Классифицировать деловые письма можно с разных точек зрения.
По функциональному признаку письма можно разделить на две группы:
Письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
Письма, не требующие ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).
По аспектам письма делятся на:
письмо-напоминание – факт напоминания;
письмо-запрос;
письмо гарантийное – выражение гарантии, документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего-либо (места работы, проведения исследований и т. п.). Эти письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным;
письмо-подтверждение – указание на достигнутую степень согласия, свершившийся факт;
письмо-ответ – по своему содержанию носит зависимый характер от инициативных писем, т. к. тема его текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие или отказ от предложения, выполнение просьбы;
письмо-отказ;
письмо-просьба;
инициативное письмо – это письмо, требующее ответа. Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов;
письмо-претензия;
письмо-благодарность;
информационное письмо – информирование о намечаемых или уже проведенных мероприятиях;
убеждающее письмо;
письмо-приглашение – письменное приглашение адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.
письмо-предложение;
письмо-извинение;
письмо-предупреждение – предупреждение о возможных ответных шагах и т. д.
сопроводительное письмо – письменный текст, который информирует адресата о направлении документов, прилагаемых к письму.
По признаку адресата деловые письма делятся на две группы:
Обычные – один адресат, один источник.
Циркулярные – направляются из одного источника на несколько адресов.
По типу затрагиваемых вопросов:
Деловая корреспонденция
(переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия).
Коммерческая корреспонденция
(переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта). В сфере торговых отношений сложились определенные типы коммерческих писем:
письмо-запрос;
ответ на запрос;
письмо-извещение;
письмо-предложение (оферта);
письмо – ответ на предложение;
письмо – подтверждение заказа;
письмо – отказ от поставки товара, от оплаты и т. п.;