Для российских предприятий и организаций приход календарной весны отмечен изменениями правил обучения мерам пожарной безопасности (ПБ). С 1 марта 2022 года вступили в силу приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее – Порядок) и приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».
Консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» своевременно подготовилась к этому событию. На вебинаре 3 марта 2022 года она представила продукты на платформе «ОЛИМПОКС», позволяющие вести обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с требованиями нового Порядка. Ведущим онлайн-встречи стал директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин, в статусе эксперта выступил заместитель руководителя компании по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко.
Мероприятие стало логическим продолжением предыдущего вебинара компании «ТЕРМИКА», состоявшегося 16 февраля. Он был построен в форме ответов на вопросы и посвящен подробному разбору особенностей нового Порядка. Презентацию продуктов «ОЛИМПОКС», предназначенных для обучения мерам ПБ, было решено сделать темой отдельной встречи.
В ходе мартовского вебинара Ярослав Грищенко повторил часть ранее озвученной информации, связанной с реализацией Порядка. Обстоятельный материал по этой теме опубликован в февральском номере «Термики Today». Что касается данной статьи, она является не повторением, а продолжением вышеуказанной публикации, развивает некоторые ее положения и рассказывает в первую очередь о разработках компании «ТЕРМИКА».
Напомним 3 главные особенности нового Порядка:
из него исключена процедура прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ);
усилена роль противопожарных инструктажей на рабочем месте;
введена процедура получения дополнительного профессионального образования (ДПО) по пожарной безопасности.
Именно для проведения в организациях противопожарных инструктажей и получения ДПО в специализированных учебных центрах предназначены продукты на платформе «ОЛИМПОКС», представленные на мартовском вебинаре компании «ТЕРМИКА».
Перемены, внесенные новым Порядком, не коснулись видов противопожарного инструктажа. Их остается по-прежнему пять: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Проводить противопожарный инструктаж могут руководитель организации, ответственный за обеспечение ПБ на объекте защиты, ответственный за проведение противопожарного инструктажа в организации, а также иные лица по решению руководителя.
«Мы предлагаем курсы для проведения вводного, первичного и повторного инструктажей, – сообщил участникам вебинара Ярослав Грищенко. – Можем ли мы предложить отдельные продукты для внепланового и целевого инструктажей? Очевидно, что нет. Внеплановый инструктаж обычно проводится по программе, очень близкой к программе первичного. Программа же целевого инструктажа не имеет раз и навсегда установленной структуры, поскольку напрямую зависит от его целей».
Программа вводного инструктажа разрабатывается в соответствии с пунктом 1 приложения № 2 нового Порядка и утверждается руководителем организации или ответственным за ПБ. Эта программа должна содержать сведения о специфике пожарной опасности на объектах защиты, о пожарах, в том числе тех, которые произошли на данных объектах, требования законодательства и т. д.
«Вводный инструктаж включает в себя правила противопожарного режима всего предприятия, – заметил эксперт. – Он дает самые общие сведения для того, чтобы принимаемый на работу мог безопасно себя вести на территории объекта. Первичный же инструктаж содержит информацию о безопасном поведении сотрудника непосредственно на его рабочем месте».
Для проведения вводного противопожарного инструктажа в системах «ОЛИМПОКС» и «ОЛИМПОКС:Предприятие» компания «ТЕРМИКА» предлагает электронный мультимедийный курс P_990 «Вводный противопожарный инструктаж для работников предприятий и организаций».
Курс содержит более 70 мультимедийных слайдов с простыми и наглядными иллюстрациями, разъясняющими комментариями и выдержками из документов, благодаря которым учебный материал легко усваивается и запоминается. Инструктаж завершается закреплением пройденного с помощью контрольных вопросов и упражнений на знание средств пожаротушения и систем противопожарной защиты. Чтобы дать правильный ответ, у работника есть 3 попытки.
Ведущий мероприятия Александр Смирягин продемонстрировал, как выглядит прохождение вводного противопожарного инструктажа в системе «ОЛИМПОКС:Предприятие». По его словам, информация в курсе структурирована так, чтобы ее изучение не заняло слишком много времени. Прохождение инструктажа обычно занимает от 40 минут до 1 часа.
«Сейчас "ТЕРМИКА" реализует проект по переводу вводного противопожарного инструктажа в видеоформат, – проинформировал ведущий. – Сделано это будет средствами анимации в сопровождении голоса. Работа большая, и завершить ее мы планируем осенью 2022 года».
