Чем хорош инструктаж на основе тиражных решений?

Консалтинговая группа «ТЕРМИКА» продолжает серию мероприятий, посвященных продвижению своего нового решения для автоматизации инструктажей по охране труда. Напомним, что с сентября 2021 года автоматизированная система проведения инструктажей по охране труда и безопасности на производстве «ОЛИМПОКС:Инструктаж» может поставляться с готовым наполнением – библиотекой тиражных решений.

Практика использования этих решений для проведения различных видов инструктажей стала темой очередного вебинара КГ «ТЕРМИКА», который состоялся 17 ноября 2021 года. Ведущим онлайн-встречи выступил директор по маркетингу компании «ТЕРМИКА» Александр Смирягин.

Автоматизация против низкой мотивации

Как отметил докладчик, основными причинами, побуждающими руководителей предприятий и организаций автоматизировать инструктажи, являются большая производственная загруженность ответственных за проведение инструктажей и, как следствие, нехватка времени для полноценного проведения инструктажа, низкая мотивация работников к изучению инструкций, а также сам формат методических материалов (инструкций), препятствующий эффективному усвоению информации.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • проводить различные виды инструктажей на одной программной платформе;

  • пользоваться готовыми методическими материалами, актуализированными в соответствии с требованиями НПА;

  • обеспечивать автоматическое ведение графиков инструктажей и формирование журналов прохождения инструктажей.

Важным преимуществом автоматизации инструктажей является правильно подобранный формат методического контента. Он включает в себя:

  • анимационные фильмы, рассказывающие о требованиях безопасного выполнения работ;

  • интерактивные обучающие модули для ознакомления работников с ключевыми правилами безопасности;

  • тесты с вопросами различных типов (вопросы закрытого типа, в том числе иллюстрированные, вопросы на сопоставление элементов и установление последовательности);

  • ситуационные задачи для развития системного и аналитического мышления;

  • видеоразборы нарушений правил, приведших к несчастным случаям, позволяющие задействовать эмоциональную составляющую.

Чем хорош инструктаж на основе тиражных решений?
Библиотека готовых учебно-методических материалов для автоматизации различных видов инструктажей на рабочем месте

Сначала отвечаем – потом выбираем

По словам Александра Смирягина, возможны самые разные варианты автоматизации инструктажей. Чтобы выбрать действительно оптимальный вариант, необходимо определиться с ответами на вопросы, которые можно разделить на четыре группы:

  1. По какой структуре автоматизируем? Будет ли это автоматизация по отдельным цехам, определенным профессиям, технологическим циклам или по какому-то другому принципу?

  2. Кто будет пользователем? Иными словами, кто является адресатом автоматизации инструктажей – основной или вспомогательный персонал?

  3. Какие процессы мы хотим автоматизировать? Один инструктаж или сразу несколько? Какие именно виды инструктажей подлежат автоматизации – первичный, повторный, целевой, внеплановый, предсменный?

  4. Каким должен быть объем внедрения? Сколько автоматизированных рабочих мест (терминалов) нам потребуется для решения поставленных задач?

А что у нас в библиотеке?

Система «ОЛИМПОКС:Инструктаж» обладает развитым инструментарием, включающим в себя функционал для самостоятельного изучения материалов инструктажей и модуль тестирования для закрепления полученных знаний. Она позволяет управлять графиками инструктажей, рассылать электронные уведомления, вести электронный журнал инструктажей, а также в автоматическом режиме формировать поведенческую аналитику. Система зарегистрирована в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных под номером 2581.

Компанией «ТЕРМИКА» накоплен большой опыт в сфере автоматизации инструктажей.

«Весь наработанный нами опыт – это опыт заказных решений, – отметил Александр Смирягин. – Именно он позволил компании «ТЕРМИКА» создать готовую базу учебно-методических материалов, которой может пользоваться любой заказчик».

Комплексное решение, включающее в себя систему «ОЛИМПОКС:Инструктаж» с библиотекой тиражных учебно-методических материалов, получило название «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365». Какие же преимущества получает при этом пользователь?

Библиотека тиражных учебно-методических материалов для системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж» на ноябрь 2021 года включает в себя 129 единиц обучающего контента в трех следующих форматах:

  • видеоинструктажи по видам работ – анимационные фильмы, иллюстрирующие требования безопасного выполнения работ, с разбором типовых нарушений этих требований и тестовыми заданиями для закрепления полученных знаний;

  • проверочные инструктажи по профессиям – коробочные продукты для проверки и закрепления знаний по охране труда, включающие в себя тестовые задания и инструкции, которые заказчик загружает самостоятельно;

  • демонстрационно-проверочные ин-структажи по БВР – мультимедийные обучающие модули, дополненные анимированными роликами, тестовыми заданиями и ситуационными задачами на выбор действия в нестандартной рабочей ситуации.

Более подробно о том, что представляет собой каждый из трех форматов, мы рассказали в сентябрьском номере «Термики Today» за 2021 год.

Вместе с системой «ОЛИМПОКС:Инструктаж» пользователи также получат модуль «ОЛИМПОКС:Редактор» – программный продукт, позволяющий создавать собственные учебно-методические материалы и разрабатывать тесты на основе локальной нормативной документации (ЛНД).

Чем хорош инструктаж на основе тиражных решений?
Мультимедийный обучающий модуль

Всякому инструктажу – свои форматы

Александр Смирягин не только рассказал о возможностях использования всех форматов учебно-методического контента из библиотеки тиражных решений, но и продемонстрировал, как происходит работа с ними в системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж» при проведении различных видов инструктажей.

