Более 400 российских предприятий и организаций подали заявки на участие в конференции «Современные инструменты цифрового обучения персонала в области охраны труда и производственной безопасности», которую консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» провела 16 ноября 2023 года в Ярославле.
В этом крупном промышленном центре, расположенном в 270 км к северо-востоку от Москвы, вот уже шестой год успешно работает обособленное подразделение КГ «ТЕРМИКА», однако компания впервые выбрала Ярославль для проведения столь масштабного обучающего мероприятия. Конференция проходила в гостинице «Ринг Премьер Отель», одной из лучших в городе.
Участие в мероприятии с насыщенной программой, рассчитанной на целый день, было бесплатным для всех желающих. Требовалось лишь пройти предварительную регистрацию на сайте конференции. Охват максимально широкой аудитории обеспечивался за счет гибридного формата мероприятия – офлайн и онлайн. Подавляющее большинство участников конференции выбрали именно онлайн-формат.
Многие организации были представлены на конференции несколькими участниками. Общее число зарегистрировавшихся составило около 600 человек. Среди них – представители промышленных предприятий, образовательных учреждений, организаций социальной сферы и коммунального сектора, научно-исследовательских институтов. География участников охватывала практически всю территорию страны – от Москвы до Оренбурга, от Санкт-Петербурга до Новороссийска, от Смоленска до Южно-Сахалинска.
Программа конференции включала в себя рассмотрение широкого круга тем, связанных с цифровым обучением персонала, – от вопросов методологии обучения до особенностей применения конкретных обучающих продуктов.
Первым выступающим стал Ярослав Грищенко, заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе, методолог электронного обучения, с докладом «Теория, методы и инструменты обучения. Современные приемы в цифровом обучении».
Изложение темы Ярослав начал красноречивой и тревожной статистикой. По данным ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, с 2019 по 2022 год в стране произошло 5510 несчастных случаев со смертельным исходом. При этом 79 % погибших работников имели запись о прохождении подготовки по охране труда, а 68 % погибших были проинформированы о рисках, существующих на их рабочих местах.
Почему работники не хотят обучаться? Почему обучение неэффективно? Почему работодатели подходят к обучению формально? В рамках своего выступления Ярослав Грищенко дал аргументированные ответы на каждый из поставленных вопросов.
Ссылаясь на исследования психологов и педагогов, он рассказал, как открытия андрагогики (науки об обучении взрослых), дидактики (науки о теории организации обучения) и психопедагогики (науки о психологических и нейрофизиологических механизмах обучения) позволяют сделать обучение персонала более эффективным.
Участники конференции узнали, чем «иксеры» (родившиеся с 1965 по 1980 год) отличаются от «миллениалов» (1981–2000 гг.) и «зумеров» (2001–2021 гг.), что такое четыре стадии компетентности, как метод интервального повторения позволяет усвоить необходимую информацию, из каких этапов состоит цикл обучения Дэвида Колба.
Докладчик представил информацию обо всех существующих в настоящее время методах обучения, а также о приемах обучения, которые могут при этом использоваться. Перечень методов обучения включает в себя:
классическое обучение (в учебном классе или дистанционно с преподавателем);
онлайн-обучение (при постоянной обратной связи с преподавателем, в любое время и с любыми интервалами);
электронные курсы (самостоятельное обучение во внутрикорпоративных системах дистанционного обучения или в учебном классе с преподавателем);
микрообучение (обучение мелкими порциями с регулярным повторением);
тестирование (формирование знаний через размышление и ответы на вопросы);
геймификация (обучение с помощью игровых форм);
различные виды тренажеров, формирующих навыки путем имитации процессов и ситуаций.
В завершение своего вступления Ярослав Грищенко продемонстрировал экосистему обучающих форматов, которые используются в продуктах на платформе «ОЛИМПОКС». «О том, как работает тот или иной формат, каковы его особенности и преимущества, вам расскажут мои коллеги», – обратился он к участникам конференции.
После кофе-брейка программу конференции продолжила Наталья Толченова, начальник отдела КГ «ТЕРМИКА» по разработке электронных курсов, эксперт в области охраны труда и промышленной безопасности, с докладом «Экосистема методического контента для обучения требованиям производственной безопасности».
