Обучение руководителей и специалистов в рамках ДПО в сфере промышленной безопасности имеет несколько особенностей, не столь характерных для других направлений повышения квалификации, но которые необходимо учитывать при подготовке методических материалов.
Во-первых, речь идет, как правило, об обучении взрослых, состоявшихся специалистов в области промышленной безопасности, которыми попытка чему-то их обучить может быть воспринята как сомнение в их опыте и компетенции. «Сесть за парту» (даже удаленно, в режиме самостоятельной подготовки) для работников, наделенных полномочиями и ответственностью за безопасность производственных объектов предприятия и жизни людей, означает «потерять время на повторение азов», вернуться к тому, что, по их мнению, давно пройдено и на чем строится их повседневная работа.
Попытка обучения может быть воспринята специалистом как сомнение в его опыте и компетенции.
Во-вторых, сами подходы, даже самые современные, применяемые для обучения в рамках повышения квалификации (дистанционное обучение, электронные курсы, элементы интерактивности и прочее), не работают в полной мере, когда речь идет об изучении требований промышленной безопасности. Эти требования закреплены в сухих и четко сформулированных нормативно-правовых документах, с которыми приходится каждый день работать, а повышение квалификации для специалиста сводится к изучению новелл законодательства и определению степени их нормативного воздействия на конкретное производство.
Таким образом, решение методических проблем, связанных с интеграцией руководителей и специалистов в области промышленной безопасности в образовательный процесс, сводится к изменению методических подходов и, самое главное, отношения к этому процессу организаторов обучения. Необходимо отказаться от попытки навязать некий обязательный объем учебного материала обучаемому и позволить ему самому понять текущий уровень своих знаний, дав возможность после этого максимально привычным способом получить новую информацию.
Необходимо позволить обучаемому самому понять текущий уровень своих знаний.
Именно такие подходы используются в линейке обучающих продуктов «ОКС:ДПО», в частности в программно-методических комплектах курсов по промышленной безопасности.
Каждый программно-методический комплект состоит из курсов, включающих в себя обучающий и тестирующий модули, и соответствует тематическому плану одной из программ ТПП. Изучение каждого курса программы начинается с короткого входного тестирования для определения стартового уровня знаний обучаемого. Тестовые задания подобраны максимально сложные, ориентированные на малоизвестные тонкости законодательства в области промышленной безопасности. Несмотря на то, что результаты входного тестирования не фиксируются в системе, они выполняют свою главную роль – дают понять обучаемому, что одного производственного опыта и базовых знаний не достаточно, необходимо освоить новые, и сделать это можно посредством предлагаемых курсов.
Результаты входного тестирования дают понять: необходимо освоить новые знания.
Работа над курсом состоит в последовательном изучении всех его тем, состоящих из мультимедийного обучающего модуля, прохождение которого фиксирует система, и набора тестовых заданий по курсу для промежуточной оценки уровня полученных знаний. После прохождения всех курсов обучаемому предлагается итоговое тестирование, включающее в себя тесты по всем курсам программы.
Пример результата входного тестирования по курсу ПБ 1549.5 Комплекта I «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»
Учитывая описанные выше проблемы восприятия специалистами процесса обучения, необходимо подробнее остановиться на содержании мультимедийных модулей и их концепции.
При всей цифровизации нашей повседневной жизни и набирающем популярность электронном документообороте наиболее эффективным способом работы с нормативными документами является их изучение в бумажном виде с карандашом или маркером в руке. Так уж устроен человеческий мозг, что нам важно видеть текст целиком, работать с ним, выделять важные фрагменты и делать пометки на полях.
Самый эффективный способ работы с документом – изучение с карандашом или маркером.
Такая техника работы с документом позволяет не только мысленно структурировать текст, облегчая его восприятие и запоминание, но и при необходимости быстро находить важные места в нем. При системном применении таких техник и сопровождении текста простыми графическими элементами (графики, диаграммы, зависимости и пр.) любой, даже самый сложный текст может быть превращен в мнемонический (ассоциативно-визуализированный) конспект, позволяющий при одном взгляде на него восстановить в памяти большую часть информации либо быстро найти интересующий фрагмент.
