29 июня 2023 года президиум Российской академии образования (РАО) на своем заседании одобрил Концепцию развития наставничества в Российской Федерации. Документ, подготовленный учеными РАО, был направлен в Правительство РФ, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования. В ближайшей перспективе он должен стать базовым для организации наставнических практик в различных профессиональных сферах.
По мнению авторов концепции, в современных условиях развития России наставничество является важнейшим ресурсом повышения гражданственности и трудовой сознательности, желания работников всех профессиональных областей служить укреплению государства. Вместе с тем наставничеству как неформальному процессу обмена знаниями и социальным опытом необходимы новые подходы.
Изменения, которым в условиях цифровизации оказалось подвержено подавляющее большинство профессий, вносят существенные коррективы в содержание работы наставника. Сегодня им может быть только специалист, владеющий цифровыми, инновационно-творческими и коммуникативными навыками, обладающий профессиональной мобильностью и способный к непрерывному самообразованию.
Откликаясь на требования времени, консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» разработала новый интерактивный курс для тех, на кого возложена миссия наставничества. Материал курса носит универсальный характер, поэтому его могут использовать работники любых предприятий и организаций.
Замысел разработки обучающего продукта для наставников возник у заместителя руководителя компании «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе Ярослава Грищенко задолго до того, как была обнародована Концепция развития наставничества в Российской Федерации.
«Несколько лет назад я побывал на одном мероприятии, посвященном цифровому обучению, – вспоминает Ярослав Игоревич. – Представители бизнеса делились своими наработками и достижениями в сфере корпоративного обучения. Одним из лейтмотивов их выступлений была тема наставничества, причем говорили о необходимости обучения не только молодых сотрудников, но и самих наставников. Я заметил, что такая форма работы с персоналом постепенно набирает обороты на наших предприятиях, и пришла идея сделать единый курс для наставников, который подошел бы представителям всех организаций, независимо от рода их деятельности».
Цель наставничества – оказание помощи сотрудникам, проходящим стажировку, в их профессиональном становлении, овладении необходимыми профессиональными знаниями и практическими навыками.
Основными задачами наставничества являются:
ускорение процесса обучения сотрудников основным профессиональным навыкам, развитие способности работников самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них в соответствии с занимаемыми должностями задачи;
адаптация работников к корпоративной культуре, усвоение ими традиций организации и правил поведения в ней.
Новый интерактивный курс для наставников, входящий в семейство «ОЛИМПОКС», предоставляет специалистам любой профессии всю необходимую информацию о наставничестве, особенностях адаптации и обучения стажеров. Курс предназначен как для действующих наставников, так и для тех, кому только предстоит ими стать.
При подготовке информационного компонента курса использовался широкий спектр интернет-источников, учебная литература по педагогике, а также программы и методические рекомендации по наставничеству конкретных организаций, выложенные в открытый доступ.
Курс построен по принципу микрообучения, получившего в последние годы массовое распространение. Информация подается небольшими порциями, она тщательно отобрана, четко структурирована, сопровождается анимацией, за счет чего быстрее и легче усваивается.
В процессе освоения курса пользователь последовательно изучает следующие темы:
что такое наставничество;
цели наставничества;
виды наставничества;
требования к наставнику;
типы наставляемых;
этапы наставничества;
формирование навыков;
инструменты наставника;
обратная связь;
оценка эффективности наставничества;
сложности в процессе наставничества;
золотые правила наставника.
От темы к теме обучающихся ведет обаятельный рисованный лектор в строгом синем костюме с черным галстуком. В ходе освоения программы мы встречаем множество других симпатичных анимационных персонажей (капитанов, тренеров, ученых, супергероев, а также их воспитанников), появление которых делает прохождение курса по-своему увлекательным путешествием и облегчает восприятие текстовой информации. Меняются не только герои, но и локации.
Формально отнестись к изучению курса пользователь просто не сможет. Пройти до финала стремительно и безрезультатно не получится, ведь текстовая информация появляется на слайдах не вся сразу, а поэтапно – со скоростью, предполагающей прочтение и осмысление материала.
Чтобы перейти на следующий анимированный слайд, необходимо нажать коричневую кнопку, которая появляется на текущем слайде в последнюю очередь. В зависимости от контекста на кнопке может быть написано: «Вперед!», «Узнать!», «Подробнее», «В чем суть?» и т. п.
Если же наставнику захочется что-то освежить в памяти, он может вернуться к началу изучаемого раздела, нажав на изогнутую стрелку в левом верхнем углу текущего слайда, а затем при необходимости перейти и к предыдущему разделу.
Новый интерактивный курс Н 1868 «Подготовка лиц, на которых возложена обязанность наставничества» уже доступен для приобретения.