«Под термином "производственная безопасность" я понимаю все направления деятельности, которыми занимается компания "ТЕРМИКА", за исключением охраны труда, – сообщила Наталья в начале своего выступления. – Среди этих направлений значатся промышленная, энергетическая, пожарная и экологическая безопасность, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций, а также безопасность дорожного движения».
Докладчица обозначила обязательные виды обучения по каждому из направлений. Перечень возможных видов обучения включает в себя инструктажи, дополнительное профессиональное образование (ДПО) и подготовку по утвержденным тестовым заданиям. Наталья Толченова рассказала, какие задачи решаются с помощью каждого из трех перечисленных видов обучения, какие проблемы возникают при организации обучения и как они решаются с помощью обучающих продуктов на платформе «ОЛИМПОКС».
Среди сложностей, связанных с проведением инструктажей, Наталья назвала следующие:
ограниченное время проведения (обычно нужен короткий информативный инструктаж);
возрастные, социальные и когнитивные различия работников (нужен один универсальный курс для всех);
массовость (нужна возможность проведения группового инструктажа);
оценка эффективности (нужна уверенность в том, что работники усвоили знания и смогут их применить);
сложность материала (нужны глубокое понимание и простое пояснение).
В инструктажах на платформе «ОЛИМПОКС» эти сложности преодолеваются за счет четкого структурования контента (по принципу «Один слайд – одна мысль») и удобной навигации по нему. Внедрение интерактивных элементов позволяет повысить вовлеченность работников в процесс обучения. Удержанию внимания способствует наглядная форма инструктажей, предусматривающая использование списков, схем, графиков, диаграмм.
Наталья Толченова обратила внимание участников конференции на линейку первичных противопожарных инструктажей, разработанных в формате сторителлинга (мультимедийных слайдов со звуковым сопровождением). Данный формат позволяет с максимальной наглядностью продемонстрировать специфику типовых рабочих зон, представить характерные особенности поведения сотрудников, разобрать их действия в критических ситуациях.
Следующим шагом в сторону наглядности являются вводные видеоинструктажи по гражданской обороне и пожарной безопасности, представляющие собой анимационные видеофильмы с графическими вставками и аудиосопровождением.
В структуру инструктажей на платформе «ОЛИМПОКС» внедрены тестовые задания, позволяющие работнику и работодателю оценить эффективность обучения.
У процесса прохождения ДПО – свои трудности, ведь такое образование получают руководители и ответственные должностные лица. К этим трудностям относятся:
отторжение процесса обучения, нежелание учиться (нужно убедить работника в необходимости получения знаний);
необходимость изучения сложных нормативных документов, написанных трудным для восприятия языком (нужно помочь в их изучении);
необходимость изучения большого объема материала (нужно выбрать главное).
Оценить начальный уровень знаний работника и мотивировать его к восполнению пробелов помогает входное тестирование, включающее в себя очень сложные вопросы. Не сумев правильно ответить на все, специалист осознает, что действительно нуждается в ДПО. Облегчить изучение объемных нормативных актов помогает подача материала в виде смарт-документа. Это мнемонический конспект с выделением ключевых слов, пометками и рисунками на полях.
«Мы не только акцентируем внимание специалистов на наиболее важной информации, но и с помощью образов облегчаем ее восприятие и запоминание, – добавила Наталья Толченова. – Тем же целям служат присутствующие в курсах схемы, таблицы, инфографика».
Финальная часть доклада была посвящена особенностям подготовки по утвержденным тестовым заданиям (в рамках аттестации и проверки знаний). Среди возникающих при этом сложностей были следующие:
необходимость заучивания второстепенной или справочной информации (нужна система для запоминания);
кажущаяся запутанность некоторых тестовых заданий (нужна «расшифровка»);
большой объем изучаемого материала (нужно выделение конкретных пунктов документов).
Преодолеть сложности позволяет обучающий модуль, построенный по принципу опорного конспекта с применением метода интеллектуальной карты (mind map) и выделением ключевых понятий. Материал модуля разбит на слайды и представлен в виде схем, как бы подводящих работника к правильному ответу. Каждый слайд снабжен кнопкой для просмотра вопроса, ответом на который он является.
«Для каждого вида обучения мы искали оптимальный подход. Так была сформирована экосистема методического контента для обучения требованиям производственной безопасности», – завершила свое выступление эксперт компании «ТЕРМИКА».