Фрагмент обучающего модуля по курсу ПБ 1549.5 Комплекта I «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»
К мнемоническим инструментам можно отнести:
Самый сложный текст может быть превращен в мнемонический конспект.
Система пометок не обязательно должна быть индивидуальна и понятна одному автору, она должна быть понятна и человеку, изучающему документ. В специальной литературе и интернет-публикациях можно встретить рекомендации по системному подходу к пометкам на полях – разделять информацию на новую и уже известную, выделять по-своему строгие определения и пространные размышления и т. д. Это свидетельствует об универсальности подхода и разнонаправленности его применения. Если пометки одного автора строго систематизированы и понятны, то ими может пользоваться широкий круг читателей. Ознакомление с документом облегчается и ускоряется, если он предварительно был снабжен систематизированными пометками и мнемоническими рисунками.
Фрагмент обучающего модуля по курсу ПБ 1552.2 Комплекта I «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»
Более того, в технике работы с пометками на полях, подразумевающей только их считывание, теряет значение носитель, на котором изучается документ, а значит, такая техника становится применимой для электронных источников информации и может быть названа техникой продуктивного изучения электронного документа.
Ознакомление с документом ускоряется, если он снабжен пометками и рисунками.
Такая техника была впервые применена в обучающих модулях электронных комплектов «ОКС:ДПО», предназначенных для вдумчивого профессионального обучения путем продуктивного изучения выдержек из нормативных документов в рамках программы ДПО по промышленной безопасности. Теперь у специалистов, дорожащих своим временем и накопленными знаниями, есть возможность повышать свою квалификацию так, как того требует жизнь – быстро и продуктивно работать с первоисточниками, а не с их пересказом.
Фрагмент обучающего модуля по курсу ПБ 1552.2 Комплекта I «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»
В отличие от впервые используемой системы пометок, инфографика является часто встречающимся компонентом обучающих продуктов КГ «ТЕРМИКА». Стоит отметить, что ее роль в методических материалах, составленных непосредственно из первоисточников – выдержек из нормативных актов, – более высока, нежели в материалах, содержащих переработанный текст. Так, если обучающий материал написан доступным языком и в удобном формате, например в виде кратких правил безопасности, наличие инфографики в тексте – это дополнительный стимул для лучшего усвоения и запоминания информации. Другое дело – обучающие модули «ОКС:ДПО», сложенные исключительно из фрагментов документов в виде единого текста с целью передачи работникам информации о требованиях безопасности «из первых уст». В таком случае инфографика является незаменимым средством облегчения восприятия, усвоения и запоминания учебного материала, как правило, написанного в официально-деловом стиле с присущими ему сложными предложениями, технологической лексикой и клише.
Инфографика в обучающих модулях «ОКС:ДПО» представлена в виде схем, диаграмм и иллюстраций. Это наглядное представление учебной информации с четкой и логичной структурой, без лишних элементов, не несущих смысловой нагрузки. Также это инструменты верного донесения сути требований безопасности до работников в правильной последовательности. Они являются своеобразными визуальными сигналами, позволяющими работникам осознать и прочувствовать сухие факты из документов. Таким образом, инфографика способствует облегчению изучения материала и его упрощению, благодаря чему повышается мотивация работников к обучению в области ДПО.
Инфографика помогает быстро освоить документ и подогревает интерес к обучению.
Наличие векторных изображений в продуктах «ОКС:ДПО» обеспечивает высокое качество визуализации учебных материалов, четкость их воспроизведения на любых компьютерных устройствах, а также дает возможность масштабировать их без потери качества изображения.
Фрагмент обучающего модуля по курсу ПБ 1554.2 Комплекта II «Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности»
Фрагмент обучающего модуля по курсу ПБ 1549.5 Комплекта III «Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности»