Гражданская оборона: актуальные вопросы (часть 3)

Гражданская оборона: актуальные вопросы (часть 3)

Рассмотрим поступающие вопросы по гражданской обороне (далее – ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций на предприятиях России. Все ответы на них подготовлены на основании консультаций, полученных в Институте развития МЧС России.

Предлагаем ознакомиться также с первой и второй частями статьи.

1. Разрабатывают ли собственные планы ГО организации, отнесенные к категории по ГО (по количеству работающих), но не продолжающие работу в военное время и не имеющие мобилизационного задания?

Да, разрабатывают.

Из информации, размещенной на сайте mchs.gov.ru, следует, что планы ГО разрабатывают организации, отнесенные в установленном порядке к категории по ГО. В свою очередь, организации, отнесенные к категориям по ГО, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек, и организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственные планы ГО не разрабатывают.

Кроме этого, форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований в области ГО, далее – чек лист), утвержденная приказом МЧС России от 04.02.2022 № 61, содержит контрольный вопрос: «Имеется у контролируемого лица согласованный план гражданской обороны (за исключением организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне)?». Перечень организаций разрабатывающих планы ГО определен без учета критериев отнесения к категориям по ГО, продолжения работы в военное время и наличия мобилизационного задания.

2. Каким образом организация может узнать о проведении очередного категорирования по ГО (проводимого 1 раз в 5 лет) и его результатах?

Через каждые 5 лет организация представляет информацию в уполномоченные органы для последующего уточнения перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, в том же порядке, в котором она ранее была отнесена к соответствующей категории.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по ГО (письмо МЧС России от 29.05.2020 № 11‑15‑1811). Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по ГО, необходимо обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

В случае неполучения информации об отнесении к категории по ГО необходимо направить запросы в федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию, государственную компанию, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится организация, а также в орган местного самоуправления по месту нахождения организации.

3. Является ли нарушением то, что на некатегорированном и не имеющем мобилизационного задания предприятии, имеющем косвенное отношение к гособоронзаказу в составе корпорации, не разработан план ГО, а также отсутствуют сооружения способные быть укрытием для наибольшей работающей смены организации (при этом проводится вводный и ежегодный инструктаж, на период общей мобилизации разработан и утвержден сметный расчет на простейшие укрытия)?

В чек-лист для проверки включены следующие вопросы:

  • наличие у контролируемого лица согласованного плана ГО (за исключением организаций, отнесенных к категориям по ГО, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организаций, не отнесенных к категориям по ГО);

  • создание (строительства) объектов ГО.

Согласно информации, размещенной на сайте mchs.gov.ru, организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок) определено, что укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по ГО, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по ГО, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что отсутствие плана ГО, а также сооружений, способных быть укрытием для наибольшей работающей смены в организации, не имеющей категории по ГО, не является нарушением действующего законодательства в области ГО.

4. Может ли выступать в качестве укрытия подвальное помещение или оно должно быть сначала оснащено? Как необходимо обозначить подвальное помещение для того, чтобы оно считалось укрытием? Какие еще требования предъявляются к укрытиям? Требуется ли издание приказа для обустройства укрытия в подвальном помещении (необходим образец)? Нужно ли вносить информацию об этом укрытии (подвальном помещении) в план ГО?

Заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены, для укрытия населения приспосабливаются под защитные сооружения (далее – ЗС) ГО в период мобилизации и в военное время (пункт 4 Порядка) либо в этих целях используются имеющиеся ЗС ГО. Для размещения укрытий следует использовать подвальные, цокольные и первые этажи зданий и сооружений различного назначения (пункт 4.3 СП 88.13330.2022). Создание объектов ГО осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы под объекты ГО, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка).

Обозначению подлежат все ЗС ГО (раздел 6.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583). Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается:

  • инвентарный номер сооружения;

  • принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т. д.);

  • места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц).

Поле знака должно быть белого цвета. Надписи – черного цвета. Высота букв – 3–5 см, ширина – 0,5–1,0 см. Маршруты движения к ЗС выбираются из расчета минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя: длина – 50 см, ширина – 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета ("Убежище" или "Укрытие") и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.

Кроме этого, к укрытиям предъявляются и другие требования. К примеру, к помещениям, приспосабливаемым под укрытия, заглубленным помещениям и сооружениям подземного пространства, предъявляют следующие требования:

  • наружные ограждающие конструкции зданий и сооружений должны обеспечивать необходимую защиту от фугасного и осколочного действий обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей;

  • проемы и отверстия в стенах должны быть подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия;

  • приточный воздух при естественной вентиляции укрытий малой вместимости, а также при механической вентиляции независимо от вместимости следует очищать от пыли.

Это лишь часть требований, предусмотренных СП 88.13330.2022 к укрытиям. В упомянутом своде правил также установлены требования к расчетам с учетом динамических нагрузок, к объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническим системам, электротехническим устройствам, средствам связи, противопожарные требования к ЗС ГО и другие требования. Кроме этого требования к ЗС ГО (включая укрытия) установлены и другими нормативными правовыми актами. Так, для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию, а при использовании ЗС ГО надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации (пункты 2 и 10 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575).

Что касается вопроса об издании приказа для обустройства подвального помещения в качестве укрытия, то Порядком такого требования не установлено. Информация об укрытии включается в план ГО.

5. Каким образом контролирующий орган должен убедиться в том, что у контролируемой организации отсутствует мобилизационное задание?

В соответствии с чек-листом наличие или отсутствие мобилизационного задания не входит в перечень проверяемых вопросов. В свою очередь МЧС России, включая его территориальные органы, не являются органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Вместе с тем Порядком определено, что убежища создаются, в том числе для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) и отнесенной к категории особой важности по ГО, независимо от места ее расположения. При осуществлении федерального государственного надзора в области ГО одним из контрольных вопросов является пункт: «Осуществляется контролируемым лицом: создание (строительство) объектов ГО» (пункт 7.3 чек-листа). Из чего следует, что для установления обязанности организации создавать (строить) убежище инспектор должен иметь информацию о наличии/отсутствии у контролируемого лица мобилизационного задания (заказа).

В таком случае инспектор в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области ГО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1007, может запросить у контролируемого лица (организации, работающей в военное время и отнесенной к категории особой важности по ГО) эту информацию.

Теги статьи: ГО и ЧС, Проверки

Написать комментарий

Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.