Потенциально опасные объекты: какие новые требования вступили в силу с 1 сентября 2023 года?
Сегодня на повестке дня обязательные требования, установленные приказом МЧС России от 10.10.2022 № 994 «Об утверждении обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Приказ). Он вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Предлагаем вспомнить, какие объекты организаций относятся к потенциально опасным объектам (далее – ПОО), а также вкратце рассмотреть основные требования Приказа к ним в зависимости от их категории опасности.
Потенциально опасные объекты
Итак, ПОО – это объект, на котором:
-
расположены здания и сооружения (далее – ЗиС) повышенного уровня ответственности;
-
возможно одновременное пребывание более 5 тысяч человек (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Подробнее рассмотрим первую приведенную группу ПОО. К ЗиС повышенного уровня ответственности относятся ЗиС, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам (пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). В свою очередь к особо опасным и технически сложным объектам относятся среди прочих:
-
опасные производственные объекты (далее – ОПО), подлежащие регистрации в государственном реестре ОПО:
-
ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
-
ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;
-
ОПО, на которых ведутся горные работы (есть исключения), работы по обогащению полезных ископаемых;
-
подвесные канатные дороги;
-
линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
-
тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
-
гидротехнические сооружения I и II классов;
-
объекты космической инфраструктуры и многие другие объекты (статья 48.1 ГрК РФ).
Как видно, перечень не полный, но даже в нем отдельные организации могут найти упоминания объектов своей организации.
А к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (есть исключения), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из перечисленных в части 2 статьи 48.1 ГрК РФ характеристик. К таким характеристикам относятся:
-
высота более чем 100 м, для ветроэнергетических установок – более чем 250 м;
-
пролеты более чем 100 м;
-
наличие консоли более чем 20 м;
-
заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м.
Таким образом, все перечисленные объекты относятся к ПОО. При этом обязательные для выполнения требования к ним в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера предназначены для применения:
-
федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ). Исключение составляют лишь ПОО, правообладателями которых являются Минобороны России и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации или организации, в отношении которых указанные ФОИВ осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). На эти ПОО требования Приказа не распространяются. Учитывайте это при принятии решения о реализации требований Приказа;
-
государственными корпорациями;
-
юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, или индивидуальными предпринимателями, владеющими ПОО. Отдельные читатели могут подумать, что их это не касается, так как наши объекты находятся в оперативном управлении или в хозяйственном ведении, а не на праве собственности. В данном случае экономические категории не важны. Требования Приказа предназначены для ПОО организаций, владеющих ими на любом праве собственности или ином законном основании.
Согласно Приказу организации, эксплуатирующие ПОО, подлежат оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и определению достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС (далее – оценка готовности).
Важно отметить, что ФОИВ и государственные корпорации принимают собственные нормативные правовые акты (далее – НПА) в отношении объектов, правообладателями которых являются, или организаций, в отношении которых они координируют и регулируют деятельность в соответствующей отрасли (сфере управления). Этими НПА ФОИВ устанавливают критерии отнесения объектов к критически важным объектам (далее – КВО). При отнесении ПОО к КВО на основании установленных ФОИВ критериев оценка готовности такого объекта осуществляется в порядке, предусмотренном обязательными для выполнения требованиями к КВО в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (пункт 10 Приказа).
Обязательные требования к ПОО
Приказом среди прочего регламентированы порядок упомянутой оценки готовности, правила организации учета ЧС и установления причин их возникновения, а в отдельные приложения Приказа выделен комплекс мер:
-
по предупреждению возникновения и развития ЧС;
-
снижению размеров ущерба и потерь от ЧС;
-
обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих ПОО, в условиях ЧС и готовности к ликвидации ЧС с учетом возможных последствий их возникновения.
Обратите внимание, что это не закрытый перечень комплекса мер. Организации, эксплуатирующие ПОО, помимо перечисленных мер, могут устанавливать дополнительные требования, которые необходимы для обеспечения защиты ПОО от ЧС природного и техногенного характера. Понятно, что эти дополнительные требования разрабатываются с учетом отраслевой и организационной специфики, условий функционирования организаций, эксплуатирующих ПОО, и решаемых ими задач.
Оценка готовности
Для проведения оценки готовности организация, эксплуатирующая ПОО, должна создать комиссию. Правила предусматривают 2 вида комиссий:
-
по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) – в организациях, эксплуатирующих ПОО, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
-
по повышению устойчивости функционирования (далее – комиссия по ПУФ) – в иных случаях.
Оценку готовности организации, эксплуатирующей ПОО, следует осуществлять по плану ее проведения или внепланово (в случае поступления от МЧС России информации о несоблюдении организацией, эксплуатирующей ПОО, обязательных требований). Оценку готовности по плану рассмотрим подробнее.