Следующим выступающим стал Александр Смирягин, директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА», внедренец EdTech-систем. Он представил участникам конференции доклад «Организация и проведение инструктажей по охране труда и проверки знаний рабочего персонала».
Для организации, планирования и учета инструктажей по охране труда компанией «ТЕРМИКА» разработан комплексный продукт «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365», включающий в себя программный комплекс «ОЛИМПОКС:Инструктаж» и библиотеку «Инструктаж 365» с унифицированными материалами для проведения всех видов инструктажей на рабочем месте: первичного, повторного, внепланового, целевого и предсменного.
«Предсменным инструктажем мы называем короткий опрос на знание требований безопасного выполнения работ, проводимый среди работников выборочно перед их выходом на смену, – пояснил докладчик. – Данная процедура позволяет поддерживать стабильно высокий уровень теоретической подготовки в период между повторными инструктажами».
«ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» позволяет выполнить все требования, предъявляемые к проведению инструктажей по охране труда постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Три формы представления обучающих и проверочных средств для организации инструктажей, составляющих библиотеку «Инструктаж 365», включают в себя проверочные инструктажи, демонстрационно-проверочные инструктажи, видеоинструктажи.
«Создавая продукт, мы осознавали, какие проблемы возникают при проведении инструктажей, – сказал Александр Смирягин. – Первая – нехватка времени у работников, вторая – подача материала. Если просто заставить работника читать инструкцию, у него в голове ничего не останется. Ну а третья проблема заключается в том, что люди по-разному воспринимают информацию. Одним достаточно текста, другим нужны картинки, а третьи хотят более активно участвовать в образовательном процессе».
Директор по маркетингу компании «ТЕРМИКА» рассказал о назначении, особенностях и принципах работы с каждой из трех форм инструктажей, представленных в библиотеке «Инструктаж 365».
Проверочные инструктажи используются, если в организации имеется комплект материалов и инструкций для проведения инструктажа и ввиду большого количества инструктируемых есть потребность в автоматизации проверки знаний, планирования и учета инструктажей. Последовательность действий в этом случае такая: в систему «ОЛИМПОКС:Инструктаж» загружаются локальные нормативные документы (ЛНД) организации, работники их изучают, а затем проходят тестирование на знание основных правил безопасного выполнения работ.
«Вероятно, у кого-то может возникнуть вопрос: а почему, собственно, нашим тестовым вопросам можно доверять? – предположил докладчик. – Отвечаю. Во-первых, почти за 10 лет работы по созданию инструктажей мы накопили огромный опыт. Во-вторых, ЛНД любого предприятия не могут противоречить требованиям законодательства. В-третьих, наши вопросы построены так, чтобы работник мог, основываясь на логике, дать верный ответ, даже если он не уверен в своих знаниях».
Тесты, разработанные экспертами компании «ТЕРМИКА», содержат не только вопросы с выбором правильного варианта ответа, но и вопросы на установление последовательности действий, установление соответствия. Лучшему восприятию материала способствуют иллюстрации. Каждый тестовый вопрос содержит в себе методический материал на тот случай, если работник затрудняется с ответом или ответил неправильно.
Форма проверочного инструктажа подходит для проведения первичного, повторного, внепланового и предсменного инструктажей.
Выступающий отметил, что в «ОЛИМПОКС:Инструктаж 365» заложены элементы риск-ориентированного подхода. С помощью модуля аналитики система обрабатывает информацию об итогах тестирований, позволяя выявить:
работников, недостаточно хорошо знающих требования ЛНД;
ЛНД, которые трудны для понимания работников.
Демонстрационно-проверочные инструктажи актуальны для организаций, где большинство инструкций по охране труда написано сложным юридическим языком, с обилием цитат из нормативно-правовых актов, которые непонятны работникам, далеким от работы с официальными документами.
Демонстрационно-проверочный инструктаж включает в себя:
короткие обучающие модули с ключевыми правилами безопасного выполнения работ и демонстрацией последствий их нарушений;
короткие видеоролики, демонстрирующие последствия нарушений указанных правил;
тестовые задания для закрепления полученных знаний, в том числе ситуационные задачи.
Данное решение подойдет для организации практически любого вида инструктажа.
