Обучение по традиционным учебникам является далеко не самой эффективной методикой. Технологии электронного образования позволяют лучше усваивать новые знания. Такого мнения придерживается сегодня большинство экспертов в сфере дополнительного образования.
Авторы многочисленных публикаций называют одним из важнейших преимуществ электронных продуктов их интерактивность, т. е. возможность прямого взаимодействия обучающегося с обучающей системой. Применение интерактивных методов позволяет интенсифицировать процессы усвоения знаний и их творческого применения при решении практических задач.
Еще одним несомненным плюсом электронных курсов является возможность использования в них средств мультимедиа, включая звуковое сопровождение и видеоряд. Их применение позволяет сконцентрировать внимание работника на учебном процессе, способствует повышению качества обучения.
Разговор о преимуществах электронных курсов мы хотим перевести в конкретную плоскость. При создании обучающих продуктов консалтинговая группа «ТЕРМИКА» использует методологический инструментарий различных форматов. О плюсах каждого из них хотелось бы сказать отдельно.
Электронные тесты получили широкое распространение как эффективный инструмент обучения и подготовки персонала. Их применение позволяет пользователям обучающих продуктов на платформе «ОЛИМПОКС» не только проверить себя и закрепить полученные знания, но и пройти при необходимости экзамен с помощью билетов, которые формируются автоматически.
Неоднократное использование функционала интерактивной самопроверки в процессе подготовки повышает ее эффективность. Работник имеет возможность на любом этапе оценить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов и пробных тестов.
В обучающих продуктах компании «ТЕРМИКА» используются тестовые задания различного типа: с множественным выбором, на восстановление последовательности, на установление соответствия. В зависимости от тематического направления и типа обучения тесты могут быть чисто текстовыми или могут сопровождаться иллюстрациями.
Электронные тесты с нормативной документацией по своей информационной насыщенности ни в чем не уступают книге. В распоряжении работника – полнотекстовая ба- за всех учебно-методических материалов по теме. У него нет необходимости в процессе обучения обращаться к каким-либо дополнительным ресурсам.
Самоподготовка напоминает изучение хорошо структурированного учебника. Освоив тему, работник отвечает на контрольные вопросы для самопроверки. Ему не надо искать правильные ответы, чтобы сверить их со своими. Результаты самопроверки он видит сразу. Если пользователь дает ошибочный ответ, в помощь ему всплывает подсказка с выдержкой из нормативного документа.
Электронный формат имеет дополнительные преимущества. Работник может воспользоваться функцией навигации по содержанию документа, изменить размер шрифта для более комфортного восприятия материала или открыть документ в отдельной вкладке браузера.
Ситуационные задачи – новый формат обучения, который особенно эффективен при проверке знаний рабочего персонала. В ходе решения ситуационной задачи работник должен выбрать наиболее безопасный вариант действий среди нескольких равно допустимых согласно инструкциям.
Результатом решения такой задачи является не воспроизведение уже имеющихся знаний, а их самостоятельное добывание. Работники становятся активными участниками процесса поиска решений, начинают понимать источники их появления.
Применение ситуационных задач дает следующие преимущества:
обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающегося;
позволяет осуществлять подготовку рабочего персонала, разносторонне владеющего профессиональными компетенциями;
развивает аналитическое и системное мышление.
Обучающий модуль, построенный на принципах опорного конспекта, представляет собой набор слайдов, содержащих структурированную информацию для ответов на вопросы. Ключевые слова и опорные фразы на слайдах выделены шрифтом и цветом.
Каждый слайд снабжен кнопкой для отображения контрольных вопросов по его теме и вариантов ответов, присутствующих в экзаменационных билетах. Такая подача материала существенно экономит время подготовки. Пользователь получает возможность оперативно изучать требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов в полной мере, избегая механического заучивания вопросов и ответов.
Обучающийся избавляется от необходимости выискивать нужную информацию среди сотен страниц нормативных актов, при этом качество обучения остается высоким.
