Отличительной особенностью делового письма является официально-деловой стиль изложения его содержания.
Специфическими чертами официально-делового стиля изложения являются:
- подчеркнутая официальность и деловитость;
- адресность (наличие отправителей (адресантов) и получателей (адресатов) деловых писем);
- устойчивая повторяемость словарных величин в сочетании с ограниченностью их использования в тексте деловых писем;
- лексическое и композиционное единообразие содержания письма;
- максимально нейтральный тон изложения;
- точность и ясность, исключающие непонимание или двоякое толкование содержания письма;
- лаконичность изложения содержания.
Деловое письмо должно располагать адресата к себе проявлением искренности. Общий тон письма, при всей его подчеркнутой официальности и деловитости, должен быть доброжелательным по отношению к адресату, т. к. это способствует установлению лучшего взаимопонимания между участниками переписки.
Опираясь на специфику стиля, можно выделить несколько рекомендаций при составлении писем:
- Излагайте суть преимущественно простыми, короткими предложениями, старайтесь избегать причастных и деепричастных оборотов и других осложняющих конструкций.
- Отдавайте предпочтение прямому порядку слов в предложении – подлежащее предшествует сказуемому, определение стоит перед определяемым словом, а вводные слова находятся в начале предложения.
- Применяйте устойчивые словосочетания и обороты письменной речи.
- Употребляйте специальные термины в их общепринятом толковании и только в том случае, если применение термина является совершенно необходимым.
- Исключите устаревшие слова и выражения (архаизмы), отжившие канцелярские обороты, заимствования из диалектов. А также не следует употреблять недавно появившиеся выражения, профессиональный жаргон и т. п.
- Излагайте суть спокойно, ровно и нейтрально. Проявление как чрезмерной любезности, так и недоброжелательности или даже грубости не допускается. В процессе изложения будьте умеренны в просьбах, сдержанны в оценках событий, объективны при изложении фактов.
- Не намекайте получателю письма на его мнимую невнимательность, используя в тексте письма формулировку типа: «Предлагаю внимательно изучить...».
- Не торопите адресата принять решение, употребляя в тексте письма слова «срочно», «незамедлительно», «в возможно более короткие сроки». Лучше указать, когда бы Вы желали узнать о решении, например следующим образом: «Убедительно прошу Вас сразу же сообщить о своем решении».
- Не навязывайте адресату содержанием (или подтекстом) документа ожидаемый исход освещаемого в письме вопроса, например, так: «Прошу изучить и решить вопрос положительно» или «Прошу утвердить эту кандидатуру».
- Если Вы сообщаете о том, что выполнение поручения или просьбы невозможно, не начинайте письмо с констатации отказа – сначала изложите мотивацию своего решения и дайте понять, что при определенных обстоятельствах к вопросу можно вернуться.
- Проявляйте дипломатию в тех случаях, когда вы сообщаете о чем-то положительном: дайте понять, что исполнение просьбы стоило Вам известного труда, в противном случае Вы рискуете столкнуться с новыми настойчивыми обращениями по еще менее существенным проблемам.
Читайте далее:
Языковые конструкции »