Видео в инструктажах: экспертное мнение

Материал подготовлен на основе научно-популярной статьи к. г.-м. н., заместителя руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе, автора пособия «Методические рекомендации по обучению работников организаций в области охраны труда» и других пособий из этой серии Ярослава Грищенко.

 

Использование аудиовизуальных материалов для подготовки персонала давно стало частью повседневной практики многих предприятий, организаций и специализированных учебных центров. Однако спектр обучающих задач, для решения которых может быть с успехом применен этот популярный способ представления информации, гораздо шире. В данном материале мы рассмотрим преимущества использования аудиовизуального контента при проведении инструктажей. Впрочем, обо всем по порядку.

 

 

Кино умеет учить

Годом рождения учебного кинематографа в России традиционно считается 1896-й. Именно тогда в Санкт-Петербурге состоялись первые киносеансы для школ. Однако своего подлинного расцвета обучающее кино достигло в 30-е годы ХХ века, когда специализированные студии в нашей стране и на Западе стали в массовом порядке снимать учебные и научно-популярные фильмы, предназначенные для просвещения населения, обучения школьников и студентов, подготовки военнослужащих и сотрудников спецподразделений.

В наше время обучающий видеоконтент различной направленности и сложности сопровождает человека на всех этапах его жизни. Это и популярные детские передачи, и образовательные фильмы для молодежи, и разнообразные курсы корпоративного обучения, и популярные среди людей пожилого возраста программы о здоровом образе жизни.

 

 

Прямой путь к умам людей

Причиной столь высокой востребованности обучающего видеоконтента является его высокая эффективность. Известно, что подавляющее большинство людей (до 95 %) являются аудиовизуалами, воспринимающими информацию комплексно – органами зрения и слуха.

Материал в видеоформате избавляет от необходимости монотонного чтения, не требует чрезмерно высокой концентрации внимания. За счет подачи информации в простой и понятной форме можно либо сократить время ее усвоения, либо увеличить ее минимальный объем. Видеоконтент понятен каждому, вне зависимости от уровня образования и других социальных факторов, что особенно важно при обучении рабочего персонала низкой квалификации.

Сегодня видеоролик можно запустить на любом электронном устройстве – от компьютера до смартфона. Для этого не требуется ни специальных навыков, ни дорогостоящего программного обеспечения. Простота управления видеоконтентом и его доступность позволяют знакомиться с учебным материалом в любое время и в любом удобном месте, гибко корректируя график обучения.

Грамотно подготовленный видеоматериал не требует каких-либо комментариев или пояснений преподавателя, позволяет обойтись без изучения дополнительного справочного материала или конспектирования.

 

 

«Говорящие головы» и безопасность

Использование видеороликов в процессе обучения требует разумного подхода, особенно если речь идет об обучении вопросам безопасности на производстве. Для начала разберемся, какие типы визуальных материалов подходят для этих целей.

Самый простой вариант – видеолекция, когда преподаватель в режиме реального времени излагает материал. Он может демонстрировать поясняющие слайды или обходиться без них в надежде на собственную харизму. Подобная самопрезентация получила в народе меткое название «говорящая голова». Такой тип видеороликов лучшего всего подходит для вузовского обучения или научно-популярного лектория.

Принципиально иной формат – полноценный видеофильм (анимационный или с живыми актерами) с проработанным сценарием и голосом профессионального диктора за кадром. Такой вариант, как правило, предназначен для специализированной подготовки, в том числе для обучения действиям в экстренных ситуациях и обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Многим из нас гораздо легче разобраться в теме, если они видят, какие конкретные действия необходимо предпринять для получения результата. Наглядный пример во все времена был одним из лучших способов обучения, поэтому ролики такого типа идеально подходят для проведения инструктажей.

 

 

Видео на службе у инструктажа

Пример изображения происшествия с летальным исходом в анимированных видеоуроках
Пример изображения происшествия с летальным исходом в анимированных видеоуроках

Видеоинструктаж позволяет на наглядных примерах знакомить работников с требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных и локальных нормативных актах, с положениями производственных инструкций, технической и эксплуатационной документации, с опасными или вредными производственными факторами, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ.

Использование видеоконтента при проведении инструктажа позволяет продемонстрировать проявления опасных и вредных производственных факторов, а главное – способы борьбы с ними. Видеоинструктаж помогает работникам эффективнее усваивать требования инструкций, закреплять в подсознании стереотипы безопасного поведения при выполнении трудовых обязанностей. Видеоролики могут быть предназначены для проведения инструктажа по эксплуатации определенного оборудования, производственной площадки или сняты для конкретного (особо опасного) рабочего места.

