Какие перемены принесет 2023 год в сферу обучения работников предприятий и организаций? Как изменится в ближайшее время нормативная правовая база в области гражданской обороны, охраны труда, промышленной и пожарной безопасности? Эти вопросы стали предметом комплексного рассмотрения на вебинаре, который провела 15 февраля 2023 года консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА».
Модератором мероприятия, собравшего 570 участников из 410 организаций, стал директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин, в статусе эксперта выступил заместитель руководителя компании по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко. В качестве содокладчиков по отдельным темам были привлечены специалисты Экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА» – Дарья Кальчук, заместитель начальника аналитического отдела, и Павел Коротаев, главный специалист-методист.
Программа вебинара была построена по принципу максимальной актуальности, поскольку основывалась на вопросах, присланных заранее клиентами компании «ТЕРМИКА». Значительная часть ответов прозвучала в первой, обзорной части мероприятия, остальные вопросы были сгруппированы по темам и отработаны экспертами во второй его части.
Слева направо: главный специалист-методист Павел Коротаев, заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко и заместитель начальника аналитического отдела Дарья Кальчук
Вопросы, поступившие от участников встречи непосредственно в процессе ее проведения, также не остались без внимания. На них либо были даны однозначные ответы, либо (там, где это невозможно) обозначены те или иные варианты потенциального развития событий.
Открывая встречу, Ярослав Грищенко подчеркнул, что значительная часть нововведений 2023 года связана с цифровизацией процессов обучения. Он подчеркнул, что рассказать обо всех изменениях законодательства в рамках одного мероприятия не представляется возможным, поэтому организаторы акцентировали внимание на тех моментах, которые непосредственно связаны с деятельностью компании «ТЕРМИКА» по разработке обучающего контента на платформе «ОЛИМПОКС».
С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2023 № 51 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841». Данный документ устанавливает новые требования к подготовке населения в области гражданской обороны (ГО).
Эксперт рассказал о следующих изменениях в постановлении:
Курсовое обучение не нужно будет проводить для всех работников, их основной формой подготовки станет инструктаж.
Для руководителей формирований и служб формой подготовки в области ГО по-прежнему остается курсовое обучение, но также планируется включить такую форму подготовки, как дополнительное профессиональное образование (ДПО).
Впервые назначенные на должность лица, указанные в абзаце 3 пункта 4, должны получать ДПО в области ГО в течение первого года работы (исключение составляют руководители формирований и служб).
Скорректированы полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), органов власти регионов, органов местного самоуправления в части подготовки населения в области ГО.
По мнению Ярослава Грищенко, самой важной среди перечисленных новаций является отмена курсового обучения для работающего населения. Теперь рядовым сотрудникам организации достаточно будет единовременно пройти вводный инструктаж по гражданской обороне. Курсовое обучение остается обязанностью руководителей, а также работников соответствующих формирований и служб.
С 1 марта 2023 года практически полностью вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 № 1885 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации». Исключением является лишь один пункт указанного документа – 29-й, касающийся очистки дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи. Он вступит в силу годом позже – с 1 марта 2024 года.
Отметив, что меняется в Правилах очень многое, Ярослав Грищенко предложил участникам вебинара ознакомиться с обзорной статьей по данной теме, размещенной в Блоге эксперта на сайте проекта «ОЛИМПОКС» 15 ноября 2022 года. В своем выступлении он обозначил следующие ключевые аспекты обновления Правил:
Смягчаются нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, кроме АЗС (приложение № 1).
Запрещается установка глухих решеток в отношении окон подвалов и приямков у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (пункт 16).
Меняется минимальная продолжительность наблюдения за местом проведения огневых работ после их завершения. Она сокращена с 4 до 2 часов. Наблюдение может осуществляться дистанционно, в том числе путем применения средств видеонаблюдения (пункты 318 и 363 Правил).
Расширяется перечень вопросов, которые должны быть отражены в инструкции о мерах пожарной безопасности, в ней необходимо будет привести среди прочего перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом на объекте защиты (при их наличии) (пункт 2).
«Нормы, заложенные в новой редакции Правил, я бы назвал не смягчающими, а скорее адекватными, – заметил эксперт. – Создается впечатление, что регулятор прислушался к предложениям специалистов по пожарной безопасности, работающих на предприятиях, и внес некоторые понятные изменения».
Также с 1 марта вступает в силу приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.06.2022 № 578 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596». На- помним, что данным приказом были утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности.
Нынешние изменения направлены на приведение системы обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с законодательством об образовании и законодательством о пожарной безопасности. Учебным центрам следует обратить внимание на то, что наименования программ ДПО меняются, а также вносятся существенные изменения в их содержание.
С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13 «Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее – Постановление № 13).
Постановление № 13 предусматривает оптимизацию и автоматизацию процедуры аттестации, уточнение категорий работников, обязанных получать ДПО в области промышленной безопасности, а также категорий работников, подлежащих аттестации в территориальных аттестационных комиссиях и комиссиях организации.