Многим из нас приходилось готовиться к экзаменам в вузе по библиотечным учебникам. Иногда их страницы имели следы ручной разметки неведомых читателей: подчеркивания, пометки на полях, короткие комментарии. Бывало, что эти знаки действительно помогали усвоению трудного материала.
Такая «умная разметка» является отличительной особенностью специальных обучающих модулей, разработанных в формате смарт-документа. Каждый такой смарт-документ похож на грамотно размеченный мнемонический конспект.
Восприятие текста облегчают следующие специальные элементы графического оформления:
пометки на полях (маргиналии), выражающие отношение к тому или иному фрагменту текста (например, пометка «Важно!»);
рисунки на полях (графические наброски и пиктограммы), помогающие моментально считывать тему фрагмента (например, гаечный ключ, если речь идет о ремонтных работах, или огнетушитель, если перечисляются средства пожаротушения);
система выделения ключевых слов и предложений, упрощающая навигацию по тексту и выявление терминов, определений, важных правил;
инфографика (векторные иллюстрации, схемы, диаграммы) для систематизации данных документа, установления смысловых взаимосвязей в тексте.
Изучение материала в формате смарт-документа позволяет работнику в сжатые сроки освоить максимальный объем необходимых требований безопасности на основе первоисточников без обращения к их полным текстам.
Интерактивная презентация – идеальный формат для ознакомления рабочего персонала с ключевыми правилами безопасности. Ее главными преимуществами являются краткость, наглядность, наличие практических заданий и возможность контролировать уровень полученных обучающимися знаний.
Видеофрагмент, присутствующий в каждом правиле, демонстрирует возможные последствия нарушения требований безопасности. Он выступает в качестве средства повышения эмоциональной вовлеченности работника в обучение, становится важным мотивационным элементом.
Использование видеоконтента позволяет добиться высокой степени восприятия требований инструкций и эффективного закрепления в подсознании работников навыков безопасного поведения.
Видеоролики, разработанные с помощью 3D-анимации, могут демонстрировать несчастный случай, повлекший за собой гибель работника. Такая форма подачи материала является наиболее запоминающейся. Инструктируемые видят, что привело к критической ситуации, какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать подобных случаев.
Библиотека методического контента «ОЛИМПОКС» включает в себя следующие варианты видеороликов:
анимационные фильмы для ознакомления с безопасными методами и приемами выполнения работ;
уроки происшествий, созданные с применением технологии моделирования, которая предполагает реконструкцию происшествия, показ ключевых этапов развития аварийной ситуации и мер недопущения повтора инцидента.
Данный формат обучающих продуктов предназначается для отработки навыков работников самостоятельно оценивать риски и выявлять нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.
В процессе прохождения интерактивного тренинга работники знакомятся с иллюстрированными сценами, на которых им необходимо самостоятельно найти и выделить мышью объект c нарушением требований безопасности. В случае неправильной идентификации нарушений работнику назначаются штрафные баллы.
Все перечисленные форматы в разных сочетаниях представлены в обучающих продуктах на платформе «ОЛИМПОКС» для достижения максимального синергетического эффекта. Комбинацию этих форматов определяют законодательные требования к организации той или иной процедуры обучения и проверки знаний, а также позиция наших экспертов о функциональной эффективности каждого конкретного формата применительно к каждой конкретной процедуре.
Огромная библиотека обучающего контента, созданная компанией «ТЕРМИКА», позволяет вести эффективное обучение как руководителей и специалистов, так и рабочего персонала. При желании любая организация может заказать у нас индивидуальный обучающий продукт с использованием перечисленных методологических инструментов.
И кстати говоря, книги мы продолжаем издавать. Как вспомогательные источники информации они могут быть просто незаменимыми, хотя, конечно, как инструменты обучения проигрывают электронным обучающим продуктам и в плане эффективности, и в плане актуальности их содержания.
Любое учебное пособие, опирающееся на нормативные правовые акты, с неизбежностью быстро устаревает. Книжный формат просто не позволяет оперативно реагировать на изменения в законодательстве. В отличие от книг электронные курсы компании «ТЕРМИКА» оперативно обновляются и всегда соответствуют действующему законодательству.