«Ситуационные задачи» – новый специализированный модуль для проверки знаний рабочего персонала, презентация которого состоялась 23 августа 2021 года в рамках вебинара консалтинговой группы (КГ) «ТЕРМИКА». Представленный модуль будет включен в состав обновленных курсов линейки «Опасные виды работ».
Ведущим вебинара выступил директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин. Обязанности эксперта взял на себя заместитель руководителя компании по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко. В своем вступительном слове он отметил, что на сегодняшний день безопасность, к сожалению, не является доминирующей потребностью при выполнении рабочими своих обязанностей. Главное для них – выполнить поставленную задачу, поэтому именно человеческий фактор становится основным источником возникновения рисков.
Заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по экспертно-методической работе Ярослав Грищенко (слева)
и директор по маркетингу КГ «ТЕРМИКА» Александр Смирягин
Противостоять человеческому фактору помогает регулярное обучение персонала и проведение инструктажей. Также в последнее время во многих организациях процедура проверки знаний начинает включать элементы обучения: работник, проходя тестирование, ориентируется не на теоретические знания, содержащиеся в соответствующих инструкциях, а на личный опыт и компетенции, и при каждом тестировании он учится правильно использовать ментальный инструмент решения проблем. В этих условиях периодическая проверка знаний представителей рабочих профессий фактически стала включать в себя подготовку.
Основными проблемами, возникающими при организации обучения, являются:
В решении этих проблем помогут достижения андрагогики (науки об особенностях обучения взрослых) и дидактики (она изучает проблемы и методы обучения). Имеются три андрагогических подхода к подготовке персонала: деятельностный, проблемно-ориентированный и компетентностный.
В своем выступлении Ярослав Грищенко коротко охарактеризовал особенности каждого из них, сделав вывод о том, что для периодической проверки знаний рабочего персонала наиболее эффективен проблемно-ориентированный подход, целью которого является овладение универсальным инструментом решения схожих проблем и развитие соответствующих способностей.
Тестовые задания при проблемно-ориентированном подходе обладают своей спецификой. Во-первых, они должны быть сформулированы максимально кратко, без использования сложных лингвистических конструкций и юридических формулировок. Во-вторых, содержащиеся в них иллюстрированные вопросы упрощают восприятие и погружают в контекст, снижая желание ответить наугад. Наконец, в-третьих, сам блок тестирования должен содержать задания разного типа.
Иллюстрированные тестовые задания упрощают восприятие и погружают работника в контекст, снижая желание ответить наугад
В рамках проблемно-ориентированного подхода наиболее эффективными являются:
Все перечисленные типы заданий являются дидактическими единицами активного обучения и входят в состав курсов линейки «Опасные виды работ». Однако, по словам эксперта, понятие активного обучения подразумевает более глубокое погружение в решение проблем. Этой цели соответствует особый вид учебной деятельности – решение ситуационных задач, который особенно эффективен при проверке знаний рабочего персонала.
Применение ситуационных задач:
При этом результатом решения таких задач является не воспроизведение заученных знаний, а их самостоятельное добывание. Работники становятся активными участниками процесса поиска решений, начинают понимать источники их появления.
Примеры ситуационных задач для развития системного и аналитического мышления тестируемого из курсов линейки «Опасные виды работ»
Ярослав Грищенко представил примеры ситуационных задач для развития аналитического и системного мышления, затем Александр Смирягин продемонстрировал работу с новым модулем «Ситуационные задачи». Он позволяет реализовать решение данного типа задач в рамках обучения рабочего персонала с помощью систем семейства «ОЛИМПОКС».
Ведущий вебинара сообщил, что до конца 2021 года новым модулем будут оснащены более 20 курсов, входящих в линейку «Опасные виды работ». В каждом из них модуль «Ситуационные задачи» выделен в отдельную тему. Данное дополнение не повлечет за собой увеличения стоимости курсов. Все пользователи, находящиеся на абонементном обслуживании, получат новый модуль бесплатно.
В заключение онлайн-встречи ее ведущий и эксперт ответили на поступившие вопросы. Видеозапись и презентация вебинара доступны для ознакомления на странице https://olimpoks.ru/oks/forum/club-olimpoks.php.