Ярослав Грищенко обратил внимание участников вебинара на то, что Постановление № 13 напрямую не отменяет действие постановления № 1365, однако если внимательно вчитаться в текст нового документа, выяснится, что отмене подлежит фактически вся содержательная часть прежнего, за исключением одного пункта, который касается отдельных полномочий Ростехнадзора, не имеющих отношения к организации аттестации.
Эксперт перечислил следующие основные нововведения Постановления № 13:
Во вновь добавленную категорию лиц, которые должны получать ДПО в области промышленной безопасности, вошли руководители обособленных подразделений.
Из числа лиц, обязанных получать ДПО, исключены ответственные за производственный контроль организации, которая владеет опасными производственными объектами (ОПО) IV класса опасности.
Из числа аттестуемых исключены руководители организаций, осуществляющих различные виды деятельности на ОПО IV класса опасности, а также изготовление технических устройств (ТУ) для ОПО.
Инициирован переход на реестровую модель, вести реестр аттестованных лиц будет Ростехнадзор.
Изменились требования к аттестационной комиссии, несколько организаций смогут создать одну комиссию.
«Много ли у нас предприятий, на которых имеются ОПО только IV класса опасности, то есть самого низкого класса опасности? – обратился Ярослав Грищенко к слушателям, комментируя второе из перечисленных нововведений. – Думаю, очень мало, доли процента от общего числа. На большинстве предприятий, как правило, имеется хотя бы один ОПО III класса. А это значит, что ответственный за производственный контроль должен получать ДПО по промышленной безопасности. Получается, что послабление предоставлено довольно обманчивое».
О некоторых правовых коллизиях, связанных с вступлением в силу нового постановления, рассказал главный специалист- методист аналитического отдела Экспертно-методического управления КГ «ТЕРМИКА» Павел Коротаев.
Как уже было сказано, согласно пункту 1 Постановления № 13, с 1 сентября 2023 года из числа лиц, обязанных получать ДПО, исключены ответственные за производственный контроль организации ОПО IV класса опасности.
Однако согласно пункту 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах IV класса опасности, должны иметь ДПО в области промышленной безопасности.
Возникает резонный вопрос, какие же требования выполнять? По словам Павла Коротаева, Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» предполагает возможность возникновения таких событий, при которых нормативные правовые акты различной или одинаковой юридической силы могут противоречить друг другу.
Закон гласит: «В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований».
Однако Постановление № 13 вступит в силу только с 1 сентября 2023 года, и к этому сроку означенное противоречие может быть снято. Как сообщил Павел Коротаев, в день принятия Постановления № 13 был подписан приказ Ростехнадзора № 7, предполагающий утверждение плана нормотворческой деятельности ведомства на 2023 год. Одним из пунктов данного плана является внесение изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Срок представления в Правительство РФ проекта изменений – апрель 2023 года. Будет ли при подготовке проекта учтена описанная правовая коллизия? На сегодняшний день неизвестно. Остается лишь следить за развитием событий.
Согласно Постановлению № 13 от прохождения аттестации освобождены руководители организаций:
деятельность которых связана с ОПО (только) IV класса опасности;
которые изготавливают технические устройства для ОПО.
Однако в пункте 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» звучит другое требование: «Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в 5 лет получать ДПО в области ПБ и проходить аттестацию в области ПБ».
Налицо противоречие. Каким нормативным правовым актом руководствоваться на этот раз? Вновь обратимся к Федеральному закону от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Он гласит: «В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы».
Вопрос находится в компетенции уполномоченного органа, то есть Ростехнадзора, который должен прояснить ситуацию. Компания «ТЕРМИКА» подготовила в адрес ведомства письмо с просьбой дать разъяснения в связи с возникающими правовыми коллизиями. Полученный ответ будет должным образом проанализирован и опубликован в Блоге эксперта на сайте проекта «ОЛИМПОКС».
И еще одно правовое расхождение возникло внутри самого Постановления № 13.
Согласно пункту 2 «а» аттестацию по промышленной безопасности обязаны проходить руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов I, II или III класса опасности.
Согласно пункту 2 «в» аттестацию проходят работники, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений.
Пункт 2 «в» в отличие от пункта 2 «а» касается производственной деятельности на всех опасных производственных объектах, включая ОПО IV класса опасности. Поскольку к работникам, на которых возложено руководство производственной деятельностью, могут быть отнесены, например, руководители обособленных подразделений организаций, получается, что один пункт Постановления № 13 противоречит другому.
В ранее принятом постановлении Правительства РФ № 1365 существовало четкое разделение на руководителей и инженерно-технических работников. Согласно пункту 2 «в» данного постановления аттестацию проходят инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Можно предположить, что в пункте 2 «в» Постановления № 13 также подразумеваются именно инженерно-технические работники.
«Данный вопрос находится в компетенции уполномоченного органа – Ростехнадзора, – добавил Павел Коротаев, – поэтому целесообразно было бы получить именно от него соответствующие разъяснения».