Видеоролики, созданные с помощью 3D-анимации, могут демонстрировать несчастные случаи, повлекшие за собой гибель работника. Известно, что материал, поданный в такой форме, является наиболее запоминающимся. Работнику, проходящему инструктаж, наглядно представляется, что привело к критической ситуации и какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.

Видеоконтент позволяет организации сформировать единый высокий стандарт проведения инструктажей, учитывающий все особенности ее деятельности и исключающий вероятность искажения информации.

 

 

Инсценировка или анимация?

До недавнего времени в профессиональном сообществе велась дискуссия о достоинствах и недостатках двух подходов к производству видеороликов: снимать видео с живыми актерами или рисовать с помощью 3D-анимации. Сторонники фильмов настаивали на реалистичности картинки, чтобы работник ассоциировал себя с героями на экране, воспринимал происходящее как документальную съемку.

Разработчики анимированных видеороликов акцентировали внимание на их практически неограниченных возможностях в передаче информации. С помощью 3D-моделей можно отобразить любую нештатную ситуацию, ее развитие и причины появления, что далеко не всегда получается при съемке фильма.

Анимированные персонажи позволяют регулировать уровень достоверности при демонстрации шокирующих несчастных случаев (открытые раны и переломы, увечья от машин и оборудования), что, несомненно, имеет огромное значение для правильного восприятия информации инструктажа.

 

 

Самые востребованные форматы

На данный момент наиболее востребованными на предприятиях являются анимационные 3D-ролики следующих типов:

• демонстрация типовых несчастных случаев, аварийных ситуаций и последствий неверного (небезопасного) выполнения работ;

• инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работ, возможным рискам при их выполнении;

• уроки происшествий для изучения причин возникновения наиболее часто случающихся аварий и инцидентов, несчастных случаев и их последствий.

Все эти видеоролики используются предприятиями при обучении работников конкретных профессий по видам работ, для проведения целевых и внеплановых инструктажей, при выполнении работ по нарядам-допускам. Ряд предприятий включает изучение анимированных видеороликов с анализом несчастных случаев в программу инструктажей на рабочем месте.

 

 

Компания «ТЕРМИКА» представляет

Консалтинговая группа «ТЕРМИКА» более 5 лет занимается разработкой обучающего видеоконтента. С самого начала мы придерживались нескольких строгих принципов.

Четкое соответствие задачам. Мы понимаем, какие цели и задачи ставит перед работодателями государственный регулятор, а также что необходимо самим предприятиям и работникам. Видеоролики создаются исходя из актуальных потребностей в обучении персонала и решают конкретные задачи клиента.

Комплексный подход. Видеоролики входят в состав более сложных продуктов и систем, что позволяет клиенту сразу выстроить полный цикл обучения, стандартизированный и проверенный опытом, а не собирать отдельные инструменты и придумывать, как их сочетать.

Экспертная работа над сценарием. В разработке сценариев видеоконтента всегда участвуют эксперты-методисты, которые обладают производственным опытом и знанием нормативных документов. Они самостоятельно разрабатывают сценарии, не требуя их от заказчика и не тратя его время.

Целесообразность. Мы выбираем 3D-анимацию как наиболее гибкий и удобный инструмент для детальной демонстрации правил безопасности и причин происшествий. Наша цель – реализация тех 3D-технологий, которые вписываются в действующие процессы обучения персонала и могут быть применены на производстве. Мы не гонимся за модой на «дорогие» технологии (VR, AR и т. д.), поскольку хотим, чтобы обучение с помощью видео как высокоэффективный прием стало доступным большему числу организаций, превратилось в общий тренд.

Универсальность. Также, для того чтобы сделать технологию массовой, мы создаем тиражные, универсальные решения, которые могут подойти для обучения любых работников в рамках определенного вида работ или профессии. В тоже время мы понимаем, что иногда требуются узкоспециализированные решения, и уже тогда предлагаем заказную разработку.

 

Видеоконтент представлен в библиотеке унифицированных инструктажей, входящей в состав комплексного продукта «ОЛИМПОКС:Инструктаж:365». Вы можете заказать бесплатную демонстрацию этого решения и оценить его на практике. Свяжитесь с нами по номеру (495) 956-21-01 или по почте sale@termika.ru.