Сегодня на повестке дня поступившие вопросы по гражданской обороне (далее – ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций на предприятиях России. Все ответы на них подготовлены с учетом консультаций, полученных в Институте развития МЧС России.
1. Имеет ли МЧС России полномочия обязывать собственников помещений восстанавливать и ставить на учет защитные сооружения (ЗС) ГО, если данные ЗС ГО ни в МЧС России, ни в Росимуществе, ни в органах местного самоуправления не числятся, документов на них нет, то есть юридически их не существует?
МЧС России и его территориальные органы уполномочены на осуществление федерального государственного надзора в области ГО (Положение о федеральном государственном надзоре в области ГО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1007).
В соответствии со списком контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований в области ГО (утверждены приказом МЧС России от 04.02.2022 № 61), проверке подлежат, в том числе вопросы:
поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию объектов ГО;
учета существующих и создаваемых объектов ГО;
текущего и капитального ремонтов ЗС ГО.
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1999 № 1309 (далее соответственно – Порядок, постановление № 1309), организации обеспечивают сохранность существующих объектов ГО, используемых в качестве ЗС ГО, ведут их учет. В соответствии с Правилами эксплуатации ЗС ГО, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации ЗС ГО), руководитель ГО организаций обязан организовывать выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ЗС ГО, ремонту и замене внутреннего инженерно-технического оборудования. Правилами эксплуатации ЗС ГО установлено, что учет их ведется в том числе и в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Из выше изложенного следует, что контрольный (надзорный) орган не просто имеет полномочия, а обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе восстановить и поставить на учет ЗС ГО.
Обратите внимание: законодательством установлено, что контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления федерального государственного надзора, имеют право на досудебное и судебное обжалование предписаний об устранении выявленных нарушений.
2. Каким образом исключить из перечня ЗС ГО их часть, если количество сооружений превышает необходимое (к примеру, на территории предприятия 8 сооружений, а максимально требуется только 3)?
ЗС ГО снимаются с учета, например, в случае отсутствия организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением № 1309 (пункт 2.5 Правил эксплуатации ЗС ГО).
Для подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО решением руководителя организации создается комиссия в отношении следующих ЗС ГО:
закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
Комиссия рассматривает документацию планируемых к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или принимает решение об отказе в снятии с учета данных ЗС ГО (изменении типа данных ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России. После утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО руководителем, решением которого создана комиссия, направляются:
в МЧС России (Департамент ГО и защиты населения МЧС России) через соответствующие главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации – первый экземпляр;
в соответствующий орган, утвердивший акт о снятии с учета ЗС ГО – второй экземпляр;
в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится ЗС ГО на учете – третий экземпляр;
в соответствующий территориальный орган Росимущества – четвертый экземпляр;
в организацию, в которой ЗС ГО находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления – пятый экземпляр.
Организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО осуществляет Департамент ГО и защиты населения МЧС России, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО.
Таким образом, исключить из перечня ЗС ГО возможно через процедуру снятия их с учета в порядке, описанном выше.
3. Может ли надзорный орган обязать предприятие, имеющее категорию по ГО и ЗС ГО, организовать еще одно ЗС в связи с большой территорией объекта?
Из текста вопроса не совсем понятно:
находится ли предприятие в ведении федерального органа исполнительной власти (далее – ФОИВ), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
надзорный орган уже обязал организовать еще одно ЗС;
что значит «большая территория объекта».
В соответствии с Порядком создание объектов ГО в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых ФОИВ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с МЧС России. ФОИВ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах ГО для организаций, находящихся в сфере их ведения, организуют создание объектов ГО. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах ГО, в мирное время создают объекты ГО и осуществляют контроль за их созданием. Организации создают в мирное время по согласованию с ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты ГО.
В соответствии с СП 88.13330.2022 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» (далее – СП 88.13330.2022) ЗС следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для ЗС, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по ГО, а для иных территорий – не более 1000 м. При подвозе укрываемых автомобильным транспортом радиус сбора укрываемых в противорадиационные укрытия допускается увеличивать до 20 км. Радиус сбора укрываемых в заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены, должен составлять не более 1000 м. В тех случаях, когда группы укрываемых находятся за пределами радиуса сбора, следует предусматривать их укрывание в близлежащем убежище с тамбур-шлюзом во входе. В соответствии с Правилами эксплуатации ЗС ГО маршруты движения к ЗС выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых.
Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к судебной практике. Рассмотрим определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2021 № 307-ЭС21-15519 по делу № А21-3950/2020. По результатам плановой выездной проверки учреждения ГУ МЧС по Калининградской области (далее – управление) составлен акт от 05.03.2020, которым зафиксировано, что в учреждении отсутствует ЗС ГО (убежище), выдано предписание по устранению нарушений требований в области ГО. Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что необходимым основанием для создания учреждением убежища в мирное время является его включение в указанный в пункте 7 Порядка план, разработанный ФОИВ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласованный с МЧС России. При этом судами отклонена ссылка управления на обязанность организаций по созданию объектов ГО, предусмотренную пунктом 10 Порядка, поскольку указанная норма должна применяться во взаимосвязи с положениями пунктов 7 и 8 Порядка.
Суд кассационной инстанции, отменяя нижестоящие судебные акты, исходил из того, что оспариваемое предписание является законным, исполнимым и не нарушает права и законные интересы учреждения. Мотивируя данную позицию, кассационный суд указал, что отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка, по созданию убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области ГО. В целях исполнения предписания учреждение вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов ГО в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Управление на момент выдачи предписания не установило совершения учреждением достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства. С учетом изложенного, суд кассационной инстанции признал, что предписание не возлагает на учреждение незаконных обязанностей, в связи с чем не может быть признано недействительным.
Подводя итог, можно констатировать, что в связи с недостаточностью информации, содержащейся в данном вопросе, не представляется возможным ответить на него однозначно. Однако оценивая в совокупности приведенные выше нормативные правовые акты и судебную практику, можно прийти к выводу, что надзорный орган может выдать предписание обязав предприятие, имеющее категорию по ГО и ЗС ГО, организовать еще одно ЗС в связи с большой территорией объекта. Предприятие, в свою очередь, вправе обжаловать предписание в досудебном и судебном порядке.
4. Каким документом определены требования к укрытиям, в частности к их содержанию и оснащению: наличие вентиляции, отопления, канализации, водоснабжения (было ЗС ГО IV класса с фильтровентиляционной установкой и 3 типами вентиляции, с отсутствием необходимости по критерию НРС, оно переведено в разряд укрытия)?
Требования к эксплуатации, содержанию, учету укрытий установлены Правилами эксплуатации ЗС ГО. Требования к санитарно-техническим системам, электротехническим устройствам, связи и противопожарные требования к ЗС ГО установлены СП 88.13330.2022 и иными нормативными актами, приведенными в разделе 2 указанного СП.
5. Можно ли снять с учета часть ЗС ГО, в которых нет потребности (предприятие имеет вторую категорию по ГО, на территории четыре ЗС ГО, для двух ЗС ГО требуется большой комплекс ремонтных работ, потребность в них отсутствует; передать их другой организации нет возможности, предприятие с особым режимом охраны)?
Можно.
Порядок снятия с учета ЗС определен Правилами эксплуатации ЗС ГО. С учета ЗС ГО снимаются в следующих случаях:
при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению ФОИВ и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением № 1309;
при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица:
руководителем ФОИВ или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, – в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
руководителем организации – в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям;
руководителем организации – в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.