Если привлекаемые для выполнения работ на территории организации не являются ее работниками, руководитель должен ознакомить их с правилами безопасности. Такие исполнители, как правило, не слишком озабочены соблюдением требований безопасности. Форматом инструктажа, который их заинтересует и замотивирует на безопасный труд, станет видеоинструктаж.
В состав видеоинструктажа входят:
видеофильм с демонстрацией правил безопасного выполнения работ;
видеоуроки по результатам реконструкции реальных происшествий и инцидентов;
тестовые задания для подтверждения знаний.
Общая продолжительность видеоинструктажа, включая тестирование, составляет от 40 минут до 1 часа. Он оптимален для проведения групповых инструктажей перед выполнением работ повышенной опасности, а также может использоваться при проведении внеплановых инструктажей или обучающих мероприятий. Видеоинструктаж подойдет для организации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также для проведения внеплановых инструктажей.
В настоящее время библиотека «Инструктаж 365» включает в себя 107 проверочных инструктажей, 32 демонстрационно-проверочных инструктажа, 13 видеоинструктажей. Она продолжает пополняться на основании тех запросов, которые поступают от клиентов.
После перерыва на обед конференция продолжила свою работу. С докладом «Электронные курсы и тренажеры по охране труда: теория и практика в обучении в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464» выступила Дарья Кальчук, тимлидер по разработке новых проектов и линеек обучающих продуктов в КГ «ТЕРМИКА», эксперт в области охраны труда.
В рамках своего выступления она представила цифровые обучающие продукты на платформе «ОЛИМПОКС» по следующим направлениям:
оказание первой помощи пострадавшим на производстве;
использование (применение) средств индивидуальной защиты (СИЗ);
общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) (программа 46 А);
безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ) (программа 46 Б);
безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности (программа 46 В).
«После вступления в силу постановления № 2464 работодатели больше не могут формально относиться к вопросам обучения по охране труда, – сказала Дарья Кальчук в начале своего выступления. – В документе четко прописан порядок обучения персонала по пяти направлениям. Чем выше уровень ответственности работника, тем более высокие требования предъявляются к его знаниям и, соответственно, к его подготовке».
Если рядовой специалист может пройти обучение по ОТ непосредственно на предприятии, то руководитель структурного подразделения должен отправиться в учебный центр (УЦ), а специалисту по охране труда предстоит не только обучиться в УЦ, но и пройти тестирование в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (ЕИСОТ).
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве может проводиться как по отдельной программе, так и в рамках обучения требованиям охраны труда.
По мнению Дарьи, для работников, которые сталкиваются с необходимостью оказывать первую помощь или выполняют работы повышенной опасности, более целесообразным является первый вариант. В остальных случаях можно выбрать второй.
Отдельную категорию составляют работники, которые несут ответственность за организацию обучения приемам оказания первой помощи. Для них нужна особая, расширенная программа обучения.
Курс, предназначенный для проведения теоретической части обучения работников приемам оказания первой помощи, включает в себя:
иллюстрации с правилами оказания первой помощи, структурированными по видам травм и происшествий;
видеоролик, демонстрирующий порядок оказания первой помощи в зависимости от вида происшествия;
тренинговый модуль для отработки выбора правильных действий при оказании первой помощи.
«Ответственные и организаторы обучения должны не только понимать тонкости оказания первой помощи, но и обладать навыками донесения необходимой информации до слушателей, – добавила Дарья Кальчук в продолжение темы. – Эти навыки они могут получить с помощью разработанного для них тиражного курса, представляющего собой последовательность слайдов с текстовой информацией. Наличие иллюстраций с инфографикой облегчает усвоение материала. В курсе есть блок, посвященный методике проведения занятий по оказанию первой помощи».
Обучение использованию (применению) СИЗ может проводиться как отдельный вид обучения, в рамках инструктажа или в объединении с другими программами. Всех обучаемых по данному направлению можно разделить на две группы: работников, которые сталкиваются с необходимостью применять СИЗ для защиты от воздействия ВОПФ, и тех, кто отвечает за обеспечение работников СИЗ и организацию обучения их правильному применению.
Электронные учебные курсы для работников по использованию средств индивидуальной защиты содержат только ту информацию, которая поможет правильно применить то или иное СИЗ. Компанией «ТЕРМИКА» разработаны курсы по отдельным видам работ, требующим применения СИЗ. Пользователи знакомятся с различными средствами индивидуальной защиты, нажимая на соответствующие иконки. Описание каждого СИЗ включает в себя его назначение, правила применения, хранения и ухода. Что касается ответственных, для их обучения разработан курс, позволяющий получить теоретические знания по всем видам СИЗ, согласно их классификации.
