Создавайте документы правильно

Классификация электронных писем

Классифицировать деловые письма можно с разных точек зрения.

По функциональному признаку письма можно разделить на две группы:

Письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.

Письма, не требующие ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).

По аспектам письма делятся на:

  • письмо-напоминание – факт напоминания;
  • письмо-запрос;
  • письмо гарантийное – выражение гарантии, документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего-либо (места работы, проведения исследований и т. п.). Эти письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным;
  • письмо-подтверждение – указание на достигнутую степень согласия, свершившийся факт;
  • письмо-ответ – по своему содержанию носит зависимый характер от инициативных писем, т. к. тема его текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие или отказ от предложения, выполнение просьбы;
  • письмо-отказ;
  • письмо-просьба;
  • инициативное письмо – это письмо, требующее ответа. Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов;
  • письмо-претензия;
  • письмо-благодарность;
  • информационное письмо – информирование о намечаемых или уже проведенных мероприятиях;
  • убеждающее письмо;
  • письмо-приглашение – письменное приглашение адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.
  • письмо-предложение;
  • письмо-извинение;
  • письмо-предупреждение – предупреждение о возможных ответных шагах и т. д.
  • сопроводительное письмо – письменный текст, который информирует адресата о направлении документов, прилагаемых к письму.
По признаку адресата деловые письма делятся на две группы:

Обычные – один адресат, один источник.

Циркулярные – направляются из одного источника на несколько адресов.

По типу затрагиваемых вопросов:

Деловая корреспонденция
(переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия).

Коммерческая корреспонденция
(переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта). В сфере торговых отношений сложились определенные типы коммерческих писем:

  • письмо-запрос;
  • ответ на запрос;
  • письмо-извещение;
  • письмо-предложение (оферта);
  • письмо – ответ на предложение;
  • письмо – подтверждение заказа;
  • письмо – отказ от поставки товара, от оплаты и т. п.;
  • письмо-рекламация;
  • письмо – ответ на рекламацию и др.

Читайте далее: Стилистические особенности деловых писем »