Мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики: как уточнили федеральные нормы и правила?
С 1 сентября 2024 года вступят в силу изменения, внесенные приказом от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений <…>» (далее – изменения) в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее соответственно – ФНП, ОПО, ПС), утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461. Предлагаем вкратце рассмотреть их. Все выводы в статье содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.
Область распространения ФНП
Согласно изменениям из сферы применения ФНП исключаются ПС, которые в настоящее время не подлежат учету в Ростехнадзоре. Перечень ПС, используемых на объектах, на которые не распространяются требования ФНП по обеспечению безопасности на этих объектах (пункт 3 ФНП), дополнен следующими ПС:
-
краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые:
-
с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;
-
дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
-
краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
-
краны стрелового типа с постоянным вылетом или не оборудованные механизмом поворота;
-
переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
-
ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
-
краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
-
электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;
-
краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т или с грузовым моментом до 4 т • м включительно;
-
грузовые строительные подъемники;
-
мостовые краны-штабелеры;
-
краны-трубоукладчики.
Важно отметить, что мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики перечислены как в пункте 3 «х», «ц» ФНП, так и пункте 2 «б», «в» ФНП соответственно. Напомним, что пунктом 2 ФНП определено, что установленные в ФНП требования распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются определенные ПС, включая мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, и оборудование, используемое совместно с ПС. Таким образом, указанные грузоподъемные краны одновременно включены регулятором в оба пункта ФНП (пункты 2 и 3 ФНП), регламентирующих сферу их применения.
При этом изменения не затронули различные требования ФНП к установке и производству работ грузоподъемных кранов указанных типов (для кранов-трубоукладчиков это пункты 171, 176, 217 «д», 262 «в» ФНП, а для мостовых кранов-штабелеров это пункты 104 «г», «ж» ФНП). Что косвенно говорит о том, что ФНП распространяет свои требования на мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики. Получается, что в случае, если эти краны эксплуатируются на ОПО, то на них ФНП действуют, но если они эксплуатируются на объектах, не отнесенных к категории ОПО, тогда эти требования уже не применимы. Таким образом, все будет зависеть от того, зарегистрирован ли объект в качестве ОПО, на котором они будут применяться, или нет, а точнее от проверки территориальными органами Ростехнадзора правильности проведенной эксплуатирующей организацией идентификации объектов (определенной площадки производства), на которых будут эксплуатироваться различные ПС, в том числе мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, проводимой при осуществлении его регистрации в государственном реестре ОПО.
Кроме этого, изменениями исключен пункт 143 ФНП, согласно которому регистрации в качестве ОПО подлежат объекты на которых эксплуатируются ПС, подлежащие учету в Ростехнадзоре (других силовых ведомствах и Госкорпорации «Росатом»), на которые распространяются ФНП. С момента вступления в силу изменений указанные требования пункта 143 ФНП не будут учитываться эксплуатирующей организацией при осуществлении идентификации ОПО, необходимой для целей их регистрации в государственном реестре ОПО.
Понятно, что для целей идентификации ПС и регистрации ОПО в государственном реестре ОПО предприятия, предполагающие их эксплуатацию, будут также исходить по‑прежнему:
-
из критериев идентификации, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116‑ФЗ);
-
Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 137;
-
Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020;
-
норм Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, с учетом того, что процедура учета ПС из ФНП исключена.
Учет технических устройств
Как известно, первоисточником требований по учету в федеральных органах исполнительной власти технических устройств (грузоподъемных кранов и оборудования, работающего под избыточным давлением), применяемых на ОПО, выступают соответствующие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, хотя эта норма и не регламентирована Федеральным законом № 116‑ФЗ. Для объектов котлонадзора, в составе которых эксплуатируется оборудование, работающее под избыточным давлением, нормы по их учету действуют, при этом из ФНП исключены обязательные требования:
-
по учету (снятию с учета) ПС различными федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности и Госкорпорацией «Росатом» (пункты 143–145 ФНП);
-
по снятию с учета кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, при их переводе на дистанционное управление (радиоуправление), при условии демонтажа кабины управления (пункт 58 ФНП);
-
по проведению экспертизы промышленной безопасности только ПС, подлежащих учету;
-
исключающие проведение экспертизы промышленной безопасности для ПС, не подлежащих учету (пункт 258 ФНП).
Одновременно с этим, ряд пунктов ФНП в этой части уточнен. В частности, согласно изменениям раздел «Пуск ПС в работу и постановка на учет» переименован в «Пуск ПС в работу». Учетный номер территориального органа Ростехнадзора на табличку ПС наносить будет не нужно. Она должна будет содержать лишь номер ПС, паспортную грузоподъемность и даты следующего полного и частичного технического освидетельствований (пункт 121 ФНП). Кроме этого, актом монтажа ПС не нужно будет подтверждать, что оно допущено к постановке на учет. В свою очередь ответственный за осуществление производственного контроля будет в установленных случаях принимать решение о пуске в работу ПС (с записью в паспорте ПС), но уже без постановки ПС на учет.
Подводя итог, можно констатировать, что к эксплуатирующим ПС организациям надзорными организациями не будут предъявляться требования ФНП по их учету, что, бесспорно, снижает нагрузку на бизнес. При этом для объектов котлонадзора требования по учету технических устройств в Ростехнадзоре по‑прежнему продолжают действовать.
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!
Вы не можете просматривать комментарии, так как в вашем браузере по какой-то причине не работает javascript.