Участникам вебинара были продемонстрированы фрагменты рабочих материалов такого видеоинструктажа. Один из осенних вебинаров компании «ТЕРМИКА» будет полностью посвящен презентации нового продукта.
P_990 «Вводный противопожарный инструктаж для работников предприятий и организаций»
Программа первичного противопожарного инструктажа разрабатывается в соответствии с пунктом 2 приложения № 2 нового Порядка, а затем утверждается руководителем организации или ответственным за ПБ. Требования к содержанию программ повторного противопожарного инструктажа аналогичны требованиям к содержанию программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте. Иными словами, эти программы не должны ничем отличаться друг от друга.
Приказ МЧС № 806 допускает совмещение вводного и первичного противопожарных инструктажей в случаях, установленных порядком обучения. При этом сам порядок должен быть утвержден работодателем.
«Если вы готовите программы инструктажей и понимаете, что они у вас совершенно одинаковые, нет никакого смысла об одном и том же рассказывать 2 раза, – прокомментировал Ярослав Грищенко данное положение. – Такая возможность совмещения актуальна для предприятий не очень крупных. Понятно, что на большом заводе вводный и первичный инструктажи по факту будут совершенно разными».
Программа первичного (повторного) инструктажа должна включать в себя следующую информацию:
обязанности работника;
инструкцию о мерах пожарной безопасности;
условия возникновения горения и пожара на рабочем месте;
сведения о путях эвакуации и первичных средствах пожаротушения;
порядок действий работника при пожаре или обнаружении признаков горения;
меры личной безопасности при пожаре;
оказание первой помощи при ожогах.
Программа инструктажа также должна включать в себя практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара, умений пользоваться средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасения.
«Никаких особых требований к проведению тренировок не предъявляется, – отметил эксперт. – Достаточно организовать учебную тревогу, вывести персонал из служебных помещений, поставить бочку на изолированной площадке, поджечь в ней бумагу или тряпки, чтобы затем продемонстрировать навыки работы с огнетушителем. Главное, чтобы работники уяснили, как им себя вести в случае пожара».
Для проведения первичных и повторных противопожарных инструктажей в системе «ОЛИМПОКС» компания «ТЕРМИКА» предлагает интегрированные электронные курсы, включающие в себя ситуационные мультимедийные слайды, тексты нормативных правовых документов и тестовые задания.
Первичный (повторный) инструктаж в системе «ОЛИМПОКС»
Формат сторителлинга, используемый в курсах, позволяет наглядно продемонстрировать специфику типовых рабочих зон в офисе и на производстве, представить характерные особенности поведения сотрудников на рабочих местах и разобрать их действия в критических ситуациях. Инструктажи озвучены, информация подается емко и лаконично, что упрощает ее восприятие и запоминание. Курсы могут применяться как для индивидуального, так и для группового обучения.
«В учебных целях нами были смоделированы условный офис и условный цех, – пояснил Ярослав Грищенко. – Мы последовательно проводим обучающегося по ключевым точкам объекта, рассказывая ему о правилах, которые он должен соблюдать. Хочу подчеркнуть, что данный курс никоим образом не заменяет собой изучение правил противопожарного режима, которые приняты в конкретной организации. Наш инструктаж – это дополнительная методическая помощь. Однако в некоторых случаях им можно ограничиться, особенно если речь идет об офисных работниках».
В перечень продуктов, предназначенных для проведения первичных и повторных противопожарных инструктажей в системе «ОЛИМПОКС», входят следующие учебные курсы:
П 991 «Первичный (повторный) противопожарный инструктаж для офисных работников»;
П 992 «Первичный (повторный) противопожарный инструктаж для работников производственных подразделений»;
П 993 «Первичный (повторный) противопожарный инструктаж для газоэлектросварщиков»;
П 994 «Первичный (повторный) противопожарный инструктаж для работников, осуществляющих пожароопасные работы».
Александр Смирягин продемонстрировал, как выглядит прохождение первичного (повторного) противопожарного инструктажа в системе «ОЛИМПОКС:Предприятие».
Перечислив категории лиц, обязанных получать ДПО, и напомнив об установленном порядке обучения (см. об этом подробно в февральском номере «Термики Today» и в Блоге эксперта на сайте проекта «ОЛИМПОКС»), Ярослав Грищенко остановился на особенностях организации данного вида обучения.
