КГ «ТЕРМИКА» представила новый модуль в курсах для проверки знаний рабочего персонала

«Ситуационные задачи» – новый специализированный модуль для проверки знаний рабочего персонала, презентация которого состоялась 23 августа 2021 года в рамках вебинара консалтинговой группы (КГ) «ТЕРМИКА». Представленный модуль будет включен в состав обновленных курсов линейки «Опасные виды работ».

Ведущим вебинара выступил директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин. Обязанности эксперта взял на себя заместитель руководителя компании по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко. В своем вступительном слове он отметил, что на сегодняшний день безопасность, к сожалению, не является доминирующей потребностью при выполнении рабочими своих обязанностей. Главное для них – выполнить поставленную задачу, поэтому именно человеческий фактор становится основным источником возникновения рисков.



Заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко (слева)
и директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин


Противостоять человеческому фактору помогает регулярное обучение персонала и проведение инструктажей. Также в последнее время во многих организациях процедура проверки знаний начинает включать элементы обучения: работник, проходя тестирование, ориентируется не на теоретические знания, содержащиеся в соответствующих инструкциях, а на личный опыт и компетенции, и при каждом тестировании он учится правильно использовать ментальный инструмент решения проблем. В этих условиях периодическая проверка знаний представителей рабочих профессий фактически стала включать в себя подготовку.

Основными проблемами, возникающими при организации обучения, являются:

  • большие временные затраты на обучение и проверку знаний;
  • низкая мотивация работников к изучению требований инструкций;
  • формат методических материалов, препятствующий эффективному усвоению информации, и неверный подход к обучению.

В решении этих проблем помогут достижения андрагогики (науки об особенностях обучения взрослых) и дидактики (она изучает проблемы и методы обучения). Имеются три андрагогических подхода к подготовке персонала: деятельностный, проблемно-ориентированный и компетентностный.

В своем выступлении Ярослав Грищенко коротко охарактеризовал особенности каждого из них, сделав вывод о том, что для периодической проверки знаний рабочего персонала наиболее эффективен проблемно-ориентированный подход, целью которого является овладение универсальным инструментом решения схожих проблем и развитие соответствующих способностей.

Тестовые задания при проблемно-ориентированном подходе обладают своей спецификой. Во-первых, они должны быть сформулированы максимально кратко, без использования сложных лингвистических конструкций и юридических формулировок. Во-вторых, содержащиеся в них иллюстрированные вопросы упрощают восприятие и погружают в контекст, снижая желание ответить наугад. Наконец, в-третьих, сам блок тестирования должен содержать задания разного типа.



Иллюстрированные тестовые задания упрощают восприятие и погружают работника в контекст, снижая желание ответить наугад


В рамках проблемно-ориентированного подхода наиболее эффективными являются:

  • задания с множественным выбором, состоящие из вопроса и вариантов ответа, один или несколько из которых являются правильными;
  • задания на восстановление последовательности, требующие составить верную последовательность в соответствии с неразрывным конструктом, который подразумевается в виде ряда;
  • задания на восстановление соответствия, требующие установить соответствие между элементами двух списков на основе предлагаемой характеристики конструкта.

Все перечисленные типы заданий являются дидактическими единицами активного обучения и входят в состав курсов линейки «Опасные виды работ». Однако, по словам эксперта, понятие активного обучения подразумевает более глубокое погружение в решение проблем. Этой цели соответствует особый вид учебной деятельности – решение ситуационных задач, который особенно эффективен при проверке знаний рабочего персонала.

Применение ситуационных задач:

  • обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучаемого;
  • позволяет осуществлять подготовку рабочего персонала, разносторонне владеющего профессиональными компетенциями;
  • развивает аналитическое и системное мышление.

При этом результатом решения таких задач является не воспроизведение заученных знаний, а их самостоятельное добывание. Работники становятся активными участниками процесса поиска решений, начинают понимать источники их появления.



Примеры ситуационных задач для развития системного и аналитического мышления тестируемого из курсов линейки «Опасные виды работ»


Ярослав Грищенко представил примеры ситуационных задач для развития аналитического и системного мышления, затем Александр Смирягин продемонстрировал работу с новым модулем «Ситуационные задачи». Он позволяет реализовать решение данного типа задач в рамках обучения рабочего персонала с помощью систем семейства «ОЛИМПОКС».

Ведущий вебинара сообщил, что до конца 2021 года новым модулем будут оснащены более 20 курсов, входящих в линейку «Опасные виды работ». В каждом из них модуль «Ситуационные задачи» выделен в отдельную тему. Данное дополнение не повлечет за собой увеличения стоимости курсов. Все пользователи, находящиеся на абонементном обслуживании, получат новый модуль бесплатно.

В заключение онлайн-встречи ее ведущий и эксперт ответили на поступившие вопросы. Видеозапись и презентация вебинара доступны для ознакомления на странице https://olimpoks.ru/oks/forum/club-olimpoks.php.


25.08.2021