инструктажей на своих заместителей или функциональных руководителей, оставляя за собой только подпись в журналах инструктажей, но важно понимать, что такой механизм несет в себе определенный уровень риска ввиду отсутствия объективного понимания, как проводился инструктаж. Для сокращения времени непосредственного участия руководителя в проведении инструктажей без ущерба качеству, а иногда и повышению уровня подготовки помогут программы для автоматизации планирования, учета и проведения инструктажей по охране труда. Таким программным продуктом является «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365».

Система «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» – это многофункциональное решение для комплексной автоматизации планирования, проведения и учета инструктажей по охране труда и безопасности на производстве.

В системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» существует 3 формы представления обучающих и проверочных средств для организации инструктажей в виде проверочных, демонстрационно-проверочных и видеоинструктажей. Данные решения помогут решить большинство задач при проведении инструктажа в организации.

Если в организации имеется комплект материалов и инструкций для проведения инструктажа, но ввиду большого количества инструктируемых в подразделении есть потребность в автоматизации проверки знаний, планирования и учета инструктажей, то для решения такой задачи подойдет решение в виде проверочного инструктажа.

Проверочные инструктажи содержат тестовые задания по ключевым требованиям безопасности для различных профессий. Данное решение позволяет легко загрузить в систему свои инструкции в формате .docx и .pdf и провести проверку знаний работников по этим инструкциям на предмет усвоения работниками основных правил безопасного выполнения работ. Вопросы проверочного инструктажа не смогут проверить знание корпоративных требований, содержащихся в инструкции, но способны проверить знание требований безопасности, содержащихся в нормативно-правовых актах для безопасного выполнения работ по данной профессии.

Таким образом, работник изучает инструкции и технологии работ, разработанные по стандартам работодателя, а проверку знаний проходит по тестовым вопросам на знание основных правил безопасного выполнения работ. Тестовые материалы разрабатываются экспертами и содержат не только вопросы с выбором правильного варианта ответа, но и вопросы на установление последовательности, соответствия, а также содержат иллюстрации для наилучшего изложения материала работникам. Каждый тестовый вопрос содержит в себе методический материал, на случай если работник затрудняется ответить или ответил неправильно.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Также такое решение возможно реализовать в формате предсменного инструктажа. Данный вид инструктажа не закреплен Правилами обучения, однако успешно применяется во многих организациях с целью постоянного поддержания высокого уровня теоретической подготовки работников. Суть предсменного инструктажа заключается в том, что работник до начала работы проходит короткий опрос на знание требований безопасного выполнения работ. В зависимости от организационных возможностей и количества работников в смене такой инструктаж может проводиться как всем работникам, так и частично с определенной периодичностью.

Во многих организациях существует системная проблема практической применимости локальных документов, разрабатываемых организацией. Как правило, большинство инструкций по охране труда написаны сложным, юридическим языком, состоящим из цитат из нормативно-правовых актов, которые сложно понять и усвоить работникам, далеким от работы с официальными документами. Чтобы упростить официальный язык и сделать материал для инструктажа понятным для всех участников процесса, потребуется много времени и сил, но для решения такой задачи в системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» существует формат демонстрационно-проверочного инструктажа.

Такое решение представляет собой короткие обучающие модули с ключевыми правилами безопасного выполнения работ и короткими видеороликами, демонстрирующими последствия нарушений указанных правил, и тестовые задания для проверки знаний. Каждый модуль – это краткое описание определенного правила безопасности и демонстрация последствий его нарушения. Данное решение ввиду простоты структуры и универсальности подойдет для организации практически любого вида инструктажа:

  • в рамках первичного и повторного инструктажа – для систематизации изученного материала и организации проверки знаний;

  • в рамках целевого инструктажа – для акцентирования внимания на главных правилах безопасности перед проведением работ повышенной опасности;

  • в рамках внеплановых инструктажей в случае, когда они проводятся по причине несчастного случая или происшествия, – для выделения определенного нарушения конкретного правила безопасности и обозначения необходимости соблюдения требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Проверка знаний в демонстрационно-проверочных инструктажах проводится с использованием тестовых материалов, содержащих вопросы с выбором правильного варианта ответа, вопросы на установление последовательности, соответствия, а также в данном решении добавлен такой вид вопросов, как ситуационная задача. Ситуационные задачи — это задачи, содержащие ряд условий, реальных или близких к реальным, которые необходимо рассмотреть и проанализировать для принятия соответствующего решения.