Переходя к теме обучения требованиям охраны труда, Дарья Кальчук подчеркнула: «В данном случае функционал работника важнее, чем его профессия или должность. Ведь именно на основании функционала ему назначается то или иное направление обучения:
программа 46 А – руководителям и работникам, ответственным за организацию, функционирование и контроль СУОТ;
программа 46 Б – работникам, контактирующим с ВОПФ и опасностями, а также ответственным за обучение по ОТ, организацию и контроль безопасности выполняемых работ;
программа 46 В – работникам, организующим, контролирующим работы повышенной опасности и участвующим в них».
Курсы для обучения общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ (программа 46 А) включают в себя не только общие, но и специальные вопросы обеспечения ОТ, в том числе расследование и предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Курсы существуют в двух вариантах – для организаций с наличием производственного цикла и с его отсутствием. Упрощению подачи сложного материала способствует формат курсов – слайды с иллюстрациями и инфографикой.
Руководители и специалисты, обучающиеся по программе 46 А, должны пройти тестирование в ЕИСОТ. Дарья Кальчук обратила внимание участников конференции на то, что данная процедура не является формой обучения по охране труда. Она лишь подтверждает наличие у работника необходимых знаний для выполнения им определенных функций.
Для подготовки к тестированию в ЕИСОТ компанией «ТЕРМИКА» разработаны курсы в формате опорного конспекта. Представление информации в них с помощью простых и логичных схем подводит пользователя к правильному ответу.
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВОПФ, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) (программа 46 Б), направлено на получение знаний, которые помогут работнику распознать влияние фактора или источника опасности, оценить его вред и понять, как от него защититься.
Обучающие курсы по отдельным видам работ содержат информацию обо всех ВОПФ, которые связаны с той или иной работой. Работник получает необходимую информацию, нажимая на соответствующие иконки интерактивного учебного модуля.
Кроме того, компанией «ТЕРМИКА» разработан по данному направлению единый слайдовый курс, позволяющий изучить воздействие всех вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минтруда России № 33н. Пользователь узнает об их источниках, проявлениях и последствиях для здоровья, а также о защите от этих факторов.
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (программа 46 В), – направление, по которому «ТЕРМИКА» предлагает курс в формате золотых правил. Каждое изложено простым, понятным языком и снабжено иллюстрацией.
Изучив правило, работник смотрит видеоролик, иллюстрирующий последствия нарушения данного правила. В завершение обучения ему предлагается пройти ситуационный тренинг, который дает возможность обучаемому отработать навык поиска нарушений при выполнении работ и проверить, насколько хорошо был усвоен материал теоретического обучения.
Для теоретического обучения методам и приемам выполнения работ повышенной опасности можно использовать более «консервативный», слайдовый курс, включающий в себя необходимую информацию об организационных моментах, о подготовке к выполнению работ, правилах безопасности и применяемых средствах защиты.
Дарья Кальчук уделила особое внимание представлению новой разработки компании «ТЕРМИКА» – компьютерных имитационных тренажеров (КИТ), предназначенных для проведения практических занятий до начала выполнения работ повышенной опасности.
Цель таких занятий – погрузить работника в производственную среду, чтобы он попробовал применить полученные знания для решения задач, с которыми ему предстоит столкнуться в реальном рабочем процессе.
Имитационные тренажеры погружают работника в атмосферу производственной среды – от этапа подготовки до получения конечного результата, помогают отработать правильную последовательность действий, формируют навык принятия решений при выполнении рабочих задач.
Заключительной частью мероприятия стал мастер-класс «Организация системы обучения персонала с использованием "ОЛИМПОКС"», который провела Анастасия Королева, специалист Центра компетенций КГ «ТЕРМИКА», эксперт в области организации обучения на производстве.
В завершение докладчики ответили на вопросы, прозвучавшие в зале и поступившие в чат мероприятия. Конференция в Ярославле в очередной раз продемонстрировала высокий интерес предприятий и организаций различных сфер деятельности к эффективным инструментам цифрового обучения персонала.