С 1 сентября 2024 года признаются утратившими силу Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804дсп (далее – постановление № 804). С этой даты вступят в силу Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 546 (далее – новые Правила). Предлагаем краткий обзор их требований.
На документах, а иногда и на их проектах (когда они содержат служебную информацию для ограниченного распространения) проставляется пометка «Для служебного пользования» (ДСП). Напомним, что к такой информации относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Именно такую пометку имеют действующая редакция постановления № 804, а также методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденные заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. П. Чуприяном от 11.11.2016 № 2-4-71-69-11дсп. В правовых системах (открытом доступе) таких документов не найти. Там можно найти разъяснения отдельных требований этих нормативных правовых актов, к примеру письмо МЧС России от 29.05.2020 № 11-15-1811 «Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне».
Предполагаем, что именно поэтому правоприменительная практика свидетельствует о трудностях при проведении процедуры категорирования организаций как для самих организаций, так и для органов государственной власти, осуществляющих эту процедуру. Постановление № 804, являясь документом ограниченного распространения, не позволяет в полной мере организовать работу по отнесению организаций всех видов собственности к категориям по гражданской обороне (далее – ГО), поскольку возникают сложности в доведении до организаций требований к процедуре.
Ограничение в распространении новых Правил (пометка ДСП) не требуется, поскольку они устанавливают общий организационно-процедурный порядок отнесения организаций к категориям по ГО и не содержат сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа. Таким образом, новые Правила носят открытый характер.
Учитывая, что постановление № 804 содержит информацию конфиденциального характера, сравнивать его с новыми Правилами не будем. При этом справедливости ради добавим, что при подготовке проекта новых Правил в пояснительной записке к ним отмечено, что проектом вводятся ранее установленные обязательные требования, которые в настоящее время определены нормативным правовым актом ограниченного распространения – постановлением № 804, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также не вводятся дополнительные обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
С 1 сентября 2024 года отнесению к категориям по ГО (категория особой важности; первая и вторая категории) подлежат:
Организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение. Определения этих организаций приведены в пункте 2 новых Правил. Среди прочих к ним относятся организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – реестр ОПК). Напомним, что актуальный перечень организаций, включенных в реестр ОПК, утвержден приказом Минпромторга России от 18.05.2022 № 1981. Основания для включения организаций в реестр ОПК установлены пунктом 2 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса». Таким критерием является, например, наличие у организации на праве собственности или ином законном основании обособленного имущества, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированных кадров для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или осуществляющие выполнение мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами экономики, на основе договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. К ним относятся организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и (или) ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и (или) высокой опасности, опасные производственные объекты (далее – ОПО) I и II классов опасности (есть исключения), последствия аварий на которых могут угрожать жизни и причинять вред здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов, за пределами их территорий. К примеру, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, составляет около 70 000, а количество действующих ОПО составляет 178 609 объектов, из них ОПО I класса опасности – 2120 объектов, а ОПО II класса опасности – 7760 объектов (данные пояснительной записки к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», ID проекта: 02/07/07-22/00129343).
Организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. К ним относятся организации, в собственности, владении или пользовании которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации (далее – особо ценные объекты) и культурные ценности, являющиеся музейными предметами и коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, или отнесенные к книжным памятникам. Напомним, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов, депозитарием которого является Министерство культуры Российской Федерации. К особо ценным объектам относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие материальную, интеллектуальную и художественную ценность эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Таким образом, исходя из задач ГО, определенных Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», крупные дома культуры либо музеи, которые имеют такие объекты, также могут быть отнесены к категории по ГО.
Важно отметить, что если организация может быть отнесена к разным категориям по ГО, то для нее устанавливается наиболее высокая категория.
Отнесение организаций к категориям по ГО производится в соответствии с показателями, установленными МЧС России. Приказом МЧС России от 16.08.2016 № 632, который также имеет пометку ДСП, утверждены показатели отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Согласно новым Правилам, кроме утверждения показателей, МЧС России:
осуществляет методическое руководство отнесением организаций к категориям по ГО, координирует и контролирует этот процесс;
согласовывает предложения, вносимые в перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО;
проверяет правильность отнесения организаций к категориям по ГО в соответствии с утвержденными показателями;
согласовывает перечни организаций, отнесенных к категориям по ГО.
Новыми Правилами определены сроки реализации мероприятий по категорированию организаций по ГО различными организациями, федеральными органами и государственными компаниями. При наличии у организаций, соответствующих утвержденным критериям, территориально обособленных подразделений, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места, категория по ГО устанавливается для организации в целом с учетом любых обособленных подразделений организации вне зависимости от их местоположения.