Цель решения ситуационных задач — развитие навыка выявления опасностей. Таким образом, ситуационные задачи позволяют работнику проанализировать предложенную ситуацию и выбрать вариант выполнения работ или решения задачи с наименьшим риском реализации негативных последствий.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

В настоящее время, когда бизнес быстро развивается, широко распространены разного рода проектные работы, заключение договоров на аутсорсинг или подряд для долгосрочной передачи функционала или определенного объема работ. В этом случае лица, привлекаемые для выполнения таких работ, не являются работниками организации, однако находятся на ее территории и руководитель должен ознакомить их с правилами безопасности. Исполнители такой категории, как правило, заинтересованы как можно быстрее выполнить установленный объем работ и меньше всего замотивированы на соблюдение требований безопасности. Для проведения инструктажа со стороны заказчика в формате, который точно заинтересует и замотивирует исполнителей на безопасный труд, подойдет видеоинструктаж. Такое решение включает в себя видеофильм, демонстрирующий правила безопасного выполнения работ, видеоуроки с реконструкцией реальных происшествий и тестовые задания для проверки знаний. Структура видеофильма напоминает структуру инструкции по охране труда и включает в себя общие требования безопасности, требования охраны труда перед выполнением работ, требования безопасности при выполнении работ и при их окончании. Видеоуроки содержат описание трех возможных происшествий с комментариями, описанием причин и допущенных нарушений при выполнении определенного вида работ. Следом показывается пример безопасного выполнения работ в данной ситуации.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Также такое решение подойдет для организации первичного и повторного инструктажа по охране труда на рабочем месте ввиду последовательного преподнесения информации в интересном и понятном видеоформате. Такой формат также удобен при проведении инструктажей для больших групп работников, т. к. позволяет включить видеоролик на большом экране. Также при организации внеплановых инструктажей по охране труда видеоматериал поможет напомнить работникам правильный порядок действий и основные правила безопасного выполнения работ, а визуализация позволит погрузиться в процесс и реконструировать события, критически посмотреть на них и провести работу над ошибками.

Важно отметить, что кроме автоматизации проведения всех видов инструктажей «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» поможет автоматизировать процесс ознакомления работников с различными локальными нормативными актами организации. Очень часто процесс информирования работников игнорируется или очень плохо налажен. Доведение информации, содержащейся в приказах и распоряжениях руководителей, в лучшем случае происходит путем устной передачи сути приказа начальниками смен с дальнейшей подписью в листе ознакомления. А за что работник расписался – в конечном итоге он не всегда знает. С помощью системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» вся необходимая информация будет поступать к работникам в личный кабинет и факт ознакомления будет автоматически фиксироваться после ее просмотра. Таким образом, система поможет не только повысить уровень осведомленности работников, но и сократит психологическую дистанцию во взаимоотношениях руководства и – подчиненных, которая часто присутствует в крупных организациях из-за информационного вакуума у работников среднего и низшего звена.

Помимо различных способов подачи обучающего материала работнику у системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» есть ряд преимуществ, призванных сделать проведение инструктажей по охране труда более удобным и эффективным:

  1. Система адаптирована под сенсорный киоск (терминал). Данное решение повышает доступность обучающего материала и локальных нормативных актов для работников, не имеющих доступа к персональному компьютеру. Установка такого терминала не требует много пространства и позволяет организовать рабочее место для проведения экспресс-тестирования практически в любом месте и в любых условиях.

  2. «Умное» тестирование и формирование статистических отчетов по результатам прохождения инструктажей. Вопросы, задаваемые работнику в процессе проверки знаний, не повторяются, и в случае если работник допустил ошибку, система дает возможность посмотреть методическую подсказку и ответить еще раз. Система фиксирует количество попыток и вопросы, которые вызвали трудности, как у конкретного работника, так и у группы тестируемых в целом. Система выявляет самые сложные для работников вопросы и может показать, сколько раз работники ошиблись в конкретном вопросе и с какой попытки на него ответили. Впоследствии эти статистические данные помогут правильно расставить акценты в процессе проведения обучения и направить внимание руководителей на эти вопросы в процессе работы.

  3. Фотофиксация инструктируемого. Перед началом и в конце инструктажа система предлагает работнику сделать фотографию. Эта информация будет доступна для просмотра организатору обучения и поможет при необходимости идентифицировать работника, проходившего его. Такое решение дисциплинирует инструктируемого и настраивает его на внимательное изучение материала. Факт наличия камеры и необходимость с ней взаимодействовать создает у работника впечатление, что съемка может проводиться непрерывно, пока он находится у терминала или за компьютером.

  4. Разные варианты авторизации инструктируемого. В зависимости от технических возможностей, масштабов организации и вида инструктажа работники могут авторизоваться в системе путем нахождения себя в списке, введением табельного номера или серийного номера бесконтактного идентификатора (карточки, которая также используется в электронных пропускных системах). Такое решение позволит сократить время нахождения работника у терминала.

Как показывает практика, организация инструктажей по охране труда отнимает очень много времени и ресурсов, а во времена, когда бизнес должен быть очень гибким к изменениям и быстро реагировать на них, организационные моменты должны занимать как можно меньше времени. Использование системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» для планирования и проведения инструктажей поможет сократить время и освободить ресурс для решения других управленческих задач, автоматизировать которые пока нет возможности.

Проведение инструктажей по охране труда: как повысить эффективность, упрощая процесс?

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.