«ОЛИМПОКС:Облако» – услуга, которая востребована

«ОЛИМПОКС:Облако» – именно так называется комплексная услуга дистанционного доступа, которую с ноября 2020 года предоставляет своим клиентам компания «ТЕРМИКА». Адресованная учебным центрам, предприятиям и организациям, эта услуга обеспечивает широкие возможности для самоподготовки работников по вопросам охраны труда и безопасности на производстве.

Благодаря сервису «ОЛИМПОКС:Облако» пользователи могут заниматься самоподготовкой в максимально комфортных условиях, то есть в любое время суток и в любом часовом поясе, в любом удобном для них месте, на любых технических устройствах – персональных компьютерах, ноутбуках, планшетах или смартфонах.

Для изучения доступны не только тиражные продукты, но и собственные учебные курсы организации, разработанные с помощью программы «ОЛИМПОКС:Редактор». Их загрузкой на облачный сервис и обновлением занимаются специалисты компании «ТЕРМИКА».

«ОЛИМПОКС:Облако» – услуга, которая востребована

Прошло достаточно времени для того, чтобы подвести первые итоги реализации этого проекта, а заодно и вспомнить, как все начиналось. На наши вопросы сегодня отвечает технический директор КГ «ТЕРМИКА» Константин Воробьев.

– Как возникла идея проекта «ОЛИМПОКС:Облако»?

– Идея создания большого облачного решения на базе программных и обучающих продуктов, разрабатываемых нашей компанией, уже достаточно давно рассматривается в департаменте производства и поэтапно реализуется на протяжении нескольких лет. Те, кто внимательно следит за нашими работами, безусловно, видят движение в этом направлении.

Мы начали предоставлять услуги хостинга на платформах промышленных дата-центров и параллельно с этим разработали технологию построения и развертывания в сети Интернет облачных сервисов. Существенно переработали архитектуру наших программных продуктов и выпустили пятую версию программной платформы «ОЛИМПОКС», которая позволяет использовать ее для создания облачных сервисов. Модернизировали систему мониторинга и контроля доступности наших публичных интернет-сервисов, которая позволяет обеспечивать необходимый уровень доступности и надежности наших решений.

Все эти мероприятия позволили нам запустить в коммерческое распространение первый облачный сервис, который стал основой коммерческого продукта «Мобильное приложение «ОЛИМПОКС». Следом вышло онлайн-решение для самоподготовки физических лиц (https://online.olimpoks.ru/), потом – сервис для тестирования работников подрядных организаций (https://contractor.olimpoks.ru/).

«ОЛИМПОКС:Облако» – новый этап на пути к созданию большого облачного решения. В данном контексте о проекте нельзя говорить как о законченном. Это очередной шаг, хотя, конечно, весьма значительный.

Однозначно, ключевым фактором, повлиявшим на коммерческий выход проекта «ОЛИМПОКС:Облако», стала пандемия коронавируса, которая вызвала у пользователей острую потребность в организации дистанционной подготовки. Мы были просто обязаны помочь им в решении этой проблемы, поэтому сделали все возможное для того, чтобы запустить этот сервис.

– Много ли специалистов было задействовано в работе над проектом? Сколько времени заняла подготовка?

– Разработка нового решения – это всегда очень сложное дело, и, наверное, не найдется ни одного сотрудника департамента производства, который не был бы в нем задействован в той или иной роли на разных этапах производственного процесса.

Что касается времени, то если учитывать только сроки непосредственной разработки программного кода и его отладки, на это ушло порядка полутора месяцев. Но надо иметь в виду, что это была финальная и самая заметная часть процесса. Его начало следовало бы отсчитывать с момента, когда мы решили предложить нашим клиентам поучаствовать в бесплатной акции, то есть со второй половины марта 2020 года.

– В течение двух с половиной месяцев – с середины апреля до конца июня 2020 года – «ТЕРМИКА» проводила акцию «Бесплатный доступ к облачному сервису «ОЛИМПОКС». Можно ли считать эту акцию своеобразным тестовым испытанием будущей услуги?

– С точки зрения департамента производства, акция по предоставлению бесплатного доступа стала самым первым этапом, необходимым для выявления потребностей пользователей. Мы были очень рады тому, что в акции участвовало большое количество наших клиентов. Это позволило нам оценить потребности потенциальных пользователей сервиса и систематизировать объективные требования к его функциональности. Немаловажную роль в этом процессе сыграли менеджеры по продажам, которые в ходе телефонных бесед с участниками акции выяснили, как они оценивают результаты работы нашего сервиса и каких функций не хватает для повышения его эффективности. Эти данные легли в основу требований к будущей коммерческой версии, получив свою техническую и организационную реализацию.