В процедурном плане новые Правила предусматривают, что руководителям организаций, которые подлежат отнесению к категориям по ГО, необходимо до 1 ноября 2024 года направить предложения, которые будут внесены в перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, в вышестоящие органы, а именно:
в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные государственные органы, государственные компании, исполнительные органы субъектов Российской Федерации (далее соответственно – ФОИВ, иные ФГО, ГК, исполнительный орган региона), органы публичной власти федеральной территории или органы местного самоуправления (далее – органы МСУ). В эти органы, ГК организации, подведомственные им либо находящиеся в их ведении, направляют свои предложения. Уточним, что речь идет об организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют эти органы, ГК, либо организациях, осуществляющих свою деятельность в отраслях (сферах управления), регулируемых этими органами, ГК соответственно;
в органы МСУ, осуществляющие свою деятельность в пределах территории, на которой расположены организации. В эти органы свои предложения направляют остальные организации (далее – предприятия), которые также соответствуют одному из перечисленных критериев, установленных новыми Правилами.
Направлять предложения следует по форме, определенной в приложении № 1 к новым Правилам. В этой форме под общей численностью работающих понимается численность работающих в организации согласно штатному расписанию. Наибольшая работающая смена – это максимальная по численности работающая смена организации. При этом код организации – это буквенно-цифровое обозначение качественных и количественных показателей для отнесения организаций к категориям по ГО по видам их экономической деятельности. Предложения необходимо направлять в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП), либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В свою очередь, до 1 декабря 2024 года в исполнительный орган региона должны поступить предложения от органов публичной власти федеральных территорий и органов МСУ (в отношении предприятий, а также организаций, подведомственных этим органам публичной власти федеральных территорий и органам МСУ). Эти предложения необходимо оформлять по форме, определенной в приложении № 2 к новым Правилам. Важно отметить, что предложения должны быть согласованы руководителем территориального органа МЧС России. Также их можно направить в форме электронного документа, подписанного УКЭП, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При этом исполнительный орган региона, а также ФОИВ, иные ФГО и ГК до 1 января 2025 года направляют на согласование в МЧС России перечень организаций. Форма перечня (приложение № 3 к новым Правилам) предполагает его согласование на уровне заместителя Министра. Кроме этого, новые Правила регламентируют порядок уточнения перечней, в случае если при согласовании были выявлены ошибки либо несоответствие показателей и присвоенной организации категории по ГО. На доработку перечня с учетом новых Правил дается 60 календарных дней.
После согласования в МЧС России:
перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, подведомственных исполнительному органу региона и органам МСУ, а также предприятий утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (его заместителем). Это должностное лицо направляет выписки об этих организациях из перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также из перечней организаций, отнесенных к категории по ГО, утвержденных ФОИВ (ФГО, ГК), в орган МСУ и соответствующий территориальный орган МЧС России;
перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, подведомственных соответствующему органу, ГК либо находящихся в их ведении, утверждается руководителем (либо его заместителем) данного органа, ГК. Эти органы, ГК:
1) представляют в МЧС России перечни организаций, отнесенных к категориям по ГО;
2) направляют выписки из перечня в исполнительные органы регионов, на территории которых находятся эти организации;
3) направляют информацию (в произвольной форме) соответствующим организациям об отнесении их к категориям по ГО. Таким образом, в срок не позднее 1 месяца после утверждения перечня каждая организация получит информацию о присвоении ей категории.
Очевидно, что в случае изменения показателей необходимо будет пересмотреть категории по ГО. И здесь новые Правила предполагают направление предложений о внесении изменений в сведения, содержащиеся в соответствующем перечне организаций, отнесенных к категориям по ГО, в месячный срок. Но в общем случае перечень организаций, которые отнесли к категориям по ГО, подлежит уточнению с периодичностью не реже 1 раза в 6 лет. Порядок уточнения тот же, что и отнесение организаций к категориям по ГО.
В заключение отметим, что все перечисленные формы предложений и сам перечень предполагают проставление на них грифа секретности.
Кроме того, даже если организации не присвоена категория по ГО, это не освобождает ее от выполнения задач по ГО, которые стоят даже для некатегорированных организаций, включая среди прочего организацию и проведение вводного инструктажа по ГО (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подпункт «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области ГО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, пунктом 7 Положения о ГО в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, и пунктом 16.1 Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687).
Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!