С 1 марта 2023 года вступают в силу отдельные пункты постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – Постановление № 2464). Эти пункты обязывают организации вносить различные сведения в информационную систему охраны труда (ОТ) Минтруда, точнее, в следующие ее реестры:
реестр индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников;
реестр обученных по ОТ лиц;
реестр организаций и ИП, оказывающих услуги в области ОТ.
Для ИП и юридических лиц, решивших самостоятельно обучать сотрудников по ОТ, предварительно потребуется регистрация в реестре организаций, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда. С 1 марта все работодатели будут обязаны передавать в реестр обученных лиц по охране труда информацию обо всех обученных работниках.
По словам Ярослава Грищенко, большая часть вопросов, поступивших накануне мероприятия, касалась именно охраны труда и, в частности, новых реестров по охране труда. В рамках вебинара была представлена необходимая информация о порядке регистрации в реестрах и дальнейшей работе с ними.
Обстоятельная публикация о новых реестрах по охране труда появилась в Блоге эксперта на сайте проекта «ОЛИМПОКС» 14 февраля 2023 года. К этому материалу могут обратиться все, кто желает разобраться в теме.
С 1 марта 2023 года вступает в силу пункт 78 Постановления № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», согласно которому отдельные категории работников должны проходить проверку знания требований охраны труда. К этим категориям относятся:
руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
руководители и преподаватели организации или индивидуального предпринимателя, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
руководители подразделений по охране труда и специалисты в области охраны труда организаций.
Согласно Постановлению № 2464 проверка знания требований ОТ должна проходить в режиме тестирования – через интернет с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕОСОТ).
Чтобы успешно пройти тестирование, работнику необходимо дать правильные ответы не менее чем на 80 % вопросов. Тот, кто не выдержал проверку, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и по направлению работодателя в течение 30 календарных дней после тестирования должен пройти повторную проверку знаний.
23 ноября 2022 года Министерством здравоохранения Российской Федерации был утвержден Универсальный алгоритм оказания первой помощи.
В письме Минздрава от 20.01.2023 № 30-2/И/2-791 последовательность выполнения утвержденных мероприятий по оказанию первой помощи представлена в двух вариантах: графическом и табличном (с указанием сроков выполнения действий).
По словам Ярослава Грищенко, Министерство настаивает на том, что именно этим алгоритмом должны руководствоваться в работе по обучению оказанию первой помощи:
лица, обязанные ее оказывать в соответствии с федеральным законом или со специальными правилами;
другие лица, которые вправе ее оказывать, в том числе в рамках обучения по охране труда.
Спикером по данной теме выступила Дарья Кальчук, заместитель начальника аналитического отдела. Она напомнила, что в 2022 году действие приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» было приостановлено до 1 января 2023 года.
С января 2023 года работодатели должны были приступить к обновлению ранее разработанных ими инструкций по охране труда с тем, чтобы привести их в соответствие с требованиями приказа № 772н. Каковы же эти требования и чем они отличаются от прежних?
«Ранее при разработке собственных инструкций работодатель должен был руководствоваться типовыми инструкциями по охране труда, – напомнила Дарья Кальчук. – Сейчас такого требования нет. Разрабатывать инструкции он может на основе государственных нормативных требований охраны труда, а также анализа трудовой функции работников по профессии, для которой разрабатывается инструкция».
В зависимости от специфики деятельности, исходя из оценки уровней профессиональных рисков, работодатель вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В новом порядке отсутствует ранее существовавшая норма: каждые 5 лет перерабатывать существующие инструкции. Они обновляются лишь по необходимости при вступлении в силу нормативных правовых актов, которые изменяют положения той или иной инструкции.
Дарья Кальчук поведала участникам вебинара еще об одном нововведении. С 1 сентября 2023 года вступают в силу два приказа Минтруда по одному направлению:
от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»;
от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
Переходный период для обоих приказов начнется 1 сентября 2023 года и продлится до 31 декабря 2024 года. Он необходим для того, чтобы сгладить процесс перехода на новые нормы.
В этот временной промежуток каждый работодатель вправе самостоятельно принимать решение о том, какими нормами он будет руководствоваться для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающими средствами. Это могут быть как новые Единые типовые нормы, так и прежние типовые нормы, утвержденные в установленном порядке до дня вступления в силу приказов № 766н и № 767н.
«Новыми приказами реализуется риск-ориентированный подход, – добавила Дарья Кальчук. – Это означает, что выдача СИЗ может производиться не только на основании профессии и должности по Единым типовым нормам, но и с учетом реальных рисков и опасностей, с которыми сталкивается работник. Данный подход очень удобен для тех, кто провел оценку рисков. Он позволяет сделать процедуру приобретения средств индивидуальной защиты более гибкой – закупать реально необходимые виды СИЗ, а не все подряд из тех, что положены по нормам».
На этом завершилась обзорная часть вебинара. Вторая половина встречи была посвящена ответам на многочисленные вопросы участников, касающиеся организации обучения по охране труда и другим направлениям безопасности на предприятиях и в учебных центрах.