Минтруд России подготовил новые предложения по регулированию создания инструкций в области охраны труда. Проект приказа «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (далее – Требования) опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов.
С начала 2021 года перестали действовать типовые инструкции по охране труда (ОТ). Требования к порядку разработки и содержанию локальных нормативных документов по охране труда отражены в новом проекте.
Новый приказ включает требования к разработке и содержанию, рекомендации по тому, какие главы следует включить в инструкцию, сроки и условия пересмотра утвержденных в организации правил по охране труда. Работодатель вправе вносить в правила и инструкции дополнительные требования безопасности, не противоречащие федеральным и муниципальным нормативным правовым актам.
Проект предусматривает, что работодатель может разрабатывать два вида документов:
правила по охране труда в формате стандартов организации;
инструкции по ОТ для поддержания безопасности, сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе осуществления ими трудовых функций.
В соответствии с новыми Требованиями работодатель с учетом результатов оценки уровней профессиональных рисков имеет право прописывать в собственных ЛНД дополнительные требования, которые не будут расходиться с действующими требованиями федерального и муниципального уровня.
В разрабатываемых работодателем правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда должны использоваться термины, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны труда, должно быть исключено дублирование (цитирование) других нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателя.
При разработке инструкций по охране труда необходимо учитывать:
вид работ, для которых разрабатывается инструкция;
требования соответствующих профессиональных стандартов;
профессиональные риски и опасности, характерные для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
результаты расследования имевшихся несчастных случаев, а также типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий и видов работ;
определения безопасных методов и приемов выполнения работ;
результаты специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии (вида работ), в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии.
Данное требование приоткрывает причину отмены всех типовых инструкций по охране труда, которыми ранее активно пользовались при разработке инструкций по охране труда для профессий и по отдельным видам работ. Ведь это удобно: взял готовый текст, утвердил его у руководителя – и требование о наличии в организации локальных документов выполнено. Такой подход порождал не только бюрократический формализм, но порой и откровенно халатное отношение ко всей системе охраны труда. Новые же требования к порядку разработки и содержанию ЛНД уже недвусмысленно говорят как о необходимости повышения уровня СУОТ на предприятиях и проведения постоянной и интенсивной работы по снижению количества любых несчастных случаев, так и о повышении профессионального уровня самих специалистов по ОТ.
Также нельзя не отметить еще одно важное с методологической точки зрения требование, предъявляемое новым документом к локальным нормативным актам. В правилах и инструкциях по охране труда не допускается использовать определения, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т. п.), а также иные термины и понятия, не отвечающие принципу правовой определенности. Заметим, что данному принципу в соответствии с международными стандартами уже достаточно давно стараются следовать многие российские крупные компании, и вот наконец он появился в нашем законодательстве.
Не обошлось и без курьезных требований, во всяком случае в текущих формулировках, требующих переработки или пояснения. Например, указывается, что инструкция по охране труда должна учитывать, но не дублировать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации. Цель данного требования понятна и является логическим продолжением отмены типовых инструкций – исключить возможность бездумного копирования требований из различных источников. Но как это условие выполнить на практике и кто будет определять степень дублирования?
После вступления в силу новый документ изменит многие процессы в работе специалистов по охране труда, поэтому рекомендуем вам самостоятельно ознакомиться с текстом приказа.