Программы ДПО разрабатываются на основе типовых программ, утвержденных МЧС России, и в целом должны соответствовать им по структуре. Однако окончательное содержание любой программы формируется с учетом потребностей организации, по инициативе которой осуществляется ДПО. По словам эксперта, предприятие, намеревающееся отправить своих работников в специализированный учебный центр, при заключении договора с ним вправе потребовать внесения в программу обучения дополнительных пунктов.
Минимально допустимый срок освоения программ ДПО составляет 16 часов, из них не менее 4 часов необходимо уделять практическим занятиям. Они проводятся для закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Умная разметка документов позволяет акцентировать внимание на наиболее важной информации и ключевых словах
Согласно новому Порядку, организация, осуществляющая образовательную деятельность, может самостоятельно выбрать форму обучения, в том числе дистанционную. И здесь возникает вопрос: как совместить право на дистанционное обучение с необходимостью практических занятий?
Ответ на него, по мнению Ярослава Грищенко, сейчас оказался в подвешенном состоянии. В проекте приказа МЧС России № 806 содержались четко сформулированные требования к учебным центрам, ведущим подготовку по программам ДПО, предполагалось наличие у них полигонов определенного образца. В документе также были прописаны требования к организации практических занятий и к преподавателям. Однако в окончательную редакцию приказа данные положения не попали.
В связи с этим возникает мнение о том, что приказ № 806 формально не запрещает проводить практические занятия дистанционно с использованием современных компьютерных технологий, например возможности виртуальной реальности (VR).
«Один мой коллега подсказал мне выверенную формулировку для выражения мнения по данной теме, – сказал Ярослав Грищенко. – Если ваши методические возможности в полной мере позволяют вам провести практические занятия в дистанционной форме, если у вас имеются необходимые средства для создания этой искусственной реальности, если такой вариант проведения практических занятий согласован с контролирующими органами, тогда можете попробовать. Но мне кажется, что в настоящее время эта задача невыполнима».
Затем эксперт перешел к характеристике линейки новых продуктов «ОКС:ДПО», предназначенных для организации обучения в специализированных учебных центрах. Каждый такой продукт представляет собой комплект учебных курсов со специальными обучающими модулями по темам, с возможностью входного и выходного тестирования и модулем итоговой аттестации.
Важными преимуществами использования продуктов «ОКС:ДПО» являются:
гибкие формы методического контента;
возможность проведения дистанционного обучения;
варьируемый объем материалов для изучения.
Умная разметка документов, используемая в каждом обучающем модуле, позволяет акцентировать внимание на наиболее важной информации и ключевых словах. Входное тестирование помогает обучающемуся (а это, как правило, состоявшийся специалист в области ПБ) оценить реальный уровень своих знаний и служит мотивацией к устранению пробелов. Ярослав Грищенко признался в том, что для достижения этой цели при входном тестировании используются максимально сложные вопросы.
После изучения каждой темы предусмотрено промежуточное тестирование. Итоговая аттестация в режиме «Экзамен» включает вопросы из различных курсов одного комплекта, соответствующего одной из типовых дополнительных профессиональных программ.
Обучающий модуль в продуктах «ОКС:ДПО» представляет собой смарт-документ, усвоение содержащейся в нем информации облегчают специальные элементы:
пометки на полях, выражающие отношение к фрагменту текста;
рисунки на полях, помогающие моментально считывать излагаемую тему;
система расставления акцентов на ключевых терминах, определениях, важных правилах;
иллюстрации, схемы и диаграммы для установления смысловых взаимосвязей в тексте.
Обучающийся получает в свое распоряжение хорошо структурированный опорный конспект, содержащий самую важную информацию, освобождаясь от необходимости выискивать ее среди сотен страниц нормативных актов. Умная разметка документов экономит время обучающегося, при этом качество обучения остается высоким.
Участники вебинара оценили преимущества продуктов «ОКС:ДПО» в ходе их демонстрации, проведенной Александром Смирягиным.
В завершение встречи ведущий вебинара напомнил, что источником актуальной информации об изменениях в области охраны труда и производственной безопасности является Блог эксперта на сайте проекта «ОЛИМПОКС». Задать вопрос экспертам или предложить тему для публикации можно также по электронной почте market@termika.ru или в комментариях нашего канала на платформе «Яндекс.Дзен».