В организации, эксплуатирующей ПОО, должен быть утвержден план проведения оценки готовности организации, эксплуатирующей ПОО (далее – План). Присвоение категории опасности ПОО является основанием для включения ПОО в План. При этом категория опасности ПОО влияет на периодичность осуществления оценки готовности. Так, для ПОО 1‑й и 2‑й категорий осуществлять оценку готовности необходимо не реже 1 раза в 2 года, для ПОО 3‑й и 4‑й категорий – не реже 1 раза в 3 года, а для ПОО 5‑й и 6‑й категорий – не реже 1 раза в 5 лет.
В ряде случаев периодичность можно установить также по наивысшей категории опасности ПОО. Это возможно, если ПОО неразрывно связаны технологически и технически либо размещены на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
План утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, издаваемым до 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки готовности. В плане указываются среди прочего сроки проведения оценки готовности, а также перечень ПОО организации (наименование и местонахождение).
Оценку готовности необходимо проводить на основании приказа (распоряжения), издаваемого не позднее чем за 20 рабочих дней до начала ее проведения. В приказе должны быть указаны:
-
наименование и местонахождение ПОО;
-
реквизиты решения руководителя организации о составе комиссии по проведению оценки, положении, компетенции и порядке работы комиссии;
-
основание проведения оценки готовности;
-
задачи КЧС и ОПБ или комиссии по ПУФ;
-
сроки проведения оценки готовности.
Приказ о проведении оценки готовности может издаваться в отношении нескольких ПОО организации, неразрывно связанных технологически и технически либо размещенных на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общий срок проведения оценки готовности должен быть не более 20 рабочих дней (с даты начала проведения оценки готовности и до даты составления акта по результатам ее проведения).
По результатам оценки готовности организация составляет акт оценки готовности. Срок его составления – не более 3 рабочих дней после проведения оценки. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении № 4 к Приказу. Акт составляется в одном экземпляре, его подписывают все члены комиссии и утверждает руководитель организации.
В акт коллегиальным решением комиссии, большинством голосов должны быть включены следующие выводы:
-
о готовности или неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС;
-
достаточности или недостаточности принимаемых организацией мер по защите населения и территорий от ЧС.
Вывод о готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС формируется при соблюдении комплекса мер, указанных в приложениях № 1, 2, 3 к Приказу.
Вывод о достаточности мер по защите населения формируется при отсутствии недостатков по результатам тренировок (учений), проведенных в течение года в области защиты населения и территорий от ЧС.
Если выводы окажутся противоположными, т. е. о неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС или о недостаточности мер, то в акте необходимо будет указать недостатки, которые следует устранить, а также сроки устранения недостатков (план мероприятий). Отметим, что в таких случаях Приказ не предусматривает каких-либо мер по приостановке или запрету эксплуатации ПОО.
Согласно Приказу руководитель организации, эксплуатирующей ПОО, должен установить правила организации учета ЧС и определения причин их возникновения на территории своей организации. Приказ регламентирует только 2 основных момента по их учету:
-
правила должны соответствовать критериям информации о ЧС природного и техногенного характера, которые утверждены приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429;
-
сведения по учитываемым ЧС должны обеспечивать полноту заполнения форм, предусмотренных Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11.01.2021 № 2.
Комплекс мер
Комплекс мер, предусмотренный Приказом, включает в себя далеко не новые обязательные требования к ПОО. Многие из них организации, эксплуатирующие ПОО, не первый год используют в своей деятельности. Например, меры, касающиеся разработки и утверждения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее – План ЧС) или создания собственных аварийно-спасательных служб либо заключения договоров на обслуживание ПОО с профессиональными аварийно-спасательными службами (далее – ПАСФ) и т. д.
Важно отметить, что к ПОО могут относится различные ОПО, к которым предъявляются аналогичные требования. К примеру, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны среди прочего заключать с ПАСФ договоры на обслуживание, а также планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (далее – План аварий). В связи с этим может возникнуть ряд вопросов: «В организации должно быть 2 плана? Какой план важнее учитывать при аварии на ОПО (он же ПОО)? Какой план выполнять в первую очередь – План аварий или План ЧС?» Ответим кратко. Все обязательные требования необходимо выполнять в полном объеме. Понятно, что лучше знать заранее порядок своих действий до наступления таких происшествий. Более того, для работников организации предусмотрен среди прочего инструктаж по действиям в ЧС. А организация, эксплуатирующая ОПО, обязана среди прочего обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.
В заключение добавим, что в настоящее время на территории Российской Федерации взято на учет 9747 ПОО. Количество организаций, эксплуатирующих ПОО, составляет более 6000 юридических лиц. Одна организация может эксплуатировать два ПОО и более (данные из сводного отчета к проекту 02/08/06-22/00128348). Эти организации должны обеспечить выполнение требований Приказа в полном объеме.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег.
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.