Настало время по полочкам разобрать тот самый предсменный инструктаж, о котором так много говорилось нашими сотрудниками на ВНОТ. По сути своей это дополнительный режим работы и связанный с ним новый функционал, появившиеся в уже известной системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж».
Начнем с такого важного вопроса, как нормативное обоснование. В российском законодательстве ничего не сказано о проведении предсменных инструктажей. Соответственно, подобные обучающие мероприятия допустимы, но не обязательны с точки зрения закона. Однако ряд компаний сейчас проводит предсменные инструктажи по собственной инициативе, и на то есть свои причины.
Во-первых, работник, привыкая трудиться в условиях повышенной опасности, теряет бдительность, что может привести к фатальным последствиям. Во-вторых, приближаясь к «контрольной точке» – окончанию смены, выполнению плана, последнему рабочему дню перед отпуском – сотрудник склонен все больше фокусироваться на достижении цели и все меньше внимания уделять рискам. В-третьих, любой человек со временем забывает некоторую часть получаемой им информации, если она не используется постоянно или не подлежит непрерывному изучению, и, к сожалению, информация из инструктажей не является исключением.
Поэтому некоторые компании приняли для себя решение проводить небольшие инструктажи перед выходом рабочих на смену. Это позволяет постоянно напоминать работникам о правилах безопасности и о том, что их работа связана с опасными производственными объектами, а также день за днем выстраивать прочный фундамент знаний, которые обновляются и закрепляются непрерывно. Но об этом чуть позже.
Действительно предполагается, что в подразделениях данные инструктажи будут проходить каждый день перед каждой сменой. Однако если речь идет о проведении инструктажа с использованием соответствующего функционала «ОЛИМПОКС:Инструктаж», это не значит, что каждый сотрудник будет ежедневно перед началом работ уделять время системе. Для экономии времени работников и скорейшего начала смены разработан особый механизм и сценарий использования программного продукта.
По сценарию каждый день инструктаж могут пройти ограниченное число работников (к примеру, до 5 или 10 человек). Представим, что у нас есть подразделение на 40 человек. Перед сменой они по одному подходят к терминалу, на котором установлена система, находят свое имя в списке и отвечают на три коротких вопроса по темам охраны труда. Если все ответы верны, система засчитывает инструктаж, и к терминалу подходит следующий работник. Если какой-то из ответов неверен, система дает ознакомиться с коротким текстом помощи и ответить повторно.
Процедура предсменного инструктажа проводится до тех пор, пока работник не даст правильные ответы на все вопросы
Так отвечают пять человек, после чего инструктаж за эту смену у подразделения считается пройденным. Остальные сотрудники отправляются работать. На следующий день ситуация повторяется, но те, кто прошел инструктаж день назад, не найдут себя в списке имен еще в течение нескольких смен.
Если все будет проходить по плану, то за две рабочих недели все в подразделении из 40 человек хотя бы по одному разу, а некоторые – и дважды, пройдут предсменный инструктаж. Но что будет, если один из сотрудников заболеет, трое уйдут в отпуск, а ещё одного нового примут на работу? Новичок, как не проходивший предсменный инструктаж ни разу, после регистрации в системе сразу окажется первым в очереди на прохождение. А сотрудники, которые не появляются на работе несколько дней, со временем также переместятся в верхние строки очереди, чтобы по возвращении без труда найти себя в списке и пройти инструктаж.
По плану процедура прохождения предсменного инструктажа в системе занимает не более 5–7 минут. Что в них входит?
Сначала работник выбирает свое подразделение (бригаду), затем находит себя в списке сотрудников (по Ф.И.О. или табельному номеру). В качестве альтернативного варианта возможна авторизация с использованием пластиковых карт, считываемых терминалом (данный функционал появился в системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж» в 2018 году).
За авторизацией следует фотофиксация. Веб-камера, встроенная в терминал или подключенная к компьютеру для инструктажей, автоматически фотографирует работника перед экраном. Это нужно, чтобы мастер удостоверился в личности проходящего инструктаж. Кроме того, фотофиксация, как показала практика, способствует более серьезному отношению работников к подобным мероприятиям.
Далее работник отвечает на три вопроса (число может быть и другим). Они представлены в виде короткой группы тестовых заданий закрытого типа. В ходе тестирования на мониторе отображается индикаторная шкала, по которой работник может проверить правильность своих ответов. Зеленый цвет – правильный ответ, красный – неправильный.
После верных ответов на три вопроса система засчитывает пройденный инструктаж, после неверных – предлагает ознакомиться с короткой подсказкой и повторить инструктаж. При повторении вопросы и варианты ответов к ним перемешиваются, чтобы сотрудник не просто выбрал «не то, что нажал минуту назад», а прочел вопрос с вариантами заново и применил сведения из подсказки. Инструктаж завершается автоматически, когда не остается вопросов, на которые был дан ошибочный ответ. Система вновь отображает главный экран для того, чтобы следующий работник смог без труда авторизоваться и начать отвечать.
Мы выяснили, как выглядит процесс с точки зрения обычного рабочего. А что получает с новым функционалом ответственный за проведение инструктажей, мастер? Помимо автоматически формируемого графика, не требующего ручного вмешательства ни в одном из случаев, кроме прибытия на работу новых сотрудников, перехода в другое подразделение уже зачисленных в штат или увольнения, ответственный получает еще один важный инструмент. Это алгоритм сбора и оценки статистических данных.
Каждого сотрудника система оценивает по трем критериям: количеству пройденных инструктажей, числу допущенных ошибок и количеству попыток сдачи. Похожим образом оцениваются и инструкции (или иные документы), по которым формируются вопросы. Имеет значение, как часто сотрудники проходили инструктаж по каждой инструкции, сколько ошибок было допущено и в каком именно вопросе. По истечении нескольких недель ответственный специалист может получить довольно достоверную статистику, которая показывает, кто из работников преуспел в освоении материала, а кто оказался в аутсайдерах, а также какие документы и вопросы представляют наибольшую сложность для изучения. Эти данные нужны не для отчетов перед руководством или наказания «нерадивых» сотрудников, а для того, чтобы понять, на что в первую очередь обратить внимание при планировании будущих обучающих мероприятий и с кем из персонала стоит поработать дополнительно.
Система «рейтинга» позволяет понять, кому из работников требуются дополнительные мероприятия по обучению
Несмотря на свою «молодость», новый функционал «ОЛИМПОКС:Инструктаж» уже получил отличные рекомендации от пользователей.
Вот чего удалось достичь компаниям, внедрившим автоматизированный предсменный инструктаж (приведенные ниже сведения основаны на данных, предоставленных компанией АО «Красноярский речной порт» из структуры АО «Енисейское речное пароходство»):
Остается добавить, что механизм предсменного инструктажа как одну из реализаций принципа микрообучения (набирающего популярность в настоящее время) можно использовать не только для ознакомления работников с инструкциями по охране труда или различным направлениям безопасности. Любая область, требующая дозированного изучения и проверки знаний в динамике, может быть адаптирована под данный инструмент с помощью «ОЛИМПОКС:Редактор» силами специалистов компании-пользователя.