Инструктаж на рабочем месте включает в себя ознакомление с имеющимися опасными или вредными производственными факторами. В процессе его прохождения работник должен изучить требования охраны труда, содержащиеся в действующих локальных нормативных актах и технической документации, а также порядок применения безопасных методов и приемов выполнения работ.

Наиболее эффективной формой донесения информации в данном случае является прохождение проверочного инструктажа по профессии. Однако если работодатель считает, что дополнительно к материалу, изложенному в инструкциях и тестовых заданиях, работнику нужно закрепить знания по какому-то конкретному виду работ, то ему может быть назначен демонстрационно-проверочный инструктаж по БВР.

Внеплановый инструктаж проводится при вступлении в силу новых или изменении действующих нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Он необходим при замене или модернизации оборудования, изменении технологических процессов и других факторов, влияющих на безопасность труда. Внеплановый инструктаж также может проводиться по решению руководителя или требованию должностных лиц.

Форма проведения в данном случае полностью зависит от цели и подбирается отдельно для каждого конкретного случая. Поэтому для внепланового инструктажа могут использоваться все три вида обучающего контента: видеоинструктаж по видам работ, проверочный инструктаж по профессии, демонстрационно-проверочный инструктаж по БВР.

Целевой инструктаж имеет разовый характер и, соответственно, проводится перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника, а также работ, требующих оформления наряда-допуска, разрешения или других специальных документов. Прежде чем отправить персонал на ликвидацию последствий аварии, стихийного бедствия или катастрофы, ему также надо провести целевой инструктаж. Он обязателен и перед проведением массовых мероприятий.

При проведении целевого инструктажа рекомендуется использовать только видеоинструктаж по видам работ. Однако если в библиотеке тиражных решений «ОЛИМПОКС:Инструктаж» отсутствует соответствующий видеоинструктаж, то можно использовать для этой цели демонстрационно- проверочный инструктаж по БВР.

Предсменный инструктаж, являясь разновидностью инструктажа на рабочем месте, позволяет проводить практически без отрыва от производства ежедневное (ежесменное) микрообучение работников для постоянного поддержания у них необходимого уровня знаний. Процедура дает особенно заметные результаты применительно к рабочему персоналу, выполняющему постоянную однотипную работу.

Основные требования к этому виду инструктажа – лаконичность и быстрота проведения. Наилучшими дидактическими материалами в данном случае являются кратко сформулированные тесты закрытого тип с множественным выбором (проверочный инструктаж). Для проведения предсменного инструктажа подходит лишь один формат обучающего контента – проверочный инструктаж по профессии.

Автоматизировать надо поэтапно

Внедрение комплексного решения «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» лучше всего проводить поэтапно. Именно такой вариант является оптимальным, поскольку на каждом этапе есть возможность вносить необходимые коррективы.

В рамках своего выступления Александр Смирягин обозначил основные этапы перехода к автоматизированному проведению инструктажей на базе системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж».

Первым шагом является определение количества терминалов, рабочих мест для прохождения инструктажей. От их числа зависит стоимость варианта поставки комплексного решения «ОЛИМПОКС: Инструктаж 365», при этом в одном комплекте должно быть не меньше трех терминалов.

Вслед за этим заказчику следует выбрать из библиотеки тиражных учебно-методических материалов те, которые ему необходимы. «Вы сами решаете, какой обучающий контент загружать в систему, – пояснил докладчик, – и при необходимости можете добавить любые другие инструктажи. Никакой дополнительной платы за это взиматься не будет».

Следующим шагом является внедрение на предприятии системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж». Оно может быть дистанционным или с выездом на объект. В ходе внедрения происходит установка, настройка системы и обучение работе с ней.

Затем начинается разработка персональных инструктажей по ЛНД заказчика. Стоимость работ зависит от количества профессий и объема инструкций, входящих в программу первичного/повторного инструктажа. При желании заказчик может самостоятельно разработать инструктажи с помощью модуля «ОЛИМПОКС:Редактор» и загрузить их в систему.

И завершающий этап – комплексное сопровождение решения «ОЛИМПОКС: Инструктаж 365» на базе системы «ОЛИМПОКС:Инструктаж». Оно включает в себя актуализацию материалов инструктажей, техническую и консультационную поддержку. Стоимость сопровождения зависит от количества терминалов в системе, а его срок составляет 12 месяцев.

Перечень преимуществ

Завершая свое выступление, директор по маркетингу компании «ТЕРМИКА» перечислил следующие ключевые преимущества комплексного решения «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» с библиотекой тиражных решений:

  • быстрое внедрение – этап разработки и согласования учебно-методических материалов отсутствует благодаря доступу к библиотеке готового контента;

  • возможность создания собственного контента – он может быть разработан с привлечением специалистов КГ «ТЕРМИКА» или заказчиком самостоятельно с помощью модуля «ОЛИМПОКС:Редактор»;

  • техническая поддержка – заказчик получает помощь по вопросам работы в системе и применения готовых учебно-методических материалов для проведения инструктажей;

  • библиотека готового контента – заказчику обеспечены первичная поставка, бесплатная актуализация и пополнение тиражных учебно-методических материалов специалистами КГ «ТЕРМИКА»;

  • универсальная программная платформа – все виды инструктажей проводятся на единой платформе;

  • проверенное и качественное решение – эффективность предлагаемых инструментов автоматизации гарантирована многолетним опытом КГ «ТЕРМИКА» и высокой квалификацией ее экспертов.

Чем хорош инструктаж на основе тиражных решений?
Таблица с результатами прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Отвечая на вопросы при прохождении инструктажа, работник пополняет и закрепляет свои знания. В случае неверных ответов система позволяет работнику повторно ознакомиться с инструкциями


29.11.2021