26 июня 2024 года консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» провела вебинар на тему «Применение компьютерных тренажеров при обучении безопасным методам и приемам выполнения работ». Ведущими онлайн-встречи, в рамках которой состоялась презентация компьютерных тренажеров, стали заместитель руководителя компании по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко и ведущий специалист-методист Владислав Домбик.
«Сложился своего рода стереотип о том, что тренажер необходим в качестве замены практической части обучения, – рассказывал Ярослав Грищенко, обращаясь к участникам вебинара. – Сейчас на экране вы видите два пункта постановления № 2464, в котором говорится, что какая-то часть этих программ должна быть посвящена практическому обучению. Всех с самого начала смутила фраза: "Практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения и наглядных пособий". Вот это утверждение взбудоражило профессиональных разработчиков контента по охране труда, которые сразу стали акцентировать на этом внимание, уточняя, что можно применять компьютерные тренажеры в качестве практического обучения. И действительно, это мнение во многом было небезосновательным, потому что терминология, касающаяся технических средств обучения, применяется и раскрывается только в ГОСТ Р 53626-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения". Технические средства обучения (ТСО) могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе. По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации и контроля знаний, тренажеры, технические средства обучения и самообучения, вспомогательные и комбинированные. Казалось бы, вот оно, все сошлось: постановление № 2464 говорит нам о том, что можно использовать технические средства. Но есть одно но: этой логики не придерживается наш регулятор – Минтруд России. На сегодняшний день нет правоприменительной практики, при которой либо инспекция по труду, либо сам Минтруд с каких-либо площадок сказали бы, что можно заменить свое обучение компьютерными тренажерами. Раз Минтруд, будучи регулятором, этого не сказал, значит, логика, которая закладывалась регулятором при разработке порядка обучения, при разработке постановления № 2464, изначально не предполагала такого подхода. Скорее всего, под ТСО подразумевались манекены для отработки навыков оказания первой помощи, какие-то физические тренажеры – допустим, имитация сварочного аппарата. Поэтому на сегодняшний день полностью заменить тренажерами практическую часть обучения, скорее всего, нелегитимно и так делать нельзя».
Для чего же все-таки нужны тренажеры? Ведь для теоретической части у нас есть слайдовые курсы и тестовые задания для проверки знаний. Поясняем: тренажеры – это уникальное вспомогательное средство обучения, помогающее закреплять теоретические знания практическими демонстрациями. Мы рекомендуем вписать тренажеры в профиль и применять их именно в процессе обучения, а после проходить проверку знаний, завершать обучение и переходить к практической части.
Одно из базовых условий успешного обучения взрослых – привязка новых знаний к реальной жизни. Получая знания, взрослый человек должен понимать, как и где он будет их использовать, иначе эти знания ему неинтересны. Компьютерный тренажер дает возможность уже в процессе получения новых знаний увидеть, как они будут применяться в работе и в чем их необходимость.
Соединение теоретических знаний с практическими навыками позволяет лучше запомнить алгоритмы и последовательность действий через их привязку к когнитивным визуальным якорям. Новые знания в буквальном смысле визуализируются и остаются в долгосрочной памяти обучающихся.
Полезными функциями компьютерного тренажера являются его вариативность и разветвленность, позволяющие менять условия выполнения работ и их допустимую последовательность. При этом каждая смена условий стимулирует мозг, возвращая нас из достигнутой стадии осознанной компетентности в стадию осознанной некомпетентности. И лишь вариативные тренировки могут устранить эти когнитивные качели.
Одно из важнейших условий успешного обучения взрослого человека – удовлетворение его любопытства, т. е. возможность увидеть последствия сознательно совершенного неверного действия. Практические занятия на полигоне или в учебном классе не дают возможности сымитировать, например, взрыв, пожар или разрушение оборудования. Компьютерные тренажеры в полной мере позволяют это сделать и продемонстрировать то, о чем не расскажешь на занятиях. Современному человеку лучше один раз увидеть последствия, чтобы понять важность безопасного выполнения работы.
Формирование умений и навыков безопасного выполнения работ.
Интерактивность и свобода принятия решений пользователем/обучающимся.
Имитация реалистичного рабочего процесса.
Вариативность.
Демонстрация последствий неверных действий.
Безопасность.