– Почему предоставление услуги «ОЛИМПОКС:Облако» началось только в ноябре?

– Это вопрос, скорее, риторический. Пословица гласит: «Дорога ложка к обеду». Думаю, мы на обед не опоздали, а к ужину пришли уже с вполне ощутимыми финансовыми результатами от коммерческой реализации нового сервиса.

– Насколько востребованной оказалась услуга «ОЛИМПОКС:Облако»? Сколько запросов на предоставление услуги было получено? Оправдались ли прогнозы разработчиков?

– На сегодняшний день услугой воспользовалось 125 организаций. Считаю, что это хороший результат. Особенно с учетом того, что загрузка в облако проводится нашими пользователями по базовому сценарию, напрямую из локального экземпляра системы «ОЛИМПОКС», и, по данным технической поддержки, эта процедура не вызывает у клиентов никаких сложностей и полностью соответствует их ожиданиям.

– Пользователи услуги «ОЛИМПОКС:Облако» делятся на две категории: первая – учебные центры, вторая – предприятия и организации. Какая из этих категорий сейчас доминирует?

– Детального анализа по этому вопросу мы пока не проводили. Сервис разрабатывался исходя из того, что он должен быть одинаково полезен и учебным центрам, и предприятиям. На первый взгляд, по численности они сейчас распределены примерно равномерно, с небольшим перевесом в сторону предприятий. Но, думаю, более подробный анализ нам в ближайшее время подготовит УМИ (изучив отчет, скажем, что предприятия действительно лидируют. – Прим. ред.).

– Возникают ли у пользователей услуги «ОЛИМПОКС:Облако» – работников или организаторов обучения – какие-либо проблемы при работе с сервисом?

– Служба технической поддержки не зафиксировала каких-то системных проблем при работе с сервисом. Немногочисленные запросы в основном связаны с тем, что не все локальные экземпляры системы «ОЛИМПОКС», установленные на серверах наших клиентов, имеют подключение к Интернету, что препятствует возможности автоматического перенаправления работников на работу с облаком. Для таких случаев у нас предусмотрен ручной режим передачи данных через файл. Инженеры службы технической поддержки рассказывают клиентам о такой возможности, и после этого, как правило, все вопросы пропадают.

Еще на этапе разработки технических решений мы пытались спроектировать все элементы будущего сервиса таким образом, чтобы работа с ним была максимально простой и понятной. Видимо, это дало свои результаты.

– В сервисе «ОЛИМПОКС:Облако» работнику могут быть доступны для изучения не только тиражные продукты, но и собственные учебные курсы организации, разработанные с помощью программы «ОЛИМПОКС:Редактор». Востребована ли эта функция?

– Честно говоря, мы не делали высоких ставок на востребованность данной функции. Как правило, наши пользователи разрабатывают не учебные курсы, а тесты для проверки знаний своих работников. В этом случае заранее знакомить работников с тестами нет никакого смысла, а функция пробного экзамена без открытия доступа ко всем доступным тестовым заданиям пока сервисом не реализуется. Очень надеюсь на то, что решение этого вопроса – недалекое будущее и скоро такая функциональность станет доступной. В этом случае, как мне кажется, интерес к загрузке собственных курсов возрастет. Тем не менее, два предприятия уже разместили в сервисе «ОЛИМПОКС:Облако» свои собственные курсы.

– Предоставление услуги «ОЛИМПОКС:Облако» началось в условиях пандемии коронавируса, когда особенную значимость приобрели вопросы перевода сотрудников на удаленную работу и усиления мер социального дистанцирования. Может ли, на ваш взгляд, пойти на убыль востребованность услуги по мере улучшения эпидемиологической ситуации?

– Мы уже говорили о том, что интерес к облачным решениям сформировался у пользователей наших систем задолго до пандемии, она лишь стала в определенной степени катализатором процесса перехода на дистанционные формы подготовки. Если до пандемии многие сомневались в эффективности и, главное, доступности таких решений, то теперь всем это стало очевидно. Думаю, после возвращения к нормальной жизни востребованность сервиса не снизится, более того, изменятся сами формы дистанционной подготовки и расширятся сферы ее применения, изменятся финансовые и договорные формы ее получения. В этом контексте приятно сознавать, что мы смогли вовремя рассмотреть эту тенденцию и предложить готовое коммерческое решение в момент его максимальной востребованности. Теперь важно не упустить полученное преимущество и внимательно следить за развитием этого процесса, причем как в техническом, так и в коммерческом плане.


29.03.2021