Если говорить о тренажерах, которые представляет КГ «ТЕРМИКА», то условно их можно поделить на два типа: компьютерные имитационные тренажеры (КИТ) и компьютерные ситуационные тренажеры (КоСТ). КИТ мы предлагаем использовать для программы В (безопасные методы выполнения работ), а КоСТ – для отработки навыков по программе Б (безопасное выполнение работ и воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов).
Погружение в атмосферу производственной среды, рабочих операций и процессов от этапа подготовки до получения конечного результата.
Отработка правильной последовательности действий при выполнении работ.
Формирование навыка принятия решений при выполнении задач.
Эмоциональная подготовка работника к выполнению задач, которые будут стоять перед ним в реальном производственном процессе.
«Если говорить об эмоциональной подготовке работника, то стоит обратить внимание на то, что мы постоянно подразумеваем опытных работников, которые по умолчанию работают много лет. Однако, во-первых, мы можем готовить работника к каким-то новым, непривычным для него работам, во-вторых, к каким-то новым, неизвестным ему условиям, и, наконец, мы можем готовить вновь принятых работников. Это эмоциональная подготовка к тому, что работнику действительно придется выполнять», – рассказывает Ярослав Грищенко.
Применение новых знаний, полученных в теоретической части обучения.
Представление о производственных процессах за пределами операции, которой работник непосредственно занят, понимание взаимосвязи между рабочими задачами.
Формирование навыка многоступенчатого, многоуровневого решения рабочих задач безопасными методами.
«Ситуационные тренажеры создают определенные ситуации, и необязательно нештатные. Наоборот, тренажер должен показывать штатные ситуации, для которых необходимо применение знаний, – поясняет Ярослав Грищенко. – Первое задание, которое предлагается выполнить работнику, – это определить те вредные и опасные факторы, которые на него воздействуют, второе – вспомнить, как же защититься от этих факторов. В контексте программы обучения Б это наиболее важно, потому что до сих пор не каждый учебный центр знает, как обучать по программе Б, что рассказывать об этих факторах, ведь у каждого на рабочем месте они разные, давать общие понятия или же делать под каждого работника и профессию отдельную программу. Наш тренажер научит определять вредные и опасные факторы, которые он воссоздает, и защищаться от этих факторов. Разумеется, у вас проскользнула мысль: сколько же тогда тренажеров необходимо, ведь у всех и рабочие места, и условия разные. В этом случае конкретность совершенно не важна. Дело в том, что программа Б – это не инструктаж, а обучение, получение новых теоретических знаний. Но никакие знания не нужны без навыков. Какими навыками должен обладать работник после прохождения обучения по программе Б? Он должен уметь распознавать источник опасности и выявлять вредные и опасные факторы. Соответственно, если работника этому учили и после обучения он научился это делать, то ему все равно, на примере какого рабочего места эти факторы выявлять, потому что он будет понимать принцип. И на самом деле не лишено смысла, допустим, сварщику дать ситуационные тренажеры по земляным работам, попросив определить вредные факторы и источники опасности. Здесь не работает заявление "я не занимаюсь земляными работами", понятно, не занимаешься, но мы в процессе обучения попытались дать тебе принцип, дали концепцию, общие представления о том, что такое факторы (почему они опасны, почему вредны, какие бывают источники и как от них защищаться). Нет ничего лучше, чем такой тренажер, который воссоздает среду, незнакомую нашему обучающемуся».
Во время вебинара состоялась демонстрация имитационного и ситуационного тренажеров. Ведущий специалист-методист Владислав Домбик – один из разработчиков этих тренажеров – в прямом эфире комментировал происходящее на экране, поясняя особенности и основные принципы, реализованные в тренажерах.
Напоминаем, что оперативно получить информацию вы можете в наших телеграм-каналах «ОЛИМПОКС» (https://t.me/olimpoksclub) и «Записки андрагога» (https://t.me/anernotes), а посмотреть полную видеозапись вебинара и презентацию тренажеров, проведенную докладчиком, вы можете на странице: https://olimpoks.ru/old/oks/forum/club-olimpoks.php.
Резюмируем вышесказанное: тренажеры не являются заменой традиционного практического обучения, они предназначены для повышения его эффективности. Важно понимать, что не любой электронный курс – это тренажер; при выборе вспомогательного продукта для организации практического обучения заказчику нужно быть очень внимательным. Тренажер должен не просто визуализировать производственные процессы, не просто информировать о производственных требованиях, но побуждать к анализу и правильным действиям. Формирование навыков и умений – вот цель практического обучения, и только тот электронный курс, который обеспечивает достижение этой задачи, может по